Методы работы с информацией на уроке литературы.
статья по литературе (6 класс) на тему
В данной статье рассматриваются методы работы с информацией на основе ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы работы с информацией на уроке литературы. | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы с информацией на уроке литературы.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 593 Кудрявцева Татьяна Юрьевна.
Характерная черта нашей современной жизни – это ее ускоренный темп, появление новой информации, новых форм и технологий в образовании. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и не только учителя, и, что немаловажно, самого ученика, поэтому воспитанию творческой, активной, самостоятельной личности, компетентной, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, настроенной на результат и подчиняются основные задачи современного образования.
Умение ученика эффективно использовать освоенные знания и информацию для решения практических проблем определяет во многом его успешность в дальнейшем, в других областях самостоятельной деятельности. Формирование компетентной личности, умеющей пользоваться полученными знаниями, решить эту задачу может педагог, владеющий основами современных достижений в педагогике и практике.
Реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта предполагает грамотно конструировать процесс обучения школьников, использовать на уроках учителем новых методов и форм обучения.
Познакомимся с методами работы с информацией на примере урока литературы в 6 классе (статья в учебнике литературы В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2012) по теме «Лицейские годы А.С.Пушкина».
Метод «Контекст»
Метод «Контекст» помогает ученику задавать и определять границы обсуждения учебной темы, понимать ее ясно и точно, позволяет сосредоточиться на содержании, имеющем отношение к цели деятельности. Научить учащихся определять контекст - значит сделать шаг к пониманию и переработке дальнейшей информации, содержащейся в тексте. Например, определить границы обсуждения темы «Лицейские годы А.С.Пушкина». В соответствии с этой целью прочитайте текст и выполните задания учителя:
- Назовите, что является объектом сообщения (темой данного текста)
- Определите границы обсуждения данной темы: для этого ответь на вопрос, сколько лет предполагалось обучение в Лицее, назовите точные даты
- Сформулируйте вместе тему и контекст, которые мы будем обсуждать. Примерный ответ будет следующим:
Лицейские годы Александра Пушкина (1811-1817 г.г.)
Тема текста: жизнь и учеба А.Пушкина и его сверстников в Лицее
Мы будем обсуждать на уроке период жизни А.С.Пушкина, проведенный в Лицее, воспитание и обучение в новом учебном заведении – Императорском Царскосельском лицее.
Уточненный контекст позволит учащемуся понимать смысл неизвестных терминов, употребляемых в данном тексте; выделять только ту информацию, которая необходима для выполнения учебных задач.
Метод «Глосс»
Метод «Глосс» подготавливает учащихся к ясному и однозначному пониманию значения и смысла, используемых в тексте терминов, а в рамках заданного контекста. Это осуществляется благодаря предварительному составлению предметно-тематического глоссария учителем, и работе самостоятельной учащихся со словарем. Этот подход вносит ясность в понимании текста, в объяснении лексических значений слов текста. Учащимся предлагается ознакомиться со значениями незнакомых слов (лицей, привилегированный, дворянин, сановник, сукно, профессор, наставник, инспектор, гувернер, ломберный столик, бумазейное одеяло, сюртук, праздный, холоп, лизоблюд, чинопочитание, крепостное право, Коллегия иностранных дел) и выбрать необходимое, учитывая контекст. Задания могут быть следующими:
- Обратись к тексту и найди термины, значение которых необходимо определить для ясного понимания текста;
- определи их значение, пользуясь глоссарием;
- соотнеси их значение с темой текста и выбери нужное;
- запиши в тетрадь или запомни значение терминов по теме.
Лицей- 1. мужское привилегированное учебное заведение России, главная задача которого-образование юношества, предназначенного к важным частям службы государственной 2.среднее учебное заведение в некоторых странах.
Привилегированный - избранный, преимущественный, элитный, лучший (синонимы).
Дворянин - знатный гражданин на службе при государе
Сановник - крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Сукно - шерстяная ткань различной толщины с ворсовой отделкой
Профессор - ученое звание и должность преподавателя высшего учебного заведения
Наставник -1. руководитель, учитель или воспитатель 2.опытный специалист, мастер, обучающий молодежь на производстве.
Инспектор-педагог, помощник директора по воспитательной и учебной работе в мужском учебном заведении дореволюционной России.
Гувернер-воспитатель детей в дворянских семьях, часто иностранец.
