конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

Горшкова Инна Володаровна

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon punicheskaya_voyna.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Вторая война Рима с Карфагеном» (§ 47)

Цели:

  1. Сформировать представление о второй войне Рима с Карфагеном;
  2. Формировать умения работать с исторической картой, выделять главное из рассказа учителя;
  3. Сформировать понимание у учащихся причин и характера войны Рима с Карфагеном

Оборудование урока:

        Историческая карта «Рост Римского государства в III в. до н.э., мультимедийный комплекс

Ход урока.

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Сообщение темы и целей.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Так как  вижу вас впервые, я представлюсь. Я учитель истории и обществознания средней школы № 4 г. Миньяр Ашинского района. Сегодня я проведу у вас урок по истории Древнего мира, надеюсь, что мы выполним с вами намеченный план урока, и вы станете сегодня моими помощниками.

Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать её.

«В честь сына Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь»

Что это за город? Правильно, это город Рим.

Тема нашего урока «Войны Рима с Карфагеном». Сегодня в течение урока мы с вами должны будем сформировать понимание причин и характера второй войны Рима с Карфагеном. Постараемся создать на уроке образы великих полководцев Рима и Карфагена. Для этого мы используем мультимедийный комплекс, и будем работать с  историческими картами, датами, историческими событиями и понятиями. Ребята, я буду выставлять за ваши ответы баллы, активней работайте на уроке, зарабатывайте оценки.

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа по карте и беседа  с учащимися:

  1. Покажите на карте Рим. На берегу, какой реки возник этот город?

На берегу реки Тибр

  1. В какой стране?

В Италии

  1. На каком полуострове?

На Апеннинском полуострове

  1. На каком языке говорили римляне?

Римляне говорили на латинском языке

Работа по другой карте. Ребята рассмотрите карту «Древняя Италия»

  1. Покажите территорию Римской республики в первые годы её существования, т.е. в 6 в. до н. э.?

В то время Риму принадлежала всего лишь небольшая область по левому берегу Тибр

А так как римляне были народом воинственным, они вели длительные войны с населявшими Италию племенами за овладение этой страной, богатой плодородными землями и прекрасными пастбищами. Постепенно римляне завоевали всю Италию.

  1. Покажите теперь территорию, завоеванную Римом к середине 3 в. до н.э.

Римской республике в середине 3 в. до н.э. принадлежала вся Италия, кроме её северной части (долины реки По, населенной племенами галлов)

  1. Назовите и покажите остров треугольной формы близ берегов Италии?

Правильно, молодцы, это остров Сицилия!

Этот остров как будто прилип к Италии, являясь её продолжением. Именно так рассуждали римляне, и считали, что остров должен принадлежать им. Однако, завладеть Сицилией было непросто!

  1. Почему, ребята? Кому принадлежала западная часть Сицилии (обведенная лиловой линией)?

Карфагену

  1. Покажите, где находился Карфаген?

Государство Карфаген находилось на территории северной Африки

Карфаген основали финикийцы. Он находился на перекрёстке морских путей, и был процветающим в ту эпоху. В 265 году до н.э. римляне начали войны с Карфагеном. В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию, где проживали галльские племена. Карфаген потерял остров в Средиземном море, но сохранил своё военное могущество и готовился к новой войне. Римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны стали называться Пуническими.

!    Задача для учащихся

  1. Почему же началась вторая Пуническая война? Какой характер она имела?

На этот вопрос вы должны будете ответить в конце урока

  1. Изучение нового материала

Сейчас посмотрите на карту. Перед вами большое море.

  1. Как оно называется?

Это Средиземное море, молодец, правильно!

Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими.

Учитель прикладывает указку плашмя к карте.

Я делю Средиземное море примерно пополам. Всё, что расположено слева от указки, т.е. западная сторона называется Западным Средиземноморьем, а то, что расположено справа, т.е. восточная сторона – Восточным Средиземноморьем. Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.

Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а римлян его не было. Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а Карфаген располагал небольшой армией из наёмников (греков, африканцев, испанцев).

  1. Ребята, предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска?

Положительным для наёмного войска является то, что боевые качества наёмников обычно высоки, ведь они профессионалы.

 Отрицательным же моментом является то, что наёмники заботятся, прежде всего, о личной наживе и поэтому бывают не надёжными в бою.

Сильным карфагенским войском, состоящим из пехоты, конницы и боевых слонов, командовал Ганнибал.

Речевой фрагмент:

        С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.

        Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

  1. Ребята, почему было важно для командующего Карфагенским войском владеть многими языками?

Карфагенское войско состояло из наёмников. С каждым из наёмников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

Ганнибал решил опередить своих римских соперников и первым нанести удар. Для этого он лично возглавил войско и вышел из Испании в 218 г. до н.э. Через 5 месяцев подошёл к Альпам и дал приказ перейти через заснеженные Альпы. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По

  1. Предположите, как встретили карфагенян местные жители – галлы?

Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.

  1. В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы?

Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.

Впереди было серьёзное сражение при  Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент.

Анимационная карта «Битва при Каннах».

  1. Ребята, почему имея армию в 40000 человек, Ганнибал смог победить вдвое превосходящую по численности армию римлян?

В армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя.

Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но этого не произошло.

  1. Каковы в дальнейшем причины поражения армии Ганнибала?

Я попрошу вас записать в тетрадь эти причины, выслушав мой рассказ:

        Римские военачальники сменили тактику. Они перешли к тактике изматывания противника, не ввязываясь в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как воины Ганнибала грабили и разоряли захваченные территории. Благодаря полководческому таланту римского полководца Сципиона.

Он получил хорошее образование, прекрасно знал греческую культуру, читал книги. По своему характеру был приветливым, щедрым, способным на великодушные поступки. С юных лет воевал с врагами Рима. По предложению Сципиона римские войска высадились в Карфагене и начали там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад.

        В 202 г до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена армия Ганнибала была разбита. За свою победу над Ганнибалом Сципион получил прозвище – Африканский.

         Анимационная карта.

  1. Закрепление.

Беседа с учащимися:

  1. Почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, всё же проиграл войну?
  1. Римляне сменили тактику, перешли к изматыванию противника;
  2. Местное население перестало поддерживать его;
  3. Благодаря полководческому таланту Сципиона.

Задание первое

На слайде задание:

Расположите перечисленные события в порядке их совершения (установите хронологическую последовательность):

А) Сражение близ города Зама;

Б) Битва при Каннах;

В) Переход через Альпы;

Г) Вступление галлов, живших в долине реки По в войско Ганнибала

Ответ: в, г, б, а

Другое задание:

Разгадайте анаграмму:

                                Б А Л Н И Г А Н

В помощь я вам загадаю загадку:

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл

И с Римом храбро воевал –

То карфагенский … 

Ответ: Ганнибал

Следующее задание – решите ребус

Вывод: Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье

  1. Рефлексия.
  2. Выставление оценок

«Вторая война Рима с Карфагеном»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»...

Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс (по всем темам)

Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс, на каждый урок...