Креативное письмо как один из эффективных приемов для обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку
статья по немецкому языку

Грезнева Татьяна Владимировна

Статья  освещает трудности в обучении письменной речи на иностранном языке, типы упражнений, формирующих умения письменной речи, и методику креативного письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grezneva_t.v._kreativnoe_pismo.docx70.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Т.В. Грезнева

                                                              преподаватель немецкого языка

                                                              ГАПОУ СО « СККИ»

Креативное письмо как один из эффективных приемов для  обучения письменной речи на занятиях по иностранному языку

Если до недавнего времени письменной речи не уделялось должного внимания, то сегодня письменная речь как компонент речевой компетенции включена в качестве цели обучения в программы для всех типов учебных учреждений, является составной частью ОГЭ и ЕГЭ. Широкое использование компьютерных технологий в обучении способствует развитию коммуникативной компетенции и требует правильного изложения мысли в письменной форме. Именно поэтому обучение письменной речи является сегодня важной задачей.

 Трудности в обучении письменной речи:

процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию;

процесс обучения письменной речи требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

формирование навыков в области графико-орфографической системы иностранного языка, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;

овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

Поэтому именно письменная речь тщательно продумывается, оттачивается, обучающийся что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное. Как правило, для этого имеется время (дома или на занятии). Письменный текст четче структурирован в отличие от устной речи, которая характеризуется спонтанностью, паузами, импровизацией, потерей логики высказывания. Письменные тексты более требовательны к нормативности языка.

Названные трудности говорят о сложности обучения иноязычному письму, но участие в процессе письма всех четырех анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного, моторного) обеспечивает высокую степень запоминания и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида речевой деятельности как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений.

Российский лингвист А.А. Леонтьев делит систему упражнений, формирующих умения письменной речи на тренировочные и речевые упражнения. Целью тренировочных упражнений является овладение языковым материалом в графическом оформлении и подготовка к операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К данной группе относят разнообразные упражнения с моделями: имитация, подстановка, трансформация, отбор, конструирование, комбинирование, сокращение, расширение, перевод и др. Данные упражнения могут снабжаться ключами для самоконтроля и выполняться во внеаудиторное время.

К речевым упражнениям относят все виды заданий, обучающие передаче мыслей, смысловой информации в письменной форме. Эти упражнения, с помощью которых формируются различные умения письменного высказывания, базируются на типологии различных форм письменных сообщений. Эти формы можно рассматривать, с одной стороны, как типы письменного сообщения, а с другой - как варианты речевых упражнений, предназначенных для формирования соответствующих умений письменной речи Обучение письменной речи должно быть последовательным, именно поэтому формирование письменной речи не рассматривается как цель обучения на начальном и среднем этапах. Лишь на старшем этапе письмо является самостоятельным видом речевой деятельности.

Высокие требования к уровню владения иностранным языком, предъявляемые на сегодняшний день российским обществом, вызывают потребность использования альтернативных форм обучения письменной речи.

Особое значение в последнее время приобретает методика креативного письма на занятиях по иностранному языку.

Благодаря более благоприятной, как бы игровой обстановке в процессе креативного письма обучающийся чаще решается на использование каких-то новых, нестандартных формулировок, которые он, возможно, где- то слышал или читал. Обучающийся легче, чем на обычном занятии отходит от уже известных, распространенных способов выражения мыслей и отваживается на эксперимент, игру слов, использование редких, необычных для него выражений. При этом он одновременно выполняет несколько видов обучающей деятельности, которые не только обогащают его словарный запас, но и способствуют решению прагматических задач (он учится писать грамотные тексты в различных стилях). С одной стороны, он меньше привязан к структурам и формулировкам, которые непосредственно заимствует из родного языка, а больше опирается на языковую систему иностранного языка и его закономерности, минует дословный перевод. С другой стороны, он начинает активно пользоваться структурами, формулировками, метафорами иностранного языка, имеющимися в его словарном запасе. В дальнейшем обучающийся сможет их применять в других ситуациях и контекстах письменной и устной коммуникации, как в рецептивных, так и в продуктивных видах речевой деятельности. Можно утверждать, что переход нового языкового материала в активное использование обучающимися в процессе креативного письма происходит быстрее и надежнее, чем при выполнении других письменных упражнений, так как обучающиеся в условиях креативного задания действуют смелее и развивают навык самостоятельного общения с иностранным языком, открывают в нем все новые возможности выражения мыслей и чувств.

Разберем наиболее интересные виды креативных заданий по письму.

Первый вид работы представляет собой создание текстов из слов. Обучающиеся с помощью преподавателя собирают и записывают на доске 15-20 слов (они могут быть любыми частями речи и относиться к любой теме). Обучающиеся группируются по 3-4 человека и придумывают с этими словами текст. Тема не называется, иначе тексты будут похожи.

Leben

Es war eine hungrige Nacht für einen netten Hund. Er sah nichts und niemanden in diesem kalten Winter. Denn morgen wollte er einen Schüler treffen, musste der Hund jetzt etwas essen. Plötzlich fühlte er sich schlecht, fiel und konnte nicht gehen. Am Morgen öffnete das arme Hündchen seine Augen und sah vor sich ein rundes helles Gesicht.

Составление «наполняющихся историй» возможно с использованием карточек. На одной стороне карточки пишется “Anfang” (начало), на обратной – “Ende” (конец). Каждый обучающийся получает карточку и пишет на передней стороне начало истории – одно предложение. Карточки собираются и раздаются вновь. Теперь каждый на другой стороне пишет конец истории (одно предложение). Потом они перемешиваются и опять распределяются. Обучающиеся получают задание, написать историю, начало и конец которой уже есть на карточке. Данная работа может выполняться одним студентом или в группе.