Ломберный столик - складной стол для карточной игры, с наклеенным на нем зеленым сукном.
Бумазейное одеяло-легкое одеяло из хлопка
Сюртук - длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Праздный - 1. устар. не заполненный, пустой 2. ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела 3. не занятый, не заполненный делом, работой.
Холоп - человек, находящийся в зависимости, близок к рабству, в крепостной России - крепостной крестьянин, слуга.
Лизоблюд - человек, который прислуживается к кому-нибудь, подхалим.
Чинопочитание - почитание старших по чину, по служебному положению.
Крепостное право-это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли и ограничивающих их права.
Коллегия иностранных дел - орган центрального управления для заведования отношений России с иностранными государствами.
После определения смысла новых терминов с учетом контекста учащийся может начать сокращать информацию, выделения в ней главного содержания.
Метод «Оптимус»
Работа с учебным текстом предполагает оптимизировать (сократить) текст в соответствии с заданием. Это дает возможность ученику сократить только лишнюю информацию, осмысливая содержание, дальше свободно ориентироваться в тексте.
Учитель формулирует следующие задания для обучающихся:
- укажи второстепенную информацию в каждом абзаце
- оптимизируй (сократи) каждый абзац так, чтобы остались только описываемые события.
Объедини их одним словом (словосочетанием).
Для этого:
Просмотри текст еще раз и выбери нужные тебе фрагменты;
Прочитай выбранный фрагмент и определи в каждом основную мысль;
Подчеркни ключевое слово (слова), которое ее выражает;
Определи, что уточняется в ключевом слове;
Сократи (оптимизируй) текст, вычеркнув несущественную информацию и оставив необходимую в соответствии с целью задания.
Для этого:
- вычеркни те слова, при опускании которых не теряется главный смысл;
- сформулируй и запиши оставшийся текст в соответствии с заданием.
Ответ может быть следующего содержания:
Поступление, открытие, распорядок дня и правила поведения, программа Лицея,
развитие творческих и художественных способностей, культ дружбы, Отечественная война 1812 г., первый выпуск Лицея, самостоятельная жизнь А.Пушкина.
Воспитание и обучение А. Пушкина и его сверстников в новом учебном заведении - Императорском Царскосельском лицее.
В 1811г. торжественно открывается Императорский Царскосельский лицей, продолжатель традиций античного Ликея, и А. Пушкин был принят в числе 30 воспитанников. После открытия гости осмотрели помещения Лицея. Воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания. По уровню знаний это учебное заведение приравнивалось к университетам, в нем создалась благоприятная атмосфера для развития творческих и художественных способностей лицеистов. Культ дружбы, царивший в Лицее, А.Пушкин пронес через всю жизнь. События Отечественной войны 1812 г. переживали воспитанники вместе со всем русским народом. Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 г. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь будущего поэта.
Подготовленный таким образом текст легче запоминается и переводится в различные формы.
Метод «Структур»
С помощью этого метода решаются важные задачи в работе с информацией: делается анализ авторского текста и создается собственный на основе определения структуры текста.
Задания ученику могут быть следующими:
- на основе оптимизированного текста найди общее слово (или словосочетание), которое объединяет все его части
- раздели это слово (или словосочетание) по количеству перечисленных причин.
Приблизительные ответы ученика:
Учеба в Царскосельском Лицее - ключевое словосочетание из текста.
Поступление, открытие, распорядок дня и правила поведения, программа Лицея, развитие творческих и художественных способностей, культ дружбы, Отечественная война 1812 г., первый выпуск Лицея, самостоятельная жизнь А.Пушкина-количество перечисленных причин.
В результате структурирования образуется несколько блоков с информацией, количество которых зависит от поставленных целей.
Метод «Планус»
Метод «Планус» предполагает составление план в соответствии с последовательностью изложения текста.
Предлагаемые задания могут быть такими:
- озаглавь части текста в соответствии с последовательностью изложения
- найди некорректно сформулированные заглавия и предложи свой вариант.
- поясни, почему автор так расположил части текста.
Примерный ответ ученика:
План текста может быть таким:
1. Поступление Пушкина в Лицей 12 августа 1811 г.
2.Торжественное открытие Лицея 19 октября 1811 г.
3. Правила поведения и распорядок пребывания в Лицее.
4. Программа Лицея, высокий уровень знаний.
5. Благоприятная атмосфера для развития творческих и художественных способностей лицеистов.
6. Культ дружбы в Лицее.
