Сравнительный анализ лирических произведений
консультация по литературе на тему
Сравнительный анализ лирических произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ лирических стихотворений
9-11 класс
Многоаспектный анализ лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора. Это можно смело отнести и к сравнительному анализу двух лирических произведений.
- основные этапы разбора лирического произведения:
- Творческая история произведения (дата написания, текстология)
- необходимо вспомнить, когда, как и при каких обстоятельствах было написано стихотворение
- какое биографическое, политическое или другое событие побудило автора к его написанию, то есть выявление историко-культурных реалий текста.
Если мы говорим о сопоставлении, то следует вспомнить историю создания обоих лирических произведений, постараться увидеть, что сближает их с точки зрения исторической эпохи.
- обозначить место стихотворений в творческой эволюции поэтов;
- сопоставить историю критических оценок
- Жанровое своеобразие
- сопоставление жанров лирических произведений.
Стихотворения могут принадлежать к одному жанру, например, сонет, элегия, послание
и др., а могут относиться к разным. Тогда возникает необходимость обоснования выбора данного жанра авторами.
- Идейное содержание
- выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве одного и другого поэта, а также попытку ее интерпретации.
-определить тематику и проблематику сопоставляемых произведений,
-найти точки соприкосновения: Символы, образы, мифологемы, ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению.
- проанализировать также семантику заглавия, его связь с основной поэтической идеей. --правильно определить главную мысль каждого стихотворения, проследить, как перекликается одна с другой, умело применяя и комментируя цитаты, основываясь на собственном восприятии анализируемых текстов.
Необходимо сопоставление и по эмоциональной окраске, по настроению, которое создается при прочтении данных стихотворений. Именно в этот момент легко выйти на те сокровенные мысли и чувства, которые хотели передать авторы стихотворений, увидеть и услышать их перекличку. Или, наоборот, почувствовать пафосное звучание стихотворных строк, затрагивающих важную общественно-политическую проблему.
- Композиционные особенности
Композиционный анализ сопоставляемых произведений очень важен с точки зрения единства содержания и формы. Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения строятся на антитезе как основном приеме.
- Время и пространство в стихотворениях
Как и в реальной жизни, в литературном произведении есть свое время и пространство. Данные категории могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до душевных переживаний индивида. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между глобальным и индивидуальным, общественным и личным. Ведь именно на этом строится, например, основной конфликт лирического героя романтизма с миром, в котором он вынужден жить.
- Развитие образа лирического героя
Для анализа образа лирического героя необходимо разобраться в том, кто он - речевой субъект или адресат лирики. Если это речевой субъект, то стихотворение представляет собой его монолог, если он адресат, тогда стихотворение может стать диалогомсамого лирического героя и автора. В полемике этих субъектов, может быть, и лежит истина спора.
В процессе важно проследить, как меняется герой от начала к финалу стихотворения, как меняется мысль, им высказываемая, или мир вокруг него. Наблюдается ли его духовное развитие или его образ статичен, тогда почему? Что хотел сказать автор или авторы?
- Художественные особенности лирического произведения
Обратимся теперь к средствам выразительности, которые используют авторы сопоставляемых произведений. Напомню: к ним относятся тропы, стилистические фигуры и индивидуальные речевые особенности каждого из художников слова.
ТРОПЫ | СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ |
Эпитеты | Звукопись: ассонанс (повторение гласных), аллитерация (согласных) |
Метафоры | Инверсия |
Сравнения | Параллелизм |
Олицетворения | Отрицательный параллелизм |
Ирония | Риторический вопрос |
Сарказм | Риторическое восклицание |
Оксюморон | Риторическое обращение |
Гипербола | Повторы: анафора (повторяющееся начало), эпифора (повторяющийся конец) |
Гротеск | Ряды однородных членов |
Литота | Расчлененные конструкции (парцелляция) |
Метонимия | Эллипсис |
Синекдоха | |
Перифраза | |
Аллегория | |
Антитеза | |
Символ |
Участник олимпиады должен проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств, их роль в идейном содержании произведения, выражении мыслей и чувств лирического «Я»:
8. Ритмика и метрика
Чтобы анализ (сопоставительный) был целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.
Напомню, что в русском стихосложении сохраняются три вида:
- Силлабическое
- Тоническое
- Силлабо-тоническое (наиболее характерное и распространенное в русской поэзии).
Стихотворные размеры, сложившиеся со времен Пушкина, мало изменились.
ДВУСЛОЖНЫЕ | ТРЕХСЛОЖНЫЕ |
Хорей придает возвышенный тон, содержанию – динамику и напряжение, создает светлое, приподнятое настроение | Дактиль придает размеренность и неторопливость, характерен для элегий и размышлений. Подводит к спокойному, неторопливому рассказу. |
Ямб передает поступательное движение, повествует, передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного и задумчиво-философского | Амфибрахий придает стиху спокойное, неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть. |
Анапест стремителен, порывист, выражает быстроту движения. Песенность и напевность характерны для сказочных и балладных сюжетов | |
Спондей – сверхсистемное ударение (лишнее) на ритмически слабом слоге | |
Пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге |
Вспомним виды рифм и рифмовки:
Рифма - звуковой повтор в конце строки | Рифмовка |
Мужская – (ударный последний слог) придает логический итог, твердость, резкость, обрывистость | Перекрестная АБАБ |
Женская – (ударный второй от конца слог) помогает передать незаконченность речи, нежность, плавность | Парная ААББ |
Дактилическая - передает философские рассуждения | Кольцевая (опоясывающая) АББА |
Белый стих (верлибр) – отсутствие всякой рифмы |
И последнее – по возможности, учащемуся следует определить особенности строфики анализируемых стихотворений.
- Терцина – АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ)
- Байроническая строфа(10 строк) – особая строфа со своеобразным порядком рифм
- Онегинская строфа - 14 строк – АБАБВВГГДЕЕДЖЖ
- Октава -8 строк – передает то грусть, то радость
- Сонет – 14 строк - АБАБ АБАБ ВВГ ДГД
- Четверостишие (катрен)
- Двустишие
- Трехстишие
- Пятистишие
- Секстина (шестистишие)
- Семистишие
Наблюдение над строфикой стихотворений и их сопоставление помогут учащемуся лучше понять авторский замысел, увидеть созвучие или разность мнений художников слова.
В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.
Важным аспектом при изучении литературного произведения остается определение методики анализа и приемов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима в истории критической мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/08/picture-5903.jpg)
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/08/picture-5903.jpg)
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/24/picture-71416-1598247854.jpg)
Тихая моя родина...(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)
Тихая лирика - это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт - малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стих...