Человеческий облик на войне
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Методическая разработка по литературе по рассказам Г. Цыплёнковой "Конопатый" и К. Воробьёва "Немец в валенках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovecheskiy_oblik_na_voyne.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Право безоружного,
или III Женевская конвенция о защите прав военнопленных
в ситуации вооружённого конфликта.
(По рассказам Г. Цыплёнковой «Конопатый» и
К. Воробьёва «Немец в валенках»)
- расширить свои представления о художественных произведениях, изображающих отношение к представителям враждующей стороны;
- провести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным;
- повторить основные положения III Женевской конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта;
- учиться размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку поступкам и поведению героев.
I. Вступительное слово
На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Особенности этого тяжёлого времени диктуют непримиримое отношение к врагу.
К захватчикам более жестокое отношение, чем к освободителям. И это неудивительно, так как тот, кто защищает свою родную землю, дерётся за каждый её сантиметр, за каждую травинку и былинку. От рук захватчиков страдают и мирные жители. А это чьи-то родные и близкие.
И тогда месть поселяется в сердца людей и постепенно овладевает ими.
Но в борьбе с лютым врагом советский человек не хотел забывать в себе человека. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну.
Сегодня нас не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое, доброту, любовь, сострадание.
Ответ на этот вопрос давали и дают произведения, написанные в тяжкие годы Великой Отечественной войны.
II. Проверка д/з, работа с текстами и основными положениями конвенции
– На прошедших уроках мы познакомились с рассказами Галины Цыпленковой «Конопатый» и Константина Воробьёва «Немец в валенках». Вспомним их содержание.
– О каком времени идет речь в рассказах? («Немец в валенках» – военное время, «Конопатый» – послевоенное)
– Назовите героев рассказов «Конопатый» и «Немец в валенках»
– В какой ситуации оказываются главные герои – Александр и немец Конопатый? (оба находятся в плену)
К. Воробьёв «Немец в валенках». В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 году. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьёву охранник, и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде.
Рассказ Г. Цыпленковой опубликован в 2003 году в журнале «Костёр». Главный герой Филька испытывает злость при виде пленных немцев, которых привели на строительство моста в маленький провинциальный городок. И однажды он швыряет в лицо немца земляной камень, рассекая ему лоб.
– Скажите, какова позиция автора по отношению к пленным в рассказах? (Авторы скорее сопереживают военнопленным).
– Ребята, а надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Какие чувства он испытывает? Что переживает?
Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.
Главным вопросом нашего урока предлагаю следующий: Давайте задумаемся: может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
– На уроках русского языка мы работали с примером текста официально-делового стиля «Основные положения Женевских конвенций и Дополнительные протоколы к ним», а именно с разделом III «Защита военнопленных». Конвенция – это международный договор, основа международного гуманитарного права.
– Вы выполняли задание по вариантам: по мере прочтения художественных произведений необходимо было заполнить таблицу с выдержками из статей Женевской конвенции цитатами. Предлагаю проверить, как события в рассказах соотносятся с гуманитарным правом защиты военнопленных.
На слайдах появляются положения конвенции. А ученики иллюстрируют цитатами.
