Человеческое достоинство на войне
план-конспект урока (10 класс) по теме

Внеклассное чтение по произведению Воробьёва

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                        Урок внеклассного чтения

        Тема:  Человеческое достоинство на войне

                          (по рассказу К.Воробьёва  «Немец в валенках»)

        

        Цель: познакомить ребят с творчеством писателя К.Воробьёва и его рассказом «Немец в валенках»;

                 - показать непростые взаимоотношения пленных советских солдат – штрафников в условиях фашистского плена;

        - дать понятие о пленнике, штрафнике;

        - выяснить отношение ребят к пленнику, его личности, его достоинству;

        - акцентировать внимание учащихся на поступках героев ( и немца, и русского), когда проявляется их индивидуальность и особенности характера;

        - развивать умение видеть детали, раскрывающие проблематику рассказа;

        - воспитывать чувство сострадания и милосердия к человеку, пленённому врагом, стремление понять поступки конвоиров;        

        - учить видеть авторское восприятие со стороны прожитых лет.

                                                            …в скотину они меня не превратили….

                                                                                                         М.Шолохов

                                                                                                       «Судьба человека»

        

  1. Подготовка к восприятию.

«Война – жесточе нету слова, война – противней нету слова»…На войне есть не только победители, но побеждённые, есть не только герои, но и пленные.

        Стоит ли задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Какие чувства он испытывает? Что переживает?

        Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать…Может ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?

           Для героев К.Воробьёва война в самом разгаре, к тому же они штрафники, попавшие в плен.

Презентация 1-й группы:

  «Судьба военнопленного на войне. Штрафные батальоны»

 

  1. Работа над рассказом.      Беседа.

-  Совместимы ли понятия – пленник и человеческое достоинство?

- Какую роль играет экспозиция рассказа? ( Весна- это жизнь, а за проволокой умирающие солдаты.

«Близ проволочных изгородей -  проклёвывалась трава и  засвечивались одуваны»  на территории лагеря и травы нет, тем более одуванчиков, которые можно есть.)

        - Почему нашим пленным было ясно, что немец воевал под Москвой?

            Презентация 2-й группы: «Битва под Москвой»

-   Теперь понятно, отчего  «валенки немца, воевавшего под Москвой, не сулили ничего хорошего»?

                    Работа 3-й группы.

                                                 Карточка №1.

                                 Эпизод « Ожидание неминуемого»

        Цель:  - выяснить, что ожидал русский военнопленный, стоя перед конвоиром;

           -  понять, почему немец выбрал именно этого пленника из сорока шести.

 Задание:

  1. Покажите через детали повествования физическое состояние пленника.
  2. Как ироничность повествования помогает понять настроение русского солдата.
  3. Объясните, почему немец хочет знать имя штрафника.
  4. Вспомните отношение Пети Ростова  (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») к пленному мальчику-французу.

- Когда рассказчик  стал воспринимать немца одновременно как врага и как человека, такого же солдата, как и он?

               Работа 4-й группы.

                                                Карточка № 2 .

  Эпизод  « Микроскопические дольки …хлеба»

                           

        Цель: показать достоинство советского солдата, получившего хлеб от немца;

          выясните причину «обиженного» взгляда немца.

     

            Задание:

                  1. Что даёт силы Александру, когда он ест хлеб?

                      2. Обратите внимание на «обиженно-ожидающий» взгляд немца  (и в первый

                           раз, и во второй).

                      3. Вспомните, кто из писателей рассказал о похожем случае из жизни              

               военнопленного, проведите параллель.

          4. Сделайте вывод, что являлось мерой жизни на войне.  

 

          -  Перед какими нравственными качествами русского солдата преклонялись даже враги? ( достоинство, честь, умение сохранить свою личность, стойкость и мужество)        

                                         Звучит эпиграф.

                Работа 5-й группы.

                                              Карточка №3.

                             «Немец в валенках – друг или враг?»

        Цель: объяснить смысл названия рассказа В. Кондратьева, определить    

           проблематику.

Задание:

  1. Покажите, что валенки играют немаловажную роль в создании образа Вилли Броде.
  2. Проследите за отношением штрафников к валенкам немца.
  3. Чем объяснить поведение Вилли во время ареста?
  4.  Маленький эпилог рассказа многозначителен, докажите это.

                   

  - Всякий ли пленный вызывает сострадание? Должен ли он надеяться на милосердие?

              Сообщение  ученика: «Знаешь ли ты?»

                Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите военнопленных.

В ней говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии и веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства). В конвенции указывается, что военнопленные   находятся во власти неприятельского государства, а не конкретных лиц или воинских частей, взявших их в плен.

     

        3. Итоги урока

  .

 «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать» - так говорил  ещё  великий русский полководец А.Суворов.

             -  Скажите, какие рассказы, фильмы, поднимающие эту проблему,  вы можете назвать, о чём это свидетельствует?

 (Л.Н.Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник», А.С.Пушкин «Кавказский пленник», М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник», М.. А. Шолохов «Судьба человека»

         

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – размышление «Человеческие чувства глазами солдата войны»

Урок-размышлениепо роману Александра Бека «Волоколамское шоссе»на тему «Человеческие чувства глазами солдата войны»Урок-размышление...

Тема: « Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»

Рассматривается Афганская война. Предствлена работа  в группах с документами:  1 группа работает с документами, доказывающими, что СССР-агрессор, 2 группа будет работать с документами, доказ...

Человеческий облик на войне

Методическая разработка по литературе по рассказам Г. Цыплёнковой "Конопатый" и К. Воробьёва "Немец в валенках"...

Выступление Проблема человеческого достоинства в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным.  Сказанные Ф.И. Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растлились в наши дни»...

Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...

«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...