Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и русского языка
Тема урока: «Подвиг любви и долга»
(по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся
Задачи: познакомить с творчеством В. Закруткина; формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста; подготовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ и написанию сочинения–рассуждения; воспитывать чувство любви и уважения к матери.
Оформление: репродукции картин с изображением материнских ликов, запись «Аве-Мария» и «Священная война».
Ход урока
Эпиграф к уроку
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
Л. Татьяничева.
I. Организационный момент
Вступление: Наш урок посвящается женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.
Начало мира – это мать
И нашей родины начало
Она и меч,
Она и щит,
Она беду от нас отводит,
Она за поездом бежит,
Который на войну уходит.
Марк Лисянский.
Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.
Сообщение ученицы о В. Закруткине .
Звучит песня «Священная война».
II. Основная часть. Анализ текста.
Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии.
Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа сына.
Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить.
Что вернуло Марию к жизни?
Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой.
Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище?
Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей.
Слово учителя: Мария оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, грудью своей кормит одинаково хороших мальчиков и плачет, и терзается и места себе не может найти, когда убивает ее родных мальчиков.
III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему.
- Чем становится рождение ребёнка в тылу врага для Марии и всех советских людей?
Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава.
1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1). 1. 2).7 3). 13 4). 12
2. Определите стиль речи и тип текста.
1) публицистический стиль; рассуждение
2) художественный стиль; повествование с элементами описания
3) разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения
4) публицистический стиль; рассуждение с элементами описания
3. В каком значении употреблено в тексте слово ЖАЛКИЕ (предложение 15)?
1) несчастные, беспомощные 3) невзрачные
2) трогательные 4) ничтожные
4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Матерь человеческая» — так называется повесть В. Закруткина, и эта развёрнутая _______несёт основную идейную нагрузку в тексте. Разрастающийся до религиозной символики образ Марии автор усиливает ____________(предложения 1, 5, 7). Метафоричен и образ обожжённой пожаром яблони, судьба которой во многом схожа с жизнью главной героини. Война отступает перед таинством рождения человека, смерть никогда не победит жизнь. Эта ______ помогает читателю воспринять жизнеутверждающий смысл всего произведения». Список терминов:
1) эпитет 6) парцелляция
2) метафора 7) эпифора
3) ряды однородных членов 8) оксюморон
4) антитеза 9) синекдоха
5)сравнение 10) инверсия
Слово учителя: А женщина – мать в любых условиях остается, прежде всего, матерью. Мария и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это гимн женщине-матери.
Мама – самое дорогое, что у нас есть, самое святое. Она дала нам жизнь. Матери отдают нам свою любовь, а иногда и жизнь. Так ли любим их и мы, всегда ли мы достойны их любви, готовы за них отдать жизнь, всегда ли справедливы к матерям, заботимся о них, бережём их, находим те ласковые слова любви, которые они ждут от нас.
Звучит “Аве - Мария”
Домашнее задание:
Сочинение – рассуждение «Что такое подвиг?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка
В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...
Интегрированный урок литературы и русского языка
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...
интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 10 классе
В настоящей публикации представлены конспект интегрированного урока русского языка и литературы для учащихся 10-го класса по тематике:И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе". Разработка урока ...