Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»
методическая разработка по литературе (8, 9 класс) на тему
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_s_fronta.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 5»
города Дзержинска Нижегородской области
Методическая разработка:
интегрированный урок литературы и русского языка
«Письма с фронта»
Разработала:
Бочкарева Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
2017 год
Цель: углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
- продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
- актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
- воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Оборудование: песни военных лет, презентация к уроку (см. Приложение 1),
Форма проведения: интегрированный урок литературы и русского языка
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение, синквейн
Ход занятия
Звучит песня «Журавли»
1. Запись даты, темы урока.
2. Вызов (актуализация основных речеведческих понятий):
- Вы прослушли песню, просмотрели слайды – сформулируйте сами тему урока.
Создание речевой ситуации
Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жиж-здоров, как сообщить о себе?
- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?
- Какой стиль речи вы будете использовать?
- Назовите приметы разговорного стиля.
Слушаются ответы учащихся
Вступительное слово учителя
Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
(Чтение эпиграфа и запись его в тетрадь)
Мы верили,
Что письма вновь придут
С знакомою печатью на конверте.
Мы знали:
Каждый дом наш – наш редут.
И каждая семья сильнее смерти.
Константин Бельских
Итак, мы сегодня поговорим о письмах военных лет.
Лексико-орфографическая работа
Учитель: Слово «письмо» пришло в русский язык из греческого и звучало как «эпистола». В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Письмо –
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
- Какое значение слова для нашего урока вы выберете?
Словарная диктовка(работа у доски и тетрадях)
Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.
- Найдите слово с непроизносимым согласным в корне.
- Объясните словосочетание полевая почта.
- Найдите синонимы.
- Проведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная.
Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.
Мы назовём их языковые особенности.
3. Элемент беседы с одновременной записью особенностей в справочную тетрадь
-Что является неотъемлемой частью письма?
Обращение.
-Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт?
Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие)
-Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему?
Смешение типов речи.
Какой стиль речи будет доминирующим?
Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.
-Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему?
Дата написания письма.
Учитель: Существуют правила написания письма.
Основные правила написания письма.
Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и фразы;
Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно просто, задушевно.
Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова.
Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.
Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
Беседа с учащимися.
Наш урок проходит в знаменательное время: исполнилось 70 лет освобождения г.Калинина (ныне Твери). Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?”А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.
- Почему письма складывались треугольником? Сейчас мы научимся складывать такое письмо
Учитель объясняет, наглядно показывая, как сложить письмо. Уч-ся выполняют задание.
Ученик читает наизусть:
Слова в строке бежали ровно, прямо,
И вдруг сквозь них далекий образ встал.
Любимая, вся как живая, мама!
Солдат в десятый раз письмо читал.
Заботы, беспокойства – как знакомо!
Вся мама, в каждом слове и строке.
Казалось: вот прижми письмо к щеке,
И ощутишь тепло и запах дома…
Учитель: Как вы считаете,о чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.
Ученик читает наизусть:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,
Новостройки растут, и сердца продолжают любить.
Я читаю письмо и уверен, что если придется,
Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.
В одной станице под широкой грушей,
Ещё вчера слыхавшей гул «пантер»,
Писал открытку на крыле «катюши»
Высокий черноглазый офицер.
Пока ещё не подвезли снаряды,
Есть время, чтоб открытку настрочить.
Он знал, как будет мама рада
Письмо от сына с фронта получить.
Учитель: К теме письма обращались многие поэты и среди них Э. Асадов.
Ученик. Сообщение о поэте.
Слово об Э. Асадове
Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» и определите основную мысль.
Ученик читает наизусть:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
- О чем говорит в строках письма боец?
- В его письме воспоминания о далёком беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма.
- Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется , что вдвойне оценит это вернувшись , непременно вернувшись с войны
- Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел- хранитель – мама. Он верит в победу и это главное, что помогает выжить.
Учитель: Стихотворение Асадова « Письмо с фронта» - это не только художественно выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о прочувствованном, о пережитом.
К теме писем с фронта обращались и художники, в том числе и А.И.Лактионов.
Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Краткая справка об авторе картины и истории её создания.
Известное полотно русского художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта» написано в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице старинного русского городка шёл солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой – шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе. Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А. И. Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища его семье письмо несу, - рассказал боец, - в отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?»
И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником (он сам воевал), были близки и понятны каждому человеку. Художник писал картину11 месяцев. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.
- Докажите, что картина написана по этому случаю.
- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?
- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?
- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?
- Что объединило этих людей?
Учитель: В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Ученик читает наизусть:
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
Учитель: Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
А теперь еще раз представим то военное время, представим ситуацию «девушка пишет любимому на фронт – боец ей отвечает»
Инсценировка
Здравствуй, Алеша!
28 февраля 1943г.
Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя.