Anfangssatz: Als ich klein war, träumte ich von einem Haustier.

Endsatz: So ist das Leben.

Следующий вид работы «книга в подарок» предполагает деление обучающихся на пары. Они получают изображение книжной обложки без названия. Задание состоит в том, чтобы студенты озаглавили книгу, написали, кому бы они подарили книгу и обосновали, по какой причине именно эту книгу они решили подарить. Такой вид работы позволяет выразить обучающимся симпатию или благодарность в краткой форме. В конце можно зачитать настоящее заглавие книги. Включение иллюстративного материала в работу является дополнительным мотивирующим стимулом.

Titel: Kleine Kinder – kleine Sorgen, große Kinder – große Sorgen

Lieber Papa,

möge dir das Buch Hilfe bringen und dir lehren, wie man Kinder richtig erziehen soll.

Dein Sohn, Maxim

Цель следующего задания – создание “сворачивающихся историй” с помощью рабочего листа. Каждый отвечает на поставленный с левой стороны вопрос, загибает листок и передает другому. В конце истории зачитываются.

Wer?

____________________________________

hat wen getroffen?

hat _______________________   getroffen.

Was hat sie/er zu ihr/ihm gesagt?

Und hat ihm Folgendes gesagt:

______________________________________ .

Was hat sie/er geantwortet?

Daraufhin hat er geantwortet:

______________________________________ .

Was haben sie gemacht?

Sie ___________________________________ .

Was ist daraus geworden?

______________________________________

______________________________________ .

Und die Moral von der  

Geschichte?  

______________________________________

______________________________________ .

Акростих. Каждый обучающийся в группе пишет в столбик буквы своего имени на небольшом листке бумаги, затем передает следующему, который подбирает слова (любой части речи) к каждой букве. Третий составляет из этих слов короткий рассказ.  Данное задание имеет несколько шагов.

1шаг: Напишите буквы вашего имени вертикально, друг под другом.

2 шаг: Придумайте к каждой букве какое-нибудь слово и напишите это слово к соответствующей букве.

3шаг: Напишите с вашими словами маленький текст, в котором вы расскажите об одном из членов вашей семьи.

Mutter

Auto

Rad

Ihr

Ander

Meine Mutter ist sehr nett. Sie hat ein rotes Auto. Sie fährt damit durch die Stadt. Wenn sie aber auf dem Lande ist, braucht meine Mutter ein anders Verkehrsmittel – Ihr Rad!

Среди визуальных средств хорошо будят фантазию обуяающихся серии картинок комического плана, такие как Vater und Sohn известного немецкого карикатуриста Эриха Озера (пишущего под псевдонимом E. O. Plauen). Составление текста на основе истории в картинках должно строиться по принципу от изображения – к слову – к предложению – к тексту.

Наиболее ярким приемом развития креативных навыков письма является написание комиксов. Обучащимся предлагаются последовательные рисунки/картинки, к которым они должны придумать комикс в виде диалога/рассказа. Как известно, картинки, наглядный иллюстративный материал играет огромную роль в обучении ИЯ. Он повышает активность обучающихся, пробуждает фантазию, мотивирует их к письму.

Comics

Рисунок 6.JPG

По тому же принципу – от слова к тексту – строится так называемый синквейн – короткий текст из пяти строк, состоящий из одиннадцати слов (немецкое обозначение – „Elfchen“), упорядоченных по определенному принципу. Такое стихотворение по типу японских хокку, можно строить на основе ассоциаций к картинке или же по заданной учителем теме.

Первая строка : прилагательное ( 1 слово )

Вторая строка: существительное с артиклем ( 2 слова )

Третья строка: что делает существительное? ( 3 слова )

Четвертая строка: предложение, которое начинается с «Ich» (4 слова )

Пятая строка: заключительное слово ( 1 слово )

                schön

            die Graffitis

   Sie schmücken Häuser

      Ich mache das gern

                amüsant

         Красиво

     Эти граффити

   Они украшают дома

  Я люблю это делать

           забавно

Обучение креативному письму способствует реализации основных задач современного среднего профессионального образования:

  • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
  • стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения и продуцировать собственные тексты;
  • усилить степень автономии обучающихся;
  • пересмотреть традиционную роль преподавателя и обучающихся на занятии

Подводя итоги, можно отметить, что креативные письменные задания способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Интеллектуальная деятельность в различных сочетаниях способствует развитию творческих способностей обучающихся на разных уровнях обучения, формирует лексические и грамматические навыки, дает возможность обучающимся проявить свою индивидуальность и творческую натуру, использовать созданные ими письменные работы для тренировки навыков чтения и говорения. Таким образом, обучение креативному письму основано на личностно - деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся.

Список литературы:

1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 7-е изд. – М. : Академия, 2013. – 363 с. 

2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: И. А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студ. пед. вузов и учителей  / Е. Н. Соловова  / М. : АСТ: Астрель, 2009. – 238 с.

4. Wolfrum, J. Kreativ Schreiben / Jutta Wolfrum. – Ismaning.: Hueber Verlag, 2010. – 183 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности....

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....

Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"

Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...

Образец написания личного письма и эссе при подготовке к письменной речи на ЕГЭ по английскому языку

Данный материал поможет учащимся правильно написать личное письмо и эссе для ЕГЭ по английскому языку, Дается план-схема, а также речевые еденицы, разговорные клише, а такжеграмматичекие структуры....

Приемы исправления ошибок в письменной речи учащихся в обучении иностранным языкам

Аннотация: В статье рассматривают вопросы исправления ошибок при обучении иностранным языкам. Успешное овладение устной и письменной речью невозможно без систематической работы по коррекции ошибок. В ...

«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...