Интегрированный урок литературы и русского языка
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkoy_literatury_i_russkogo_yazyka.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русской литературы и русского языка.
Районный конкурс «Я и мой наставник»
Добро и зло в русских народных сказках.
Цель урока:
- Знать содержание сказок, формировать умения распознавать антонимы в тексте;
- Развивать через сказки связную речь учащихся, мыслительную деятельность;
- Воспитать чувство доброты, сочувствия к окружающим.
Этап | материал | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация | 1-2 слайд | -Доброе утро, ребята! -Я, учитель русского языка и литературы Кюндядинской средней школы, Евгения Игоревна Саввинова и мой наставник Наталья Петровна Обулахова. У нас интегрированный урок русской литературы и языка. | - Доброе утро! |
2.Сообщение темы и цели урока | -Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в удивительный мир сказок, поговорим о добре и зле, узнаем об одной группе слов, которая делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче. - Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши мамы, папы, дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Мы с вами знаем, что сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так, сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. | Смотр слайда | |
3.Беседа по теме | -Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? -Есть ли на обложке книг фамилии авторов? -Почему? - А теперь, посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Как вы думаете, для чего вам показаны эти сказки? -У нас три вида сказок. - сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. - бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря доброте, находчивости, уму и смелости. - волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой, со злом. - Молодцы, ребята! Вот и вспомнили виды сказок. Все мы знаем, что сказки создавал народ. Но для чего и почему? Давайте, ребята, вспомним сегодня сказки нашего детства. Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? - Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок». Какими людьми вам хочется стать? -В каждом человеке есть маленькое – маленькое солнышко, называется это солнышко - доброта. Это солнышко согревает нас изнутри, согревает оно и наших близких. А откуда, интересно, берется это солнышко? Оно у нас заложено внутри, расти этому добру помогают наши родители, дедушки, бабушки и конечно же сказки, которые мы знаем с детства. Давайте-ка ребята , сейчас, мы пройдемся по знакомым вам сказкам . - Кто у нас герои? | Слайд№1 обложки книг «Царевна-лягушка»,«Морозко», «Гуси – лебеди» -нет -это народные сказки, их автор неизвестен Слайд№2 -чтобы определить, вспомнить виды сказок слайд -«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». -сильными, храбрыми, мужественными, добрыми Слайд – «Гуси-лебеди», «Морозко», «Царевна-лягушка» Иванушка и Аленушка, Настенька, Морозко, Василиса-Премудрая, Иван-царевич, Баба-Яга, Кащей Бессмертный. - | |
ОНП | -Ребята, а чем заканчиваются эти сказки? - Нам всем знакомо выражение:“В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? | Счастливой концовкой “Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь) “Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля) | |
-Ребята, а можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Давайте посмотрим картинки и выясним, какие герои положительные, а какие - отрицательные? | Смотр слайда | ||
Гуси - лебеди Положительные герои | Отрицательные герои | ||
Сестрица братец | Гуси – лебеди Баба- яга | ||
Царевна - лягушка | |||
Василиса – Премудрая Иван - царевич | Баба- Яга Кащей Бессмертный | ||
Морозко | |||
Настенька Морозко | Мачеха Марфушенька-душенька | ||
-Ребята, значит, положительные герои что несут нам? А отрицательные? -Тогда можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? - А как мы называем слова с противоположными значениями? Вот мы и узнали еще об одной группе слов. | -добро - зло - да. - антонимы. | ||
4.Закрепление | А теперь, ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте потренируемся в правильном нахождении антонимов. - красивая – некрасивая, красивая – ужасная -трудолюбивая – ленивая - добрый – злой, добрый – плохой - прекрасная – уродливый Большой – маленький -Давайте, сделаем вывод: для чего мы используем антонимы? | Слайды Настенька и Марфушенька Иван-царевич и Кащей Бессмертный Василиса Прекрасная и Кащей Бессмертный Сестрица и братец -антонимы делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка
В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...
интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 10 классе
В настоящей публикации представлены конспект интегрированного урока русского языка и литературы для учащихся 10-го класса по тематике:И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе". Разработка урока ...
Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....