Урок – размышление «Человеческие чувства глазами солдата войны»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Кужугет Ольга Болат-ооловна

Урок-размышление

по роману Александра Бека «Волоколамское шоссе»

на тему «Человеческие чувства глазами солдата войны»Урок-размышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Кызыл-Дагская СОШ РТ

Урок –  размышление

«Человеческие чувства

глазами солдата войны»

11 класс  (по роману Александра Бека

«Волоколамское шоссе»)

        Урок провела:        

        Кужугет Ольга

Болат-ооловна.

                                    С. Кызыл-Даг.

11 класс.       Урок-размышление

по роману Александра Бека «Волоколамское шоссе»

на тему «Человеческие чувства глазами солдата войны»

 Цель:  - анализ философии солдата;

       - развитие умения и навыков по различению человеческих            чувств;

- воспитание патриотических чувств.

Межпредметная связь: география, русский язык.

Наглядность: рисунки к произведению, портрет Момыш – Улы, карта .

Литература: история литературы  20 века.

        Атлас по психологии.

        Словарь С. Ожегова.

  1. Организационная часть.
  2. Ознакомление с краткой творческой биографией А. Бека. (1903 – 1972г.)

Главное отличие творчества:

- Показ самых главных черт своего времени;

 - Документализм. 1944г. – встреча писателя под Москвой с генералом И.В. Панфиловым.

«Война в его произведениях дается без прикрас»

  1. « Человек, у которого нет фамилии» (Первоначальное название «Повесть о страхе и бесстрашии»)

До войны        Домбат        На войне

        Баурджан        лейтенант

пастух,                                  Момыш - Улы                ↨

гонявший баранов                                                     полковник

по степи

Философия Момыш-Улы.

СТРАХ                                                                     БЕССТРАШИЕ

            В мирной жизни:                                                                 На войне:

Любовь, радость                                     Самая сильная любовь                                                                                    (превосходная степень)

                                                    Самая сильная ненависть                                                              

        борьба – страха и совести:

                                самая сильная радость

Словарная работа:

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности;

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми, обществом за свое поведение;

Радость- веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения;

Страх- очень сильный испуг, сильная боязнь.

  1. ОПРОС.

- Что такое совесть солдата? (с. 621)

- Почему у казахов  нет фамилии? (сравним с тувинцами – аймаки тюркские народы)

- Найдите в тексте портрет главного героя. (с. 263. , 2 абзац)

-Почему наш герой хорошо владел русским языком?

- Что такое радость солдата? (с.621) (сравним со словарем)

-Кто такие панфиловцы? Где они воевали? (Работа с картой, используя текст на с. 622)

«Не ведая страха,                               солдат не лишен

панфиловцы рвались         →           человеческих чувств.

в первый бой»                                  Они не сверхъестественные

   

ефрейторы                                                     люди и не низшая порода.

литературы.

Чувство (псих.) – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

  моральные        ←ЧУВСТВО→эстетические

        /        /

 интеллектуальные        практические

4.Вывод.

- Вы согласны с мнением о философии солдата Момыш-Улы?

- Что такое война? ( По С. Ожегову «вооруженная борьба между государствами»)

- В наше время еще продолжают гремить автоматы, пушки, снаряды. Как вы думаете, для того, чтобы не было войны, что надо делать?

 

В произведении показана не только вооруженная борьба между государствами, но и борьба внутри человека, (солдата, воина), ведь на войне главный закон – это «убить или быть убитым»

5. Домашнее задание:

Написать сочинение « Что я думаю о современной Армии?»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Урок - размышление по повести В. Закруткина "Матерь человеческая".

Урок- размышление по проблеме "Человек на войне". Материал урока может быть использован при подготовке как к сочиенению по литературе в 11 классе, так и при подборке литературных аргументов при выполн...

Разработка урока музыки в 8 классе "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"

Разработка урока музыки для обучающихся 8 класса "Мир человеческих чувств-вечная тема в музыке"...

урок музыки в 5 классе по теме "Романс. Мир человеческих чувств"

Урок музыки в 5 классе по теме"Романс. Мир человеческих чувств". По программе В.В. Алеева...

Мир человеческих чувств. Урок музыки в 8 классе

Презентация к уроку музыки для обучающихся 8 класса "Мир человеческих чувств. Образы радости в музыке"...