конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
план-конспект урока истории (5 класс) по теме
Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
punicheskaya_voyna.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Вторая война Рима с Карфагеном» (§ 47)
Цели:
- Сформировать представление о второй войне Рима с Карфагеном;
- Формировать умения работать с исторической картой, выделять главное из рассказа учителя;
- Сформировать понимание у учащихся причин и характера войны Рима с Карфагеном
Оборудование урока:
Историческая карта «Рост Римского государства в III в. до н.э., мультимедийный комплекс
Ход урока.
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Сообщение темы и целей.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Так как вижу вас впервые, я представлюсь. Я учитель истории и обществознания средней школы № 4 г. Миньяр Ашинского района. Сегодня я проведу у вас урок по истории Древнего мира, надеюсь, что мы выполним с вами намеченный план урока, и вы станете сегодня моими помощниками.
Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать её.
«В честь сына Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь»
Что это за город? Правильно, это город Рим.
Тема нашего урока «Войны Рима с Карфагеном». Сегодня в течение урока мы с вами должны будем сформировать понимание причин и характера второй войны Рима с Карфагеном. Постараемся создать на уроке образы великих полководцев Рима и Карфагена. Для этого мы используем мультимедийный комплекс, и будем работать с историческими картами, датами, историческими событиями и понятиями. Ребята, я буду выставлять за ваши ответы баллы, активней работайте на уроке, зарабатывайте оценки.
- Актуализация опорных знаний.
Работа по карте и беседа с учащимися:
- Покажите на карте Рим. На берегу, какой реки возник этот город?
На берегу реки Тибр
- В какой стране?
В Италии
- На каком полуострове?
На Апеннинском полуострове
- На каком языке говорили римляне?
Римляне говорили на латинском языке
Работа по другой карте. Ребята рассмотрите карту «Древняя Италия»
- Покажите территорию Римской республики в первые годы её существования, т.е. в 6 в. до н. э.?
В то время Риму принадлежала всего лишь небольшая область по левому берегу Тибр
А так как римляне были народом воинственным, они вели длительные войны с населявшими Италию племенами за овладение этой страной, богатой плодородными землями и прекрасными пастбищами. Постепенно римляне завоевали всю Италию.
- Покажите теперь территорию, завоеванную Римом к середине 3 в. до н.э.
Римской республике в середине 3 в. до н.э. принадлежала вся Италия, кроме её северной части (долины реки По, населенной племенами галлов)
- Назовите и покажите остров треугольной формы близ берегов Италии?
Правильно, молодцы, это остров Сицилия!
Этот остров как будто прилип к Италии, являясь её продолжением. Именно так рассуждали римляне, и считали, что остров должен принадлежать им. Однако, завладеть Сицилией было непросто!
- Почему, ребята? Кому принадлежала западная часть Сицилии (обведенная лиловой линией)?
Карфагену
- Покажите, где находился Карфаген?
Государство Карфаген находилось на территории северной Африки
Карфаген основали финикийцы. Он находился на перекрёстке морских путей, и был процветающим в ту эпоху. В 265 году до н.э. римляне начали войны с Карфагеном. В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию, где проживали галльские племена. Карфаген потерял остров в Средиземном море, но сохранил своё военное могущество и готовился к новой войне. Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны стали называться Пуническими.
! Задача для учащихся
- Почему же началась вторая Пуническая война? Какой характер она имела?
На этот вопрос вы должны будете ответить в конце урока
- Изучение нового материала
Сейчас посмотрите на карту. Перед вами большое море.
- Как оно называется?
Это Средиземное море, молодец, правильно!
Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими.
Учитель прикладывает указку плашмя к карте.
Я делю Средиземное море примерно пополам. Всё, что расположено слева от указки, т.е. западная сторона называется Западным Средиземноморьем, а то, что расположено справа, т.е. восточная сторона – Восточным Средиземноморьем. Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.
Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а римлян его не было. Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а Карфаген располагал небольшой армией из наёмников (греков, африканцев, испанцев).
- Ребята, предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска?
Положительным для наёмного войска является то, что боевые качества наёмников обычно высоки, ведь они профессионалы.
Отрицательным же моментом является то, что наёмники заботятся, прежде всего, о личной наживе и поэтому бывают не надёжными в бою.
Сильным карфагенским войском, состоящим из пехоты, конницы и боевых слонов, командовал Ганнибал.
Речевой фрагмент:
С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.
- Ребята, почему было важно для командующего Карфагенским войском владеть многими языками?
Карфагенское войско состояло из наёмников. С каждым из наёмников Ганнибал разговаривал на его родном языке.
Ганнибал решил опередить своих римских соперников и первым нанести удар. Для этого он лично возглавил войско и вышел из Испании в 218 г. до н.э. Через 5 месяцев подошёл к Альпам и дал приказ перейти через заснеженные Альпы. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По
- Предположите, как встретили карфагенян местные жители – галлы?
Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.
- В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы?
Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.
Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент.
Анимационная карта «Битва при Каннах».
- Ребята, почему имея армию в 40000 человек, Ганнибал смог победить вдвое превосходящую по численности армию римлян?
В армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя.
Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но этого не произошло.
- Каковы в дальнейшем причины поражения армии Ганнибала?
Я попрошу вас записать в тетрадь эти причины, выслушав мой рассказ:
Римские военачальники сменили тактику. Они перешли к тактике изматывания противника, не ввязываясь в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как воины Ганнибала грабили и разоряли захваченные территории. Благодаря полководческому таланту римского полководца Сципиона.
Он получил хорошее образование, прекрасно знал греческую культуру, читал книги. По своему характеру был приветливым, щедрым, способным на великодушные поступки. С юных лет воевал с врагами Рима. По предложению Сципиона римские войска высадились в Карфагене и начали там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад.
В 202 г до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена армия Ганнибала была разбита. За свою победу над Ганнибалом Сципион получил прозвище – Африканский.
Анимационная карта.
- Закрепление.
Беседа с учащимися:
- Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, всё же проиграл войну?
- Римляне сменили тактику, перешли к изматыванию противника;
- Местное население перестало поддерживать его;
- Благодаря полководческому таланту Сципиона.
Задание первое
На слайде задание:
Расположите перечисленные события в порядке их совершения (установите хронологическую последовательность):
А) Сражение близ города Зама;
Б) Битва при Каннах;
В) Переход через Альпы;
Г) Вступление галлов, живших в долине реки По в войско Ганнибала
Ответ: в, г, б, а
Другое задание:
Разгадайте анаграмму:
Б А Л Н И Г А Н
В помощь я вам загадаю загадку:
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл
И с Римом храбро воевал –
То карфагенский …
Ответ: Ганнибал
Следующее задание – решите ребус
Вывод: Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье
- Рефлексия.
- Выставление оценок
«Вторая война Рима с Карфагеном»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)
Конспект подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"
Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»...
Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс (по всем темам)
Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс, на каждый урок...