статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
учебно-методическое пособие

Ижбулдина Мария Викторовна

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. 

Для облегчения процесса становления связной речи нами практикуется метод наглядного моделирования (сюда входят картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.) с опорой на принцип наглядности, как один из важнейших в коррекционном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izhbuldina_statya.doc.docx398.25 КБ

Предварительный просмотр:

Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

   Ижбулдина М.В., учитель – дефектолог

г. Салават, МБДОУ № 9

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Развитие связной речи тесно взаимодействует со всеми речевыми задачами: в отборе необходимых лексических средств, для составления связного высказывания с использованием правильных грамматических форм, четкого звукового оформления в соответствии с нормами и правилами родного языка.

Вся эта работа с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью - очень трудоёмкий, требующий достаточной подготовки, как от педагога, так и от ребенка, процесс, сопряженный с трудностями, связанными с последствиями органического поражения ЦНС.

Я в своей работе стараюсь использовать различные способы и приемы, выбирая наиболее эффективные для достижения целей и задач по развитию связной речи.

Для облегчения процесса становления связной речи нами практикуется метод наглядного моделирования (сюда входят картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.) с опорой на принцип наглядности, как один из важнейших в коррекционном обучении.

  В ходе фронтальных занятий детям предлагаются опорные картинки, по которым дефектолог выстраивает свой рассказ. Далее детям предлагается составить предложения с помощью педагога и с опорой на наглядность. Далее, эти картинки можно выстраивать для составления и целых рассказов, и стихов.

Каждая картинка используется отдельно. Например, тема «Зима».

C:\Users\Машка плюс Артур\Desktop\работа мнемо\images (24).jpg   http://vs-origami.narod.ru/snowflakes/snowflakes.gif   C:\Users\Машка плюс Артур\Desktop\images.jpg   http://kagol.chat.ru/garden/plodgard/frtgard/images/pic8.jpg

C:\Users\Машка плюс Артур\Desktop\работа мнемо\ор.jpghttp://formyangel.ru/published/publicdata/FORMYANG321/attachments/SC/products_pictures/tilli-1_thm.JPGhttp://elitsanki.ru/img/sanki-morozko-matr.jpg    http://fisnyak.ru/post2/post51/27.jpg 

Таким образом, составляется рассказ:

Наступила зима. Падает снег.  Животные поменяли шубки. Деревья стоят голые. Мы одеваем теплую обувь.  Носим шубу (можно попросить перечислить теплую одежду). Катаемся на санках (на лыжах, на коньках). Зимой мы празднуем Новый год.

На индивидуальных занятиях педагог совместно с ребенком закрепляет пройденный материал.

Используем карточки, состоящие из 7 пустых ячеек. Первая ячейка- с изображением времени года Зима. Детям на выбор предоставляются различные варианты, из которых необходимо выбрать нужный:

http://vasnec.ru/img/2/vasnecov_a48.jpg

?

                     

http://velokrivbass.com/images/foto2010/03.jpg        http://elitsanki.ru/img/sanki-morozko-matr.jpg      http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//psdmania.ru/uploads/posts/2011-11/1320201639%5F1.jpg&mb=imgdb_preview_96

В зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей ребенка, задания могут варьироваться.

 Например, с помощью данных карточек мы можем предлагать детям следующие варианты заданий:

  1. Рассказ по образцу,  с помощью педагога, либо составление рассказа самостоятельно. Если ребенок неговорящий, то работа ведется совместно: педагог - рассказывает, ребенок – указывает на нужную картинку.
  2. Нахождение лишней картинки, объяснение  своего выбора.
  3. Использование карточек, как совместную игру – лото.
  4.  Нахождение нужной картинки по описательному рассказу педагога.   Например, это дикое животное, живет в лесу,  любит мед, зимой спит.  ( картинка - медведь)
  5.  Группировка предметов, картинок, с помощью педагога, словесной инструкции.

Например, сложи наверху все картинки, где есть белый цвет (снежинка, снеговик, горка и т.п.).  На нижней – цветные (варежки, санки, зимняя одежда, животные и т.п.).

 Этот методический материал можно использовать по различным лексическим темам, в различных вариациях.

В результате использования данного приема, способствующего формированию связной речи, и на основе полученных данных в ходе обследования состояния речи детей, я делаю вывод:

- у детей есть предпосылки к диалогической речи;

- дети могут рассказать об увиденном во время прогулок;

- дети имеют навыки составления описательного рассказа;

-дети могут пересказать знакомые литературные произведения с незначительной помощью педагога.

Данное пособие воспитывает у детей внимательность, усидчивость. Повышается чувство заинтересованности. Совершенствуются психические процессы: внимание, мышление, речь, память. И самое главное - дает положительную динамику.

Список литературы:

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.

Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В данной статье дан  анализ психолого-педагогической  литературы по проблемам связной речи у детей в норме и  с нарушением интеллекта: Изучены  психолингвистические основ...

« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»

Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...