Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
методическая разработка по литературе на тему
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_skazochnym_dorozhkam.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила – Бородихина Анна Вадимовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Туруновской СОШ.
Тема – Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками
Не для кого не секрет, что проблема отсутствия интереса к чтению у детей является весьма актуальной, так как ребенок, мало читающий книги, обречен на неуспеваемость в школе. Но как сформировать у учащихся потребность в постоянном чтении? Эта важная задача может быть реализовано при работе над сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
В процессе работы со сказкой и анализа ее, у учеников продолжается формирование следующих умений и навыков:
- работа с текстом художественного произведения;
- умение получать скрытую в тексте информацию;
- давать характеристику персонажам;
- отвечать на проблемные вопросы;
- определять тему и идею произведения;
- вести дискуссию;
- развивать грамотную устную и письменную речь.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нём занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.
Различные методики дают общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывают качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующие формированию необходимых умений при анализе сказок.
Очень важно провести работу над содержанием и смыслом произведения, нужно учить детей вдумчивому восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.
Интересен метод активного обучения «от обратного» - «Почемучка» - не учитель, а ученики задают вопросы друг другу, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Например, при чтении, казалось бы, простой для понимания сказки «Курочка Ряба», ученики говорят о том, что им показалось странным, чего они не могут понять. Примерные вопросы учеников - «А почему баба с дедом били яичко, а оно не разбилось? Почему мышка смогла разбить яйцо? Почему курочка Ряба обещает снести не золотое яйцо, а простое». После всех вопросов приходим вместе с ребятами к выводу, что яйцо – это символ, и каждый, прочитав эту сказку, должен сделать вывод о прочитанном. Возможно, в сказке говорится про любовь – люди, не задумываясь о последствиях, испытывают свои чувства, не дорожат ими. Возможно, это жизнь или здоровье – их так легко разрушить, а, может быть, это сказка про счастье, и смысл в том, что счастье - не в богатстве («снесу я вам яичко не золотое, а простое»).
Особое внимание необходимо уделить и лексической работе, которая необходима на уроках по теме «Сказки», так как ребятам очень сложно будет понять смысл сказки, не зная значения некоторых слов или выражений (например: «избушка лубяная», «семи пядей во лбу»). Лексическая работа на уроке может быть выстроена по-разному, можно выписать на доску устаревшие слова, прочитать и объяснить их смысл до первичного восприятия сказки. Также можно подготовить проект по теме «Лексика сказок», в котором дети сами попробуют найти значение непонятных слов, выражений (данный проект можно оформить в виде презентации или стенгазеты). Интересен также прием работы «Картинный словарь» с крылатыми выражениями или устаревшими словами, когда учитель предлагает детям дома сделать иллюстрацию на альбомном листе, на обороте подписать слово или фразеологизм, а остальные учащиеся должны угадать данное слово или выражение.
В начальных классах можно использовать следующие формы работы со сказкой:
- Нарисовать иллюстрацию к сказке;
- Игра «Продолжи сказку»;
- Инсценировка сказки;
- Художественный пересказ;
- Придумывание своей сказки по аналогии (например, "Морковка");
- Описание героя сказки;
- Пересказ сказки по иллюстрациям, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
- Знакомство с тематикой сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные).
Уже к 5 классу ученики могут определять основные черты сказок, их особенности, выполнять частичный анализ текста:
Особенности сказок:
1.Гиперболизация (чрезмерное преувеличение)
2. Олицетворение
3. Волшебство, превращения
4.Использование чисел, считавшихся священными (3, 7, 9 и т.д )
5. Устойчивые выражения, постоянные эпитеты
6. Композиция (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка).
7. Аллегория
Далее в 6-8 классах учащиеся смогут самостоятельно придумать свою сказку, выполнять сопоставительный анализ похожих сказок разных народов мира
( например: «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка) и «Как барсук и куница судились» (корейская сказка), составлять характеристику героя.
В 9-11 классах благодаря знанию композиции сказки, работе с системой образов героев учащимся намного легче будет выполнять анализ более сложных произведений, таких как «История одного города», а также сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова.
Работа со сказками носит воспитывающий, обучающий, развивающий и даже лечебный характер (многие коррекционные педагоги используют сказкотерапию при работе с агрессивными детьми).
Сказка учит доброте, смелости, эстетике и другим хорошим человеческим качествам, притом делает это тактично, без скучных наставлений, помогает учиться на ошибках других. (Сказка – ложь, да в ней намек….).
В процессе работы со сказками у детей формируется умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Статья "Методы и формы работы учителя русского языка и литературы"
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектной деятельности...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...