I вариант: рассказ Цыплёнковой
Цитаты из рассказа «Немец в валенках» | Выдержки из Женевской конвенции | Цитаты из рассказа «Конопатый» |
«У нас там с Вороновым никогда не рассеивались сумерки, – окно лепилось над третьим ярусом». «В бараке было тихо и холодно». | Военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и представляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. | «Немцы остановились рядом, в овраге, в наспех сколоченных бараках…» |
«Он что-то буркнул – выругался, наверно, – и отстранился, воззрившись на мои босые ноги с отмороженными пальцами». | Одежда, бельё и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой. | «Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию». |
«– Вы не получаете воды? – Нет». «Таких бутербродов я мог съесть тогда дюжин пять». «Тут все обстояло значительно короче - просто я знал, что после разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов. Только и всего. Я это знал и нес хлеб – по разовому укусу – первым двоим доходягам». | Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных. | «…и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушенкой так, что у ребят начинало урчать в животах и кружилась голова». |
«Пленному полагалось двигаться впереди конвоира шагах в шести. Такая дистанция очень опасна, если ты задумал бежать, – не в бараке, понятно, а за лагерем, когда уже известно, куда вы оба направляетесь. Тот, кто это пробовал, всегда падал убитым в десяти шагах от конвоира, если несся по прямой, в пятнадцати, когда бежал влево, и примерно в двадцати, если кидался в правую сторону». | Военнопленным может быть под честное слово или обязательство предоставлена ограниченная или полная свобода. | «Пленные ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки… Конопатый распилил Ольге Ивановне дрова, починил крышу и забор – за молоко и хлеб». |
« – Вши, – объяснил Вилли и посмотрел на меня беспомощно и жалобно. – Ничего страшного, – сказал я. – У меня тоже есть». «Я поглядел на пальцы своих ног и сказал, что у меня их тоже отрежут, если будет кому». | Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить врачебную помощь, которую потребует состояние здоровья военнопленных. | «Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва всё-таки пришлось наложить». |
«…мы знали, что охранники и конвоиры особенно усердно били доходят, больных и тех, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал». «Бенк шагнул мимо меня и наотмашь ударил Тюрина ладонью по рту. Тюрин упал на нижний ярус нар и по инерции проехал вглубь, к стене». «…а на мой затылок Бенк обрушил что-то тяжкое и кругло-тупое, как бревно». | Военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия. | «В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали». «Но Филька уже поднял камень с земли и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассечённого лба заливала лицо немца». |
– Все знают об условиях жизни людей в немецких концлагерях – они были нечеловеческими, не по-людски жестокими, беспрецедентными. Условия жизни германских военнопленных в советских лагерях тоже были достаточно суровыми, и не все прошли это тяжкое испытание…
– Скажите, что сближает эти рассказы, написанные в разное время? (Рассказы о военнопленных, в них есть герои, проявившие сострадание к пленному врагу).
– Как Вилли Броде обращается к пленному во 2-ой приход? Важно ли для человека, как к нему обращаются?
– Что позволило охраннику увидеть в общей массе пленных конкретного человека? (ноги, общая боль).
– Какие чувства испытывает тетя Агаша по отношению к пленным немцам? О ком они ей напомнили? (« – Господи, прости их душу грешную. Какие они убивцы? Совсем как наши мужики, только одежка другая, - вздыхая крестилась она. - А во-о-о-он тот, конопатый, вылитый мой Степан».)
– Что заставило Ольгу Ивановну и Вилли Броде помогать пленным?
– Значит, не все на войне имеют "нечеловеческий облик"?
– Мы сказали о позиции авторов. Каково же ваше мнение – можем ли мы оправдать поступок Фильки?
– Согласны ли вы с реакцией унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна на помощь попавшим в плен?
Вернёмся к вопросу заданному в начале урока: ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
– КТО ИЗ ЕРОЕВ РАССКАЗОВ ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСВИИ С ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ?
В бесчеловечном сохранить человеческое – вот подвиг. Война – это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.
– Прочтите высказывания и скажите, какое из них вам кажется наиболее подходящим к теме нашего урока и почему? (Высказывания на слайде)
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.
Менандр
Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.
А.Суворов
Некоторые неписаные законы твёрже писаных.
Сенека
Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою
Еврипид
Убить человека – значит убить человека в себе.
И.Шевелёв
Заключение и домашнее задание.
– Только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время так же важно проявлять человечность по отношению друг к другу?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье и горе других людей создают основу человеческого счастья.
– Да, совсем скоро, 2 февраля, мы снова будем говорить о подвиге Сталинграда.
“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.
