интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_borodino_-lermontov.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе
Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино». Устаревшие слова.
Цели: расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины; познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное; закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка, познакомить с устаревшими словами;
развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитывать патриотические чувства, раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере героического подвига защитников Отечества, воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину.
Оборудование: портрет М.Ю Лермонтова; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов о войне 1812 года, портреты Кутузова и Наполеона, список устаревших слов с иллюстрациями.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, проблемный, объяснительно-иллюстративный,
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
На доске эпиграф к уроку “Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!”
М.Ю.Лермонтов
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем читать, наблюдать, рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Итак, давайте начнем наш урок и немного поразмышляем.
-Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете смысл этих строк?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
(он может гордиться тем, что живет в стране, в которой жили такие талантливые поэты, художники, писатели; победами русского народа в войнах.)
-Ребята, а чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло? (В этом году произошла Отечественная война)
-Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос «Почему вся Россия помнит про день Бородина».
Но сначала давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения М.Ю.Лермонтова. Послушаем нашего литератора, Олю и постараемся ответить на вопрос: «Почему Лермонтова так интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение?»
II. Знакомство с биографией автора.
Ученик рассказывает об известных фактах биографии М.Ю..Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации
(Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье мелкого помещика отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова. Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных. Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет.
После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеева была замечательной бабушкой.
Мальчик получил домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками, много рисовал.
Интересовался историей, особо привлекало его Бородинское сражение, потому что брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.
Но больше всего увлекался литературой, творчеством Пушкина, начал рано писать стихи.
В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году (ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь стихов. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва. 1829 г”
В1830 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, где проучился два года.
Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Через два года Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
В 1837 году состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, где написал стихотворение «Бородино». На Кавказе же в 1841 году он был убит на дуэли.
- Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки был участником Бородинского сражения и много рассказывал о нем)
-В каком году он написал стихотворение «Бородино»?
-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.
Но прежде чем говорить о нем, давайте окунемся в исторические события 1812 года.
III. Историческая основа стихотворения «Бородино»
Ученик (ученица) рассказывает о Бородинском сражении. Рассказ сопровождается показом презентации.
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». Битва под Бородино пошатнула уверенность французов в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.
- Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)
Сейчас мы послушаем стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», но сначала давайте проверим, как вы справились с домашней работой, нашли ли вы и запомнили значение слов – военных терминов.
IV. Словарная работа. (Проверка домашнего задания)
(Учащиеся находили значение слов - военных терминов, которые устарели т.е. сейчас не употребляются в речи.)
Задание: Соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).
Редут – укрепление на поле боя;
Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Бивак – стоянка войск под открытым небом;
Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;
Булат – оружие булатной стали, сабля;
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники. Будем следить по учебнику и слушать стихотворение в исполнении народного артиста России Михаила Казакова
VI. Прослушивание стихотворения в записи.
Исполняет народный артист России М.Казаков
VII. Работа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».
1). Первое впечатление от стихотворения.
Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
Давайте же с вами выясним более подробно, как отразились исторические факты в стихотворении. Для этого поделитесь на группы
2). Групповая работа.
Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.
| Историческая справка | Строчки стихотворений |
1 группа | 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. | Мы долго молча отступали…
И вот нашли большое поле… |
| Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.
Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки. | Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… |
2 группа | Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. | .Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… |
| Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.
Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна” | Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! |
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)
3). Анализ произведения
-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)
-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)
-Посмотрите, каким его изобразил на своей картине Владимир Григорьевич Шевченко?
Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям?
(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?»
-Как называется такая форма построения текста? (диалог)
Кто герои его рассказа (Ученик читает 2 строфу) (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя)
-С какими чувствами старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя)
Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.
- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста)
(Он ведет повествование от 1 лица- «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа); «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);«Мы ждали третий день…» (6 строфа);«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);«И умереть мы обещали…» (9 строфа).
Герой произведения говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.
-Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)
- Какова основная мысль стихотворения?
-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?
( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)
Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).
Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?
Нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”..
VIII. «Лексическая викторина»
-Ребята, как называются слова, вышедшие из употребления? С устаревшими словами мы чаще всего встречаемся в произведениях художественной литературы, что требует от нас сосредоточенного и вдумчивого чтения, обращения к словарям.
– Сегодня на уроке мы закрепим изученное в разделе «Лексика» на материале стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова, разберем лексическое значение отдельных слов, выполним задания викторины.
Вопросы:
Привал, расположение войск вне населенного пункта (БИВАК).
Участь, судьба (ДОЛЯ).
Военная или гражданская форменная одежда (МУНДИР).
Власть, возможность распоряжаться (ВОЛЯ).
Взрывчатое вещество, содержащееся в определенном количестве в снаряде, патроне (ЗАРЯД).
Высокий жёсткий головной убор (цилиндрической или конусообразной формы) (КИВЕР).
В царской и некоторых иностранных армиях: военный из частей легкой кавалерии (первоначально вооруженных пиками) (УЛАНЫ).
Старинный орудийный снаряд в виде шара (ЯДРО).
Стальной клинок (заостренный с одной стороны кусок железа), меч (стар.) (БУЛАТ).
Станок (основание) артиллерийского орудия (ЛАФЕТ).
В старину: сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером (земляная насыпь) (РЕДУТ).
Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола винтовки, ружья (ШТЫК).
В царской и некоторых иностранных армиях: военный некоторых частей кавалерии (первоначально предназначенных действовать как в конном, так и в пешем строю) (ДРАГУНЫ).
Артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями для массового поражения живых целей на близком расстоянии (КАРТЕЧЬ).
Задание.
Значение глагола из строчки стихотворения
1) Прилег вздремнуть (поспать) я у лафета…
2) Вот смерклось (потемнело). Были все готовы…
3) В дыму огонь блестел (сверкал)…
4) Изведал (узнал) враг в тот день немало…
5) Как ликовал (радовался) француз….
6) Ворчали (ругались) старики…
7) Ночная пала (потемнело) тень…
8) Все шумно вдруг зашевелилось (задвигалось)…
Задание.
Найти фразеологический оборот:
1) И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
2) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Задание «Исключи лишнее»
найти лишнее слово в группе из 4 слов, не являющееся синонимом (сигнальные карточки с номерами слов 1, 2, 3, 4. Оценивание: по баллу за каждый правильный выбор).
1 – удалый, сильный, бравый, храбрый
2– досадно, обидно, смешно, неприятно
3 – боевой, военный, смелый, мужской
4 – начертил, построил, воздвигал, соорудил
5 –думал, услышал, хотел, предполагал
6– хитрить, лукавить, надоедать, жульничать
7 – безделка, чепуха, ерунда, ералаш
8 – беседка, речь, беседа, фраза
9– молвил, улыбнулся, проговорил, сказал
10 – отдать, уступить, пожертвовать, принести
IX. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.
- Всем спасибо за работу.
- А сейчас позвольте мне оценить вашу работу на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1) Выразительное чтение стихотворения «Бородино».
2) Составить план стихотворения или кроссворд по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 10 классе
В настоящей публикации представлены конспект интегрированного урока русского языка и литературы для учащихся 10-го класса по тематике:И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе". Разработка урока ...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе "Не стоит село без праведника"
Урок посвящен работе над сочинением по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". Материалы урока можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, в частности, при выполне...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....