Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в древнюю Александрию Египетскую, но прежде вспомним ранее изученное с помощью тестового задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 46 КБ |
презентация | 884.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории Древнего мира в 5 классе.
Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Учебник: История Древнего мира. А.А.Вигасин., Г.И.Годер.
Урок с элементами театрализации. Учитель истории наряжена в образ богини истории Клио.
Учитель: Левченко Екатерина Викторовна
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.
1 Организационный момент
На столе у вас должно быть: тетрадка, ручка, карандаш, дневник и учебник.
Остальное уберите в портфель.
2 Проверка домашнего задания
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в древнюю Александрию Египетскую, но прежде вспомним ранее изученное с помощью тестового задания.
Объяснение выполнение тестового задания.
Каждый ученик получает листочек с тестом и чистый лист для написания ответов.
Напишите свою фамилию и номер варианта. Читаете вопрос и варианты ответов и записывайте себе на листик только цифру и букву с выбранным вами вариантом ответа.
Приступаем к выполнению.
В выполнению теста помогут нам песочные часы (которые тоже были изобретены в древние время). Часы будем использовать дважды. КА только просыпятся последние крупинки работы сдаём.
В проверки помогут нам ваши одноклассницы, а результаты объявят в конце урока.
Пять получили ………………………… учеников
Четыре получили ……………………… учеников
Теперь мы закроем глазки представим мы оказались в далёком прошлом в 4 веке до нашей эре.
Поплывём.
А куда? Поможет карта. «Распад державы Александра Македонского».
* Каким цветом обозначены государства, на которые располагалось держава Александра Македонского?
Красный ---------- Македония
Фиолетовый ----------Сирия
Желтый-----------------Египет
Вот в Египет мы с вами сегодня и поплывем на торговом корабле.
- Куда?
В один из самых красивых городов Восточного средиземноморья Египетского царства – Александрия.
- Что мы везём в Александрию на торговом корабле? ………………
(древесину, серебро, пурпурную шерсть, дорогие вина для царя и вельмож).
Помогать нам будет в путешествии покровительница истории богиня КЛИО.
Рассказывает стихотворение и приглашает в путь.
Наш корабль причалил к пристани и на пристани нас встречает богатый купец.
Выходит Радион и рассказывает о городе.
В городе тёплый, мягкий климат. Город омывается двумя морями и благотворной рекой Нил – наполняется с началом лета, не допускала образование болот, которые могли бы произвести вредные испарения.
Город Александрия был построен по греческому образцу.
Продолжает Радион
Весь город пересечён улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом.
В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней" Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гаванью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...
В городе строили театры, гимнасии (гимназии), мусей (музей).
* Что было ещё построено в городе?
Нам поможет план Александрии Египетской в учебнике на
странице 199.
В Александрии Египетской было построен: стадион, ипподром, маяк, Царский дворец, порт.
Путешествуем дальше по достопримечательностям города Александрия Египетская.
И встречаем смотрителя Фароского маяка – одно из семи чудес света.
Посмотрите на рисунок маяка после реконструкции.
Александр рассказывает о нём.
Путешествуем дальше. По древнему городу и видем красивое здание – это Александрийский мусей.
Давайте в него загляни.
В нем прекрасная библиотека мы идём туда. Так как мы любознательные гости этого города.
Рассказ ученика о Александрийской библиотеки. (Кирилла).
Александрийская библиотека
Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о
которой распространил ась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь хранились книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.
Древняя книга вовсе походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или (писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался
длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо, держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.
Листовая книга перевязывалась шнурком и, если это была ценная книга,
укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.
Что же такое пергамент? Это - тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, растягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент.
Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради.
Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но теперь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.
Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но по
том поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух
сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пор истый и очень легкий камень - пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке.
*Вам понравилось в библиотеки?
*Существовал ли специальный план постройки города?
(да существовал, т.к. улицы пересекаются под прямым углом)
- Почему александрийский музей и музей наших дней называют одним и тем же словом?
(потому, что музей – своеобразный источник информации и знаний человека).
Молодцы, ребята.
Вы очень хорошо рассказывали.
В Александрии были и великие ученые, которые встречалист в библиотеке вели свои научные споры и знакомили друг с другом с открытиями. Отделились от своей родоначальницы – философии и стали самостоятельно.
Появились узкие специалисты:
Математики
Физики
Географы
Врачи
*А каких древних учёных вы знаете, которые были в Александрии?
Евклид
Аристарх с острова Самоса
Эратосфен
Архимед
Учащиеся записывают себе в тетрадь учёных и о них.
*На какие средства существовали ученые?
(они имели жалованье, которое получали от государства)
- Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени?
*Почему?
Подведение итогов тестовых заданий.
3. Закрепление изученного материала.
Путешествие наше на сегодня закончилось, но оно не закончилось в древний мир.
Наш торговый корабль отплывает с этого города. Говорим ему до свиданье.
- И что мы увозим из этого города?
Зерно, папирус, слоновую кость, тончайшие льняные ткани, изделия из стекла.
Что вам понравилось, а путешествии?
Где мы с вами были?
Домашние задание параграф 43.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фаросский маяк – одно из семи чудес света .
Евклид - (родился ок. 365 г. до н.э. – умер ок. 300 г. до н.э.) великий греческий ученый и математик.
Аристарх из Самоса ( родился 320 г. до н.э. – умер 250 г. до н. э.) – греческий математик и астроном.
Эратосфен (родился ок. 282 / 276 г. до н. э. – умер 202 / 194 г. до н. э. ) великий греческий ученый, основные открытия в географии.
Архимед (родился ок. 287 г. До н.э. – умер 212 г. до н.э.) – один из самых знаменитых греческих ученых Древнего мира, математик, механик и астроном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
Конспект урока по истории древнего мира на тему "Восстание Спартака"
Методическая разработка...
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...