Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

 

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в древнюю Александрию Египетскую, но прежде вспомним ранее изученное с помощью тестового задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект46 КБ
Office presentation icon презентация884.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Древнего мира в 5 классе.

Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Учебник: История Древнего мира. А.А.Вигасин., Г.И.Годер.

Урок с элементами театрализации. Учитель истории наряжена в образ богини истории Клио.

Учитель: Левченко Екатерина Викторовна

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.

1 Организационный момент

На столе у вас должно быть: тетрадка, ручка, карандаш, дневник и учебник.

Остальное уберите в портфель.

2 Проверка домашнего задания

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в древнюю Александрию Египетскую, но прежде вспомним ранее изученное с помощью тестового задания.

Объяснение выполнение тестового задания.

Каждый ученик получает листочек с тестом и чистый лист для написания ответов.

Напишите свою фамилию и номер варианта. Читаете вопрос и варианты ответов и записывайте себе на листик только цифру и букву с выбранным вами вариантом ответа.

Приступаем к выполнению.

В выполнению теста помогут нам песочные часы (которые тоже были изобретены в древние время). Часы будем использовать дважды. КА только просыпятся последние крупинки работы сдаём.

В проверки помогут нам ваши одноклассницы, а результаты объявят в конце урока.

Пять получили …………………………  учеников

Четыре получили ………………………  учеников

Теперь мы закроем глазки представим мы оказались в далёком прошлом в 4 веке до нашей эре.

Поплывём.

А куда? Поможет карта. «Распад державы Александра Македонского».

*     Каким цветом обозначены государства, на которые располагалось держава Александра Македонского?

 Красный ---------- Македония

Фиолетовый  ----------Сирия

Желтый-----------------Египет

Вот в Египет мы с вами сегодня и поплывем на торговом корабле.

  • Куда?

В один из самых красивых городов Восточного средиземноморья Египетского царства – Александрия.

  • Что мы везём в Александрию на торговом корабле? ………………

(древесину, серебро, пурпурную шерсть, дорогие вина для царя и вельмож).  

Помогать нам будет в путешествии покровительница истории богиня КЛИО.

Рассказывает стихотворение и приглашает в путь.

Наш корабль причалил к пристани и на пристани нас встречает богатый купец.

Выходит Радион и рассказывает о городе.

В городе тёплый, мягкий климат. Город омывается двумя морями и благотворной рекой Нил – наполняется с началом лета, не допускала образование болот, которые могли бы произвести вредные испарения.

Город Александрия был построен по греческому образцу.

Продолжает Радион

Весь город пересечён улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две  самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом.

 В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней" Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гаванью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...

В городе строили театры, гимнасии (гимназии),  мусей (музей).

* Что было ещё построено в городе?

Нам поможет план Александрии Египетской в учебнике на

 странице 199.

В Александрии Египетской было построен: стадион, ипподром, маяк, Царский дворец, порт.

Путешествуем дальше по достопримечательностям города Александрия Египетская.

И встречаем смотрителя Фароского  маяка – одно из семи чудес света.

Посмотрите на рисунок маяка после реконструкции.

Александр рассказывает о нём.

 Путешествуем дальше. По древнему городу и видем красивое здание – это Александрийский мусей.

Давайте в него загляни.

В нем прекрасная библиотека мы идём туда. Так как мы любознательные гости этого города.

Рассказ ученика о Александрийской библиотеки. (Кирилла).

Александрийская библиотека

Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о

 которой распространил ась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь хранились книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

Древняя книга вовсе походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или (писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался

длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо, держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.

Листовая книга перевязывалась шнурком и, если это была ценная книга,

укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.

Что же такое пергамент? Это - тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали  и лощили, белили, растягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент.

Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради.

Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но теперь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.

Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но по

том поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух

сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пор истый и очень легкий камень - пемза, заменявший в древнее время нашу резинку)  снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их  литературе и науке.

*Вам понравилось в библиотеки?

*Существовал ли специальный план постройки города?

(да существовал, т.к. улицы пересекаются под прямым углом)

  • Почему александрийский музей и музей наших дней называют одним и тем же словом?

(потому, что музей – своеобразный источник информации и знаний человека).

Молодцы, ребята.

Вы очень хорошо рассказывали.

В Александрии были и великие ученые, которые встречалист в библиотеке вели свои научные споры и знакомили друг с другом с открытиями. Отделились от своей родоначальницы – философии и стали самостоятельно.

Появились узкие специалисты:

Математики

Физики

Географы

Врачи

*А каких древних учёных вы знаете, которые были в Александрии?

Евклид

Аристарх с острова Самоса

Эратосфен

Архимед

Учащиеся записывают себе в тетрадь учёных и о них.

*На какие средства существовали ученые?

(они имели жалованье, которое получали от государства)

  • Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени?

*Почему?

Подведение итогов тестовых заданий.

3. Закрепление изученного материала.

 Путешествие наше на сегодня закончилось, но оно не закончилось в древний мир.

Наш торговый корабль отплывает с этого города. Говорим ему до свиданье.

  • И что мы увозим из этого города?

Зерно, папирус, слоновую кость, тончайшие льняные ткани, изделия из стекла.

Что вам понравилось, а путешествии?

Где мы с вами были?

Домашние задание параграф 43.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Александрию Египетскую Урок – путешествие по истории в 5 классе Учитель истории: Левченко Е.В.

Слайд 7

Фаросский маяк – одно из семи чудес света .

Слайд 10

Евклид - (родился ок. 365 г. до н.э. – умер ок. 300 г. до н.э.) великий греческий ученый и математик.

Слайд 11

Аристарх из Самоса ( родился 320 г. до н.э. – умер 250 г. до н. э.) – греческий математик и астроном.

Слайд 12

Эратосфен (родился ок. 282 / 276 г. до н. э. – умер 202 / 194 г. до н. э. ) великий греческий ученый, основные открытия в географии.

Слайд 13

Архимед (родился ок. 287 г. До н.э. – умер 212 г. до н.э.) – один из самых знаменитых греческих ученых Древнего мира, математик, механик и астроном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...