7. Вторжение Отечественной войны 1812 г. в мирную жизнь лицеистов. Пробуждение патриотических чувств в юных воспитанниках Лицея
8. Первый выпуск Лицея 9 июня 1817 г.
9. Начало самостоятельной жизни А.Пушкина.
Метод» Проблемус»
Целью метода « Проблемус» является выявление недостающей для решения учебной задачи информации и представление ее в вопросно-ответной форме.
Для этого необходимо выполнение следующих требований:
1. Вопросы и ответы должны быть связаны по смыслу;
2. Учебная информация, запрашиваемая в ответе учебного вопроса, определяется с учетом цели того, кто спрашивает.;
3. Учебный вопрос формулируется без вопросных слов.
Ученику задается такое задание :
Составить вопросы по содержанию текста:
- прочитай текст и определи, что можно уточнить или какие знания проверить у одноклассников;
- сформулируй ответ, который ты хотел бы получить;
- сформулируй вопрос, который точно соответствует предполагаемому тобой ответу;
- прочитай абзац, соответствующий первому (второму и т. д.) пункту плана ;
- работая аналогично, задай вопросы одноклассникам.
- Объясни, для кого было предназначено новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей?
- Назови имя родственника, который привез Пушкина в Лицей?
- Назови дату принятия Пушкина в Лицей?
- Расскажи, в какой обстановке состоялось открытие Лицея?
- Объясни, каковы были правила поведения и распорядок дня в Лицее?
- Назови, какие « добрые чувства», воспитанные в Лицее, навсегда сохранились в душе поэта?
- Назови дату, когда состоялся первый выпуск Лицея?
- Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете? Расскажи, с кем он был особенно близок?
Информация, запрашиваемая в учебном процессе, предполагает обнаружение не только недостающих сведений, но и зависимостей одних событий от других.
Метод «Аргумент»
Целью метода « Аргумент» является обоснование своей точки зрения. Главным в этой деятельности является выявление причин, гипотез, которые обуславливают представленные в этом тексте факты. В связи с этим ученику дается задание:
- обосновать утверждение, подобрав необходимые аргументы.
Ответ может быть таким:
Используя дополнительные материалы, докажите, что лицейской дружбе, лицейскому братству А.С.Пушкин остался верен до конца своих дней.
Умение рассуждать и доказывать наиболее ярко реализуется в методе «Конструкт».
Метод «Конструкт», «Реконструкт»
В учебном процессе у учащихся возникает необходимость создания конспектов, тезисов, правил, таблиц, алгоритмов действий. Решение этих задач осуществляется с помощью метода «Конструкт», целью которого является конструирование текста путем отбора, анализа, сравнения, систематизация информации из разных источников.
Целью метода «Реконструкт» является восстановление, дополнение, изменение образа события, явления или предмета путем предположения, прогноза с помощью логического вывода. Ученик берет из исходного текста замысел автора и сам создает новый текст в результате творческой деятельности.
Задача обучающегося - создать информационную конструкцию. Для этого ему нужно восстановить недостающую информацию в соответствии с учебным заданием: найти дополнительные сведения об одном из лицеистов - друзей А.С.Пушкина в школьном энциклопедическом словаре » А.С.Пушкин» или в других источниках и подготовить рассказ об одном из них по плану:
портрет, происхождение, учеба в Лицее (интересы, любимые занятия), работа, семья, дружба с А.Пушкиным, участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и дальнейшая судьба лицеиста.
Метод «Проект»
В методе «Проект» ученику придется переработать большое количество информации, осмыслить ее, выбрать главное, определить план, на основе полученных знаний делать логические выводы, обосновать свою точку зрения, представить свой вариант решения.
Задание в соответствии с этим методом может быть следующим:
- создать информационную конструкцию. Предложи свой сценарий развития: «Жизнь А.С.Пушкина в Петербурге после окончания Царскосельского Лицея». Письмо А.С.Пушкина лицейскому другу.
Используемые материалы:
Матвеева Т.Е., Сапон С.А. « Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» (учебно-методическое пособие) Санкт-Петербург, издательство Политехнического университета, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...
Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...
Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками...
Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы
Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы. В материале содержится краткое представление системы работы по организации работы обучающихся ста...
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)
Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...
Мультипликационная педагогика как метод работы с текстом на уроках литературы
Данная статья посвящена интерактивной работе учащихся на уроках литературы....
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...