Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"
опыты и эксперименты на тему
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моё педагогическое кредо: «Пришла в школу-улыбнись на пороге, всё, что отдашь, получишь обратно в итоге!»
Визуализация ( от лат. visualis- зрительный)- создание условий для зрительного наблюдения.
« Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.» Закон РФ "Об образовании"
Активное применение визуальных методов на уроках истории способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.
Опорные конспекты
Работа с картой
создание особого пространства учебной деятельности ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ наличие у обучающихся положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации переживание обучающимися субъективного открытия осознание обучающимися усвоения нового как личностной ценности овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций
Работа с диаграммой
Овощинская школа. История. Факты. События. Работу выполнил : обучающийся 9-а класса МКОУ СОШ №2 Жильников Егор Руководитель: Фомина А. В. 2014-2015 учебный год
Результаты:
кластер герменевтическая бабочка эссе синквейн электронное учебное пособие тесты спайдограмма презентация таблица Методические приемы и средства: опорный конспект на интерактивной доске
о
Предварительный просмотр:
Актуальность
В условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приёмы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение применять знания в новых условиях, иметь широкий кругозор, уметь устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, современный выпускник-это человек «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»
Раздел I. Теоретический
При выборе темы по самообразованию «Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся» я руководствовалась тем, что в сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.
Визуализация (от лат. visualis - зрительный) - создание условий для зрительного наблюдения. В общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, презентаций). Визуализация опирается на возможности зрительного восприятия, поскольку считается, что зрение обеспечивает современному человеку наибольшую часть актуальной информации.
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.
Активное применение визуальных методов дает возможность развития у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема информации в мире в целом.
Проще говоря, я предлагаю обучающемуся не рыбу, а удочку, с помощью которой он сам в состоянии наловить столько рыбы, сколько ему потребуется.
Почему из всего многообразия технологий я выбрала именно это направление? Во-первых, в условиях классно-урочной системы оно легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, это направление обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми обучающимися, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности; воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах.
Раздел II. Практический
Чему учить? Как учить? Как сделать урок истории эффективным? Это вопросы, которые постоянно стоят передо мной.
Прорабатывая разнообразные методики, ищу ту, ключевую, приносящую наибольшие результаты.
Основной в своей педагогической практике считаю технологию интенсификации обучения на основе опорных конспектов В. Ф. Шаталова, создание логических опорных схем.
Цель деятельности учителя: включить каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках; довести представление по изучаемой теме до формирования понятий. Здесь помогают опорные схемы. Схема — опора мысли обучающегося, его практической деятельности, связующее звено между учителем и обучающимся. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия
Богатые ассоциации вызывают у обучающихся условные изображения – символы исторических событий и явлений.
Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Применяя при ответе опорные материалы, у обучающихся отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность.
Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:
1. Развернутое объяснение учителем нового материала.
На этом этапе урока эффективны такие приемы визуализации, как демонстрация видеофрагментов, презентаций, флеш-анимаций, работа с наглядностью, иллюстрациями по теме, фотографиями из семейных альбомов, демонстрация наглядного исторического источника (например, кусочка хлеба в блокаду Ленинграда).
2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов.
Использую приемы составления кластеров, синквейна, таблиц, схем, диаграмм, пазла-карты.
3. Изучение опорных сигналов каждым обучающимся по раздаточному материалу, вклеивание обучающимися листов в свои тетради (возможно раскрашивание в классе или дома).
Возможно применение таких визуальных приемов, как составление своей опоры, кластера.
В старших классах при сформированности навыков работы с опорой я предлагаю обучающимся самим составлять опоры к следующему уроку, т.е. побывать в роли учителей, излагающих материал. Выступление с опорой, подготовка к выступлению – неизменно популярный прием работы на уроках истории и обществознания, вызывающий интерес у детей, желание самостоятельно готовиться. Можно сказать, это пример успешного действия, т.к. обучающийся ощущает себя уверенно, свободно, у него появляется возможность формировать навыки устного выступления – значительно шире, чем ему может дать обычный устный ответ на уроке.
Также одним из действенных методов организации работы на уроках истории является метод проблемного обучения. Данный метод очень привлекателен.
Суть технологии проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на уроке, когда учитель не транслирует знания обучающимся, а стимулирует познавательную активность.
При разработке проблемных заданий использую концепцию когнитивного диссонанса Леона Фестингера, даю 2 противоречивых знания об одном объекте, которые стимулируют поиск выхода, решения. Пример: “Япония в послевоенный период”- история, 11 класс. Перед обучающимися демонстрируются фотографии: Японские города после войны, 1945 год и Японские города 10 лет спустя после модернизации. Первые фотографии ребята узнают сразу, последующие - не узнают вовсе, но логически предполагают, что это Япония. Проблемный вопрос: «Как в разрушенной после войны стране могло осуществиться «экономическое чудо?»