Долго думала, писать об этом или нет, и решила – надо. Настя Екимова получила похоронку на Николая, а потом оказалось – ошибка. Алеша, у него нет обеих ног. Но самое страшное не это. Оказывается, он три месяца не ехал домой, не хотел быть обузой. Притулился в Тайге к какой-то старушке, она его на тележке на базар выкатывала , семечками торговать. Там его наш военком увидел, насильно в поезд затолкал и с собой привез. Алеша, то, что случилось с Колей ужасно, я знаю. Но как он мог так поступить? Почему решил, что Насте он нужен только здоровый? Что она будет жить с ним только из жалости? Ведь это же бред какой-то! Я этого не понимаю и никогда не пойму.
Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.
Твоя Аня.
Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя!
4 мая 1943г
Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!
В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.
Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно ?
Целую и обнимаю вас. Алексей.
Учитель: Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.
Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…»
Ученик читает наизусть:
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что всё не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Всё пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что всё не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу за тебя отдать
Всё, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что всё не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения)
Учитель:В завершении урока предлагаю вам творческую работу – написание синквейна по сегодняшнему уроку.
_ Что нового сегодня узнали на уроке?Как вы думаете, каково значение писем военных лет?
- Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь.
- В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.
- Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
Домашнее задание
Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.
Я предлагаю вам написать письмо на том треугольнике, который сложили на уроке. Это может быть:
- письмо с фронта;
- письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны;
Краткое описание картины: Продолжить работу над эпистолярным жанром, совершенствование когда весной сорок пятого Лактионов заключил договор на первую последипломную картину, он собирался дать ей название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, но все решил случай. Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, а если быть точнее в одной из келий Троице-Сергиева монастыря, художник однажды встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат извлекал треугольник письма и, похоже, сверялся с адресом. Лактионов, движимый профессиональным интересом, не замедлил разговорить солдатика, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» окончательно определилась. Оставалось придумать других героев полотна, разобраться с деталями. Монастырский двор следовало раздвинуть-углубить, крыльцо вдвое расширить, дать побольше солнца-воздуха, воздуха радости и победы.
Лактионов сделал эскиз, на котором слева от девочки стояло корыто, а справа у стенки заготовленный штабелек дров. Заишедший на огонек художник Грицай боковые атрибуты категорически отверг: не надо распылять внимание зрителя. Вообще говоря, всякое крупное произведение суть коллективное, если не прямо, так косвенно. Например, в роли солдата-письмоносца оказался опять-таки свой брат-художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Дети и впрямь его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами дочурка Светлана. Ну и, наконец, девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.
А картина-то была о-огромная, метра два на полтора, стояла прямо на полу, мешала проходу, свет заоконный застила. А тут еще коза соседская проживала, да и проверила подрамник на прочность, боднула и опрокинула картину. Хорошо еще холст не порвала. Однако, дело двигалось. Два года целенаправленной работы и картина была готова. Прямо ко Всесоюзной художественной выставке, состоявшейся в 1948 году. Но сперва надо было довезти картину до Москвы и показать ее председателю оргкомитета Александру Михайловичу Герасимову, автору портретов самого Сталина. Тому самому Герасимову, который гордо заявлял (не для печати), что приехал в Москву, имея в активе «хрен да трубку». А теперь он ого-го! И вот высочайший просмотр. Герасимов смотрит, вздыхает: чмокает, а ни слова не говорит. Лактионов не выдержал: Ну, что скажете, Александр Михайлович? И Герасимов, наконец: Ну, что тебе, милый мой, сказать? Молодец! И была в той сдержанной похвале не совсем белая зависть.
Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в столицу, да еще с кистями и красками. Делать нечего, пришлось ехать. А там и узнал, что в Комитете по делам искусств проявили недовольство подгнившим на картине полом. В советской, мол, действительности таких полов быть не может. В жизни, конечно, такие полы иногда встречаются, но не следует акцентировать внимание И тэ-дэ, и тэ-пэ. Словом, подновить вышеуказанный пол! К счастью, в том же Комитете бытовали и противоположные мнения, и посему «половой вопрос» предали в этот раз забвению.
Итак, выставка! В самой Третьяковской галерее. Жаль только, что картину повесили в полутемном коридоре. Там и так тесно, а тут еще зрители стали притормаживать у «Письма с фронта» - толчея и всякие неудобства. Экскурсоводы ропщут, экскурсанты толпятся, жаждут посмотреть. Наконец, подобрали другое место, перевесили. Теперь осаждали «Книгу отзывов». Каждый хотел запечатлеть свой восторг, выразить благодарность художнику. Писали, что картина самая интересная и правдивая на всей выставке. Примерно в том же духе заявил и сопровождавший правительственную комиссию заместитель директора Третьяковской галереи Г.В.Жидков: такого интереса зрителей к одной картине здесь не наблюдали со времени катастрофы, произошедшей с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». «Комплимент» был сомнительным, ибо там речь шла о «нападении» душевнобольного зрителя на репинскую картину, а здесь - единодушие в оценке и оценке высокой, монологической речи, работа с произведениями поэтов - фронтовиков, написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Вступление ( слайд - портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским) Где он? Где друг? Кого спросить?...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»...
Разработка интегрированного урока литературы и русского языка
Интегрированный урок литературы и русского языка"Письма с фронта"Цель: 1. Углубить и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой...