"Дерево предсказания" как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему
Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.
Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.
С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
- Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
- Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
- Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
- Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания», заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.
Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».
К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.
- Имитационная игра.
Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».
В классе 4 ученика: историк, физик, географ, учитель начальных классов.
Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Рефлексия: цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.
Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?
Работа с учениками. Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни, подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.
Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.
Задания для класса:
- Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
- А Муравей? (Запись, обсуждение)
- А вы? (Запись, обсуждение)
- Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
- Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
- Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
- Индивидуальная работа. Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.
Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).
- Парное обсуждение. Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
- Коллективное обсуждение. Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
- Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
- Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
- Выход на творческое мышление. Сочинение.
- Темы творческой работы:
- «Приходи ко мне, Стрекоза!»
- «Как тебе живется, Стрекоза?»
- Судьба Стрекозы.
- Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
- Домашнее задание: написание творческой работы.
- Моделирование собственного урока.
Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».
- Обсуждение авторских моделей.
- Результаты совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-377403-1389620040.jpg)
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701928-1446619640.jpg)
"Дерево предсказания" как один из эффективных приемов РКМЧП
Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228724-1364279093.jpg)
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365244-1637344717.jpg)
«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье представлен материал с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/02/picture-1446264-1672652929.jpg)
статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/11/picture-1529989-1723405271.jpg)
Креативное письмо как один из эффективных приемов для обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку
Статья освещает трудности в обучении письменной речи на иностранном языке, типы упражнений, формирующих умения письменной речи, и методику креативного письма....