В создании проблемной ситуации была использована наглядность (фотографии Японии), т.е. задействованы визуальные каналы восприятия.
Технология «метод проектов» успешно зарекомендовала себя в школьной образовательной практике, т.к. ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. В контексте темы основным является то, что результатом такой деятельности – является создание визуального продукта и его презентация. Его применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру обучающегося. Таким образом, медиапрезентация – это универсальный творческий подход к представлению результатов научно-исследовательской работы школьников.
За 2013-2015 учебные годы ребятами было разработаны следующие проекты:
Районная научно-практическая конференция «Истоки». Исследовательская работа «Битва за Кавказ» | Папикян Анжелика | 11 | 1 место | 2013 |
Районная научно-практическая конференция, посвящённая 20-летию Конституции РФ. Исследовательская работа «Конституция России-путь к правовому государству» | Джашиашвили Ирма | 11 | 1 место | 2013 |
III районная научно-практическая конференция «Истоки», посвящённая Году культуры в России. Исследовательская работа «Моё село вчера, сегодня, завтра» | Рыбина Екатерина | 9 | 2 место | 2014 |
Районная конференция школьных научных обществ. Исследовательская работа «Школьная форма: за и против» | Ерёменко Кристина | 9 | 3 место | 2014 |
XIX районная конференция школьных научных обществ. Исследовательская работа «Русская народная песня» | Владимирова Ангелина | 5 | 1 место | 2015 |
Школьная конференция научных обществ. Исследовательская работа «Овощинская школа. История. Факты. События.» | Жильников Егор | 9 А | 1 место | 2015 |
Благодарственное письмо за участие в XIX районной конференции школьных научных обществ. Исследовательская работа «Компьютерная зависимость у подростков» | Бондарева Юлия | 10 | 2015 | |
Районная конференция школьных научных обществ. Исследовательская работа «Моральные ценности» | Калинина Кристина | 9 А | 2 место | 2015 |
Все исследовательские работы были представлены на районных учебно-исследовательских конференциях
Средства мультимедиа дают возможность создать запоминающиеся образы, гармоничный звуковой и видеоряд, музыкальное сопровождение, фоновые шумы, чередовать различные графические и методические приемы.
Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяю специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru ), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах. Существуют три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля. Например, на уроке истории по теме: «Батыево нашествие на Русь» на этапе изучения нового материала использовался информационный модуль – звуковая лекция в сопровождении с анимированной картой и сменяемыми иллюстрациями исторических персоналий. В отличие от книги, которая дает только текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается время на повторительно-контролирующие элементы. Так, например, этап урока «Закрепление» проводился уже с использованием практических модулей – составление пазла - карты, решение тестов, сопоставление понятий и их определений. Для более сильных обучающихся класса использовался на этом же уроке исследовательский модуль – для отдельной группы обучающихся в представленном модуле были предложены проблемные и поисковые задания. Таким образом, урок был насыщен визуальными источниками, стимулирующими процесс запоминания и вариативно проходила практическая часть урока. Кроме того, в лучших традициях результативного урока применение модулей позволяет четко выстроить линию урока: информация - практика – контроль. При этом, подготовка учителя к уроку была значительно облегчена, поскольку нет необходимости самостоятельной разработки ресурса для интерактивной доски.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он позволяет продолжить формирование навыков логического мышления, развития навыков работы с дополнительной литературой, что способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень.
Список литературы:
- Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестник Оренбургского университета. -2004. -№2
- Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ Им. М. А. Шолохова, 2003.
- Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1999.
- Гора П. В. Методические приёмы и средства наглядного обучения в истории в средней школе 1С. –М., 1969.
- Гора П. В. К разработке проблемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. - // Преподавание истории в школе. - 1974.- №5.
- Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982.
- Степанцев А. Г. Методический справочник учителя истории. – М., 2001
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Посметодика, 1998.
- Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. // Педагогический поиск. Баженова И.Н. – М., 1990.
- Шаталов В. Ф. Эксперемент продолжается. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы развития технического мышления у обучающихся
В статье рассматриваются особенности технического творчества обучающихся системы НПО, так же даётся характеристкиа методам развития технического мышления....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Организация рефлексии на уроках истории как средство развития критического мышления
Статья о организации рефлексии на уроках истории...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».
Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....
Алгоритмизация информации на уроках физики как метод развития познавательных ууд
Учителю необходимо организовать учебный процесс так ,чтобы учащиеся получили прочные знания по основным элементам физических знаний. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в...