И вы – кадеты, будущие защитники родины. Вы стоите на пороге нового тысячелетия. Каким оно будет? Во многом это зависит от вас, от вашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния. Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира, согласия, но необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания и горести.
Куда чаще человечность требуются в нормальной, повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.
О том, как проявляется гуманность в мирное время, мы поговорим на следующем уроке литературы. А для этого дома вы прочитаете рассказ Лескова «Старый гений».
этот рассказ заставил меня содрогнуться…
– когда Вилли снял шерстяной носок и показал “белёсую копошащуюся россыпь” – вшей…
– Я содрогнулся от слов Тюрина: “Тот, кто примет от него вражескую приманку, должен будет сурово ответить!” Они ещё не знают, выживут или нет, а он уже грозит…
– этот рассказ заставил меня плакать…
– Плакать не плакать, но обидно было, что Вилли попался… что его разоблачили и Кляйн ударил его, как бы поставил его в один ряд с пленными… Неужели его расстреляют?
– этот рассказ меня растрогал…
– Меня растрогал тот момент, когда Вилли посмотрел на Александра беспомощно и жалобно, я поверил, что он тоже страдает.
– этот рассказ дал мне помечтать…
– как закончится война, все они вернутся домой, Александру сделают операцию, Иван Воронов будет благодарить Александра за то, что он не побоялся принять от немца хлеб. Будут есть хлеб досыта и вспоминать его “скрыто-живую, телесную теплоту”.
– этот рассказ меня утешил…
– Среди немцев тоже были хорошие люди, только жалко, что о судьбе Вилли автор не захотел написать.
КОНОПАТЫЙ
– Фрицев ведут, Фрицев ведут, – орал на всю улицу долговязый Филька.
Его крик, как волшебный ключик открывал окна, распахивал калитки, высыпая на улицу стариков и детвору.
Война, нагулявшись по белу свету, большим уставшим отрядом шагала по маленькому провинциальному городку. Пленные шли молча за высоким сутулым капитаном. Скатка, плотно облегавшая грудь, казалось намертво прилипла к гимнастерке. Ни орденов, ни оружия у него не было. Ордена капитан надеть еще не успел, а вот оружие ему было ни к чему. Бежать никто никуда не хотел. Да и зачем? За четыре года войны набегались вволю и победители, и побежденные. Позади отряда бойко шагал молодой боец с красным флажком.
– Навоевались, мать их за ногу, – ворчал на завалинке одноногий дед Тимофей, муслявя и скручивая из газеты «козью ножку».
Гражданская война отняла у него одну ногу, а взамен научила подшивать всей округе валенки. Выкатилась из своего двора круглая, как мячик, добрая тетя Агаша.
– Господи, прости их душу грешную. Какие они убивцы? Совсем как наши мужики, только одежка другая, – вздыхая крестилась она. – А во-о-о-он тот, конопатый, вылитый мой Степан.
– На твово Степку две похоронки наперегонки пришли. Можа этот конопатый и убил Степку-то, а ты – «прости их, господи», «прости их, господи», – не унимался дед Тимофей.
Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию. Пропищала и тут же замолчала губная гармошка.
– Юрка, айда за ними, – крикнул Филька и, не дожидаясь ответа, смешался с мальчишками соседней улицы. Юрка не побежал. Филька все равно ему обо всем расскажет. Вечером Юрка узнал от него, что немцы остановились рядом, в овраге, у железной дороги в наспех сколоченных бараках, что они будут строить мост через овраг. Каждое утро Юрка, Филька и Филькина соседка Галка ходили смотреть на пленных. Они садились на край оврага, как кура на насест и подолгу слушали чужую речь и пиликанье губных гармошек. Немцы делали зарядку, обливались холодной водой и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушенкой так, что у ребят начинало урчать в животах и кружиться голова.
– Жрите, гады, жрите фашисты. Тра-та-та, – строчил из палки-пулемета Филька.
– Гады они, или фашисты, а есть тоже хотят, – заