Тихая моя родина...(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тихая лирика - это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт - малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стихотворений.(особености изобразительно-выразительных средств)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_n.rubtsov_tihaya_moya_rodina_6kl.docx | 48.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СШ «Земля родная»
Боркивец Любовь Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6а
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Тема | Тихая моя родина. Тема родины в стихотворениях Н.М.Рубцова. |
Цель | Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может достигнуть следующих результатов |
Планируемые результаты обучения | Личностные: развитие нравственно-эстетических представлений о связи человека с родиной; развитие эстетического сознания через освоение отечественного культурного наследия; осознание российской идентичности; воспитание любви к родному языку, укрепление интереса к средствам создания образности в поэтическом тексте; воспитание любви к малой родине, к родной природе; формирование коммуникативной компетентности. Метапредметные: Совершенствование смыслового чтения; развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезы, строить логическое рассуждение, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции, умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; совершенствование умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность. Предметные: умение анализировать стихотворения поэта с помощью выделения ключевых слов (проводить доступный в 6 классе анализ концепта и концептосферы поэта); выявлять особенности лирики Рубцова о родине, характеризовать образно-поэтический язык его стихотворений; развитие интереса к его творчеству, осознание влияния биографии на становление творческой личности поэта; совершенствование речевых умений, навыков выразительного чтения; овладение ключевыми понятиями и умениями, необходимыми для анализа и интерпретации поэтического текста. |
Понятия | тихая родина (малая родина/Родина), эпитет, олицетворение, метафора, плейкаст, ключевое слово, концепт, концептосфера |
Ресурсы | доска; мультимедиапроектор, учебник «Литература. 6 класс» (авт.-сост.: В.Я. Коровина); распечатки стихотворений Н.М.Рубцова; Юрий Кылевич Вэлла, картина И.Левитана «Вечерний звон», презентация учителя; плейкасты, выполненные учащимися; запись песен:«В горнице моей светло», (исполнитель - Пелагея), «Букет» (исполнитель - А.Барыкин), «Улетели листья» (исполнитель Виктор Салтыков). |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая, парная. Работа с тетрадью, с текстами произведений. Взаимопроверка, оценивание, самооценивание. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание этапа урока | Действия учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап. «Вызов» | Привлечение внимания. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей эффективной работы. Вступительное слово по теме урока.Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 2 Добрый день, дорогие ученики, учителя, гости нашего сегодняшнего урока! Нашу совместную работу я хочу начать со слов поэта ХХ века Н.М.Рубцова Мать России целой — деревушка, – Как вы понимаете слова поэта Н.Рубцова? (Всловах Н. М. Рубцова можно увидеть бесконечную любовь к родной земле) Скажите, пожалуйста, какое стихотворение Н. Рубцова и почему на предыдущем уроке мы определили как автобиографическое , именно с него мы начали изучение творчества Рубцова? ( «Детство», в нём достаточно подробно и правдиво описаны детские годы жизни Рубцова). Слайд3 Просмотр плейкаста Ваши плейкасты я бы назвала сотворчеством. Вы добавили образы зрительные и слышимые в дополнение к образам словесным, созданным автором. Итак, плейкаст вам напомнил то, о чём мы говорили на прошлом уроке, а именно о непростой судьбе поэта. -Процитируем заключительные строки (Я лучше помню ивы над рекою и запоздалый в поле огонёк… До слёз теперь любимые места!) Какие слова передают искренние чувства поэта? (лучше помню…любимые места) | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Работают с эпиграфом урока, монологические высказывания | Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; смыслообразование. |
2.Контрольно-подготовительный этап урока. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения | Демонстрация домашнего задания (плейкастов). Устный опрос и актуализация ранее изученного. Формулирование темы урока из проблемного вопроса | Да, вы правы поэт Рубцов искренне выражал свою любовь Слайд4“Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”. “Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!” -Какие сочетания слов будут синонимичными выражению «лучше помню ..любимые места»? («души моей родина», «тихая моя родина») Утверждают, что глаза – зеркало души, что за любовь –печаль разглядел Станислав Куняев в прищуре глаз поэта? О чём так печалится поэт? (Воспоминания детства – это воспоминания о родных местах, где он вырос, дорогих поэту: родная природа, школа, речка)В страну под названием –Детство нет возврата. Но «тихая его родина » всегда в сердце поэта. Слайд 6 (4мин.) Приготовимся к восприятию зрительных и слышимых образов стихотворения Н.Рубцова «Тихая моя родина» (текст стихотворения распечатан) Какая строка рефреном повторяется на протяжении стихотворения? (Тихая моя родина). Ключевое слово – родина. О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема ванная с детсва для поэта звучит в стихотворении? (Тема тихой (малой) родины). Слайд7 Сформулируйте тему урока. Запись в тетрадях даты и темы урока: «Тихая моя родина» анализ лирики Н.М.Рубцова. Слайд8 Давайте сформулируем цели урока:
Слайд 9. А как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему? Увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений; понять, из чего складывается понятие «родина» у Рубцова. | Смотрят и слушают исполнение плейкаста. Формулируют «первичное» восприятие произведения (на какие изображения, слова обратили внимание, какое настроение придала музыка). Вспоминают ранее изученное, анализируя стихотворение. Слушают чтение наизусть и пытаются найти ключевое слово. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. Формулируют задачи урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Личностные: смыслообразование. Познавательные: постановка задач урока |
3. Вызов. Обеспечивающий интерес учащихся к уроку Актуализация и пробное учебное действие Этап усвоения новых знаний и способов действий. | Работа с концептом «родина». Определение компонентов-деталей концепта. Анализ изобразительно - выразительных средств; умение видеть и находить Подготовка к работе текстом поиск ИВС | Мы записали в теме урока слово «родина» со строчной буквы. Иногда это слово пишется и с заглавной. Оно может быть употреблено в двух значениях. Каких?(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился) - О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина). Давайте вспомним ряды однокоренных слов к слову «родина», которые помогут в понимании значения слова. Слайд 9 Однокоренные слова к слову « родина» Родина – родной, род, родственники, родился, родители, родня. Слайд 10 Составьте логико-семантическую модель. «Родина» в вашей картине мира.(1+1мин)Групповая работа, представление. В центре тетрадного листа слово «родина». От слова расходятся лучи: Родители – друзья – школа – место отдыха – цветы… Мама – дом – семья – деревня бабушки – река…Мама –березы – река - друзья в школе – сад и т. д. Вывод: Итак, какова родина в вашей картине мира? 3мин. Представление ЛСМ. -Какой вывод мы можем сделать ? (Родина в нашей картине мира, представленная в ЛСМ – это родной дом, мама, уголок природы, школа и т.д., так как это важные для каждого понятия, которые образуют нашу родину, понятия, главные для вас, дорогие сердцу конкретные предметы, обозначающие людей, место, где мы любим бывать, детали пейзажа и.т.д.) - Обратимся к тексту Н.Рубцова «Тихая моя родина» (текст распечатан ) (2мин. ) Слайд11. Задание. Посмотрим, что было родиной для Рубцова. Найдите И ПОДЧЕРКНИТЕ в тексте стихотворения «Тихая моя родина» ключевые слова – компоненты родины. -Из чего складывается родина у Николая Рубцова? Согласитесь, компоненты совпадают с ключевыми словами стихотворения «Детство». Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа (запишем в тетради). -Почему этот ряд слов в картине мира «родина» похож на ваш? (Это нравственные вечные понятия. Они почти у всех одинаковы) Слайд 12 Слово «концепт» для вас новое. Концепт – это ключевое понятие для понимания нашей культуры, то есть русской культуры, русского менталитета (склада ума русского народа). Концепты «мать», «любовь», «дом», «дружба», «родина» и другие складываются у нас в единую картину, и то, как мы представляем их, говорит о нас как о русских людях. Родина, действительно, ключевое понятие нашей культуры – оно является жизненной ценностью для всех нас. Благодаря стихотворениям Николая Рубцова, русского душою поэта, мы понимаем, что такое родина для русского человека, из чего это понятие складывается. Слайд 13 (3+1мин) Концепт проявляется и на языковом уровне. Давайте посмотрим, какие ИВС использует автор: Анафора-« тихо ответили…, тихо проехали..» Эпитеты- «тихая моя родина, тихо ответили; жгучая, смертная связь» Вопросительные предложения- «Где тут погост, Вы не видели?» Рефрен- «тихая моя родина» Аллитерация- «сено гребут в сеновал, рч, зг, р, т, ц, пр и др.» Сравнение- «словно ворона веселая сяду опять на забор!» Лексический повтор- «речка за мною туманная будет бежать и бежать» Метафора- « с громом готовым упасть… » Инверсия- «речка за мою туманная…», «школа моя деревянная»; Цветопись- «не использует ярких, сочных красок, громких слов при описании родины. Лишь трава яркая, из цветов в стихотворении – только зеленый простор, опять же травы. Слайд 14 ответы взаимопроверка, оценивание. Какой эпитет подобран к слову «родина»? (тихая)Найдите другие эпитеты в стихотворении (тихо ответили, тихо проехал) Наверное, таково восприятие Рубцовым родины, что он не использует ярких, сочных красок, громких слов при её описании.Лишь трава у Рубцова – яркая, из цветов в стихотворении – только зеленый простор, опять же травы). Найдем олицетворение – оно в обращении к родине (тихая моя родина, я ничего не забыл). Да, герой стихотворения, несмотря на все изменения в родном селе, навсегда сохранил его в своей памяти. Красочными эпитетами завершается стихотворение. Слайд 15. Как связан поэт со своей родиной, какие эпитеты ярко выражают чувства поэта? (связь эта жгучая, смертная). Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. Такова родина Рубцова, родина русского человека. | Работа с понятием «родина», подбор однокоренных слов, ключевых понятий, связанных с представлением родины у каждого. Знакомятся с понятием «концепт». Определяют составляющие концепта «родина» у Рубцова. Определяют выразительные средства в стихотворении, их роль. Оценивают свою работу и проводят взаимопровер- ку. | Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
3.1.Словарная работа | Пояснение новых слов | Слайд 15,16 В тексте стихотворения «Тихая моя родина» есть слова, которые требуют пояснения и запоминания. Словарная работа: Погост – 1. Сельское кладбище. 2. Сельская церковь с кладбищем. Обитель– 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище. | Записывают новые слова и их значение | |
3.2. Сравнительный анализ текстов | Чтение отрывка, постановка вопроса | Слайд 18 (2мин.) В творчестве выдающихся художников слова тема родины всегда звучит по- особенному. Задание. Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: «Что объединяет стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и отрывок Василия Ивановича Белова «На родине»»? «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами…. Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно… Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!... Отрывок из рассказа В.Белова «На родине» | Читают текст, находят ключевые слова, определяют концепт «родина», Сравнивают тему поэтического и прозаического текстов | |
3.3.Этап применения полученных знаний. | Слайд 19 (3мин.) вопросы и задания к анализу текста (.Устный ответ) В стихотворении …(автор, название) говорится о… Поэт хочет запечатлеть словами картины…. В строках… мы словно слышим звуки… Стихотворение пронизано … настроением. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к… Автор даёт нам возможность прочувствовать… Используя… поэт создаёт образ… Лирический герой этого стихотворения … | |||
4.Физкультминутка | Предлагает отвлечься от темы урока и провести комплекс упражнений | Слайд20 .Тихо встали. Руки вверх мы все подняли, Приподнялись на носочки, к верху потянулись, Вправо повернулись, друг другу улыбнулись. Влево повернулись, друг другу улыбнулись. Руки вверх мы поднимаем и дружно приседаем. Руки мы не опускаем и ещё два раза приседаем: Раз, два. Физминутка завершена.Нас ждут великие дела! Урок мы продолжаем, пятёрки получаем! | Слушают музыку и выполняют упражнения Снимают напряжение, переключают вид деятельности для более качественной работы на следующем этапе урока | Здоровьесберегающая технология |
5. Сотворчество, сведение воедино всех усилий. | Представление текста для последующего его самостоятельного анализа учащимися. Осуществление корректировки деятельности учащихся. | Слайд 21. Мать России целой — деревушка, Концепт «родина» , «тихая родина»- это понятие, не только применимое к художественной литературе. Так, например, Исаак Левитан концепт «родина» запечатлел красками на картине «Вечерний звон» . Рубцов не смог не поделиться переполнявшими его душу чувствами. Формула патриотизма, созданная двумя авторами в разное время и разными художественными средствами, имеет общие истоки. В их основе лежит образ родной земли — прекрасной, но простой и близкой, лишенной пафоса и патетики.Две картины — написанная красками и сотворенная при помощи рифм — при всей «вещной» детализации объединяет общая философская идея. Православные ценности и память предков неотделимы от «звонящих лугов», неброской гармонии русской природы, будь то собор, возвышающийся среди зелени трав, или монастырь, выросший у речной излучины на опушке леса. Те, кто постиг мудрую правду этого единства, способны преодолеть мирскую суету и открыты для духовного возрождения. | Работа с текстом, самостоятельный анализ концептосферыпоэтического текста (выделение ключевых слов). Письменное и устное представление результатов исследования текста. | Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, определение основной и второстепенной информации; анализ,построение логической цепи рассуждении.Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
6.Актуализация знаний на региональном компоненте | Знакомит с ненецким и хантыйским поэтом , читает текст о малой родине, ставит проблемные вопросы | Слайд 22,23 Чувствами, переполняющими душу, звучат стихи Юрия Кылевича Вэлла–ненецкого и хантыйского писателя, который проникновенно рассказывает о «тихой родине», продолжая традиции творчества русских писателей, в том числе Н.Рубцова. И вот Я снова возвращаюсь С пляжного лета На тундровый простор. Как долго здесь я не был! Я полной грудью, Как жаждущий, вдыхаю Широкоглазую синеву. И вновь мне дышится легко! В глаза мои со всех сторон Испытующе глядит Доверчивое небо. И чувствую, Оно меня спросить желает: — Не стал ли и ты Серым Средь серых людей? Вернулся ли прежним — Белым?.. Слайд 24,25 Так что же такое тихая лирика? (Тихая лирика – это лирика, выражающая любовь к малой родине.) Слайд 26 Для каждого из нас своя тихая родина… (Тихая МОЯ родина) Какая она у вас? (Много ли, мало ли суждено прожить нам на земле Крайнего Севера, но эта земля родная! | Знакомятся с ненецким и хантыйским поэтом , слушают текст о малой родине, отвечают на проблемные вопросы; находят общее в темах стихотворений Н.Рубцова и Ю.Веллы, делаю выводы. | |
7. Рефлексия. Подведение итогов | Обобщение. Устный опрос. | Слайд 27 опрос фронтальный, пока идёт подготовка монологического высказывания по клише. 1. С помощью каких чувств лирический герой выражает свою любовь к родине? 2. А в каком смысле здесь звучит слово родина: в широком – Россия или речь идет о малой родине? 3. Что общего вы заметили в стихотворениях поэтов? 4.Какие чувства вызвали у вас стихотворения Рубцова? 5.Что, на ваш взгляд, показалось трудным? Что удалось? 6. Достигнута ли цель занятия? Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? ( «ДА» знак плодотворной работы- «ладошки в замке»; «НЕ знаю» руки остаются на столе) Какое настроение у вас сейчас?(«Позитивное»- ладошки с раздвинутыми пальчиками «пять», «не очень» руки на столе). Вопросы и задания к анализу текста (1мин.Устный ответ) В стихотворении …(автор, название) говорится о… Поэт хочет запечатлеть словами картины…. В строках… мы словно слышим звуки… Стихотворение пронизано … настроением. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к… Автор даёт нам возможность прочувствовать… Используя… поэт создаёт образ… Лирический герой этого стихотворения … | Высказывают свою точку зрения, аргументируют Высказывают свое мнение, дают оценку. | Коммуникативные: владение речью, умение оценивать речевые действия партнера, коррекция речи. Личностные: самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание. Коммуникативные: владение связной речью, Регулятивные: оценка деятельности, осознание того, что получении и что необходимо сделать. |
8. Домашнее задание | Комментарий домашнего задания. Творческое представление текста для последующего анализа учащимися. | Слайд28 1 Самостоятельно проанализировать стихотворение Николая Рубцова «В горнице моей светло». 2. Выполните ЛСМ(логико-семантическую модель) с концептом « тихая родина» по лирике Н.Рубцова. Отметьте средства выразительности и сделайте вывод . Многие стихи Рубцова положены на музыку, я предлагаю вам послушать стихотворение для домашнего анализа в исполнении современной певицы Пелагеи. На мой взгляд, с музыкой, оно обрело ещё большую задушевность. Прослушивание стихотворения«В горнице моей светло», положенного на музыку, в исполнении Пелагеи (1,5 мин). 3.Составить синквейн по теме урока 4. Сочинить стихотворение «Тебе, моя тихая родина, посвящается…»» | Прослушивают музыкальную композицию. Записывают задание. | Познавательные: обработка информации, представление информации в продукте. |
9. Итог урока | Слайд29.Благодарим Николая Рубцова
Для Н. Рубцова символ Родины-звезда, А что для Вас будет символом Родины? Исполнение песни «В горнице моей светло…» плейкаст. | |||
Интернет-ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"
Лирика - это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики ...
Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.
Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...
Приемы анализа лирического текста на уроке
Предлагаю вашему вниманию вариант применения моей системы образного анализа художественного текста на уроке, посвященном работе со стихотворением А. Блока из цикла "На поле Куликовом". Образный подход...
Анализ лирического текста.
Анализ лирического текста основан на том, как форма произведения помогает раскрыть содержание....
Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах
Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....
Урок по теме"Обучение анализу лирического текста" 5класс
Повторение и закрепление знаний по теме "изобразительно-выразительные средства", проверка знаний терминолгии и умения находить в тексте. Данная работа может быть использована в 5...
Основные подходы к анализу лирического текста
Презентиция поможет сделать акценты в докладе на данную тему...