План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока по литературе
«Поэтическое творчество А.С.Пушкина.
« Песнь о вещем Олеге».
Предварительная подготовка к уроку.
Прочитать стихотворение Пушкина, подготовиться к его выразительному чтению, найти и прочитать легенду о вещем Олеге в « Повести временных лет» Нестора, выяснить значения непонятных устаревших слов.
Один из учеников готовит доклад о реальном князе Олеге, описанном в «Повести» Нестора.
Цель:
- показать исторические и легендарные истоки песни, эпическую традицию и поэтическое мастерство Пушкина.
Задачи:
-формировать кругозор ученика и его мировоззрение, основанное на восприятии традиций отечественной и мировой культуры;
- прививать интерес к слову;
-развивать способность работать с текстом, подключая справочный материал, читать с выражением;
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся
- воспитывать интерес к прошлому страны посредством чтения и анализа текста художественного произведения.
Ход урока.
1.Вспомним прочитанное.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучать знаменитое произведение А.С.Пушкина» Песнь о вещем Олеге» Расскажите, чем знаменит в русской истории князь Олег?
Ученик: О князе Олеге мы знаем преимущественно по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой .Князь жил в 9-10 веках , правил в 879-912 годах, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали его Вещим. В 879 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.
В907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он и получил своё прозвище. Огромное войско по морю и по берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья , Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.
Учитель: Что говорится в легенде о смерти Олега?
Ученик: Говорят, что волхвы предрекли ему смерть от его любимого коня. Олег приказал увести коня, беречь его, а сам решил больше на него не садиться. Через некоторое время он спросил о своём любимце и узнал, что конь уже три года как умер. Олег обвинил волхвов , что они солгали ему, захотел увидеть кости коня. Но только он тронул ногой его череп, его ужалила в ногу змея. От яда Олег умер. Эта легенда и стала основой « Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
2. Работа над новым материалом.
Учитель: Поговорим об эпической традиции в творчестве Пушкина. Запишите в тетрадь: Эпическая поэзия- это длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое её название- героический эпос.
Через изображение Древней Руси Пушкин стремится к осмыслению истории, её преданий. Обращаясь к балладной лиро- эпической традиции, Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Подумайте, есть ли в «Песни…» фантастика как таковая?
Ученик: Пушкин совсем отказывается в этом произведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека реальности. Непостижимый ход событий приводит к тому, что предсказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти , косвенно становится причиной смерти князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежному отвечала тогда мироощущению автора.
Учитель: В какой момент жизни предстаёт пред нами Олег?
Ученик: В» Песни…», так же как и в балладах, правитель предстаёт перед нами в критический момент: его испытывает судьба. Он перед ней равен всем остальным людям. Как и балладе, здесь есть предзнаменования рока, испытание героя, нагнетающий страх сюжет и неумолимый финал.
Учитель: Прочитайте выразительно « Песнь о вещем Олеге».( Ученик читает.)
Учитель : Многие слова, с которыми мы встречаемся в тексте произведения, передают атмосферу того времени, национальный колорит. Объясните значение слов «тризна»,» чело»,»кудесник»,»волхв»,»жребий»,»бранный»,»отрок».
Ученики: Тризна- часть погребального обряда у древних славян, поминки по умершим, сопровождающиеся пиршеством.
Чело-лоб
Кудесник, волхв- волшебник, предсказатель.
Жребий- так назывался раньше условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком- нибудь споре; в данном тексте слово служит синонимом слова «судьба».
Бранный- прилагательное от слова «брань»( битва).
Отрок- подросток, юноша или младший княжеский дружинник на Руси.
Учитель: Найдите , где в тексте встречаются эти слова, и прочитайте эти отрывки.( Ученики зачитывают)
3.Подведение итогов.
На уроке мы начали изучать «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, приоткрыли завесу поэтического мастерства Пушкина, узнали значение многих устаревших слов, используемых автором
4.Анализ и оценки итогов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).
Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
План- конспект урока по литературе "О Родине веду я разговор"
Урок развития речи, построенный на подборе местного материала....

План-конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: Теория Раскольникова"
Урок является продолжением в изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока - познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так ...

План - конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг".
План- конспект урока по литературе" Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева"Бежин луг"....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)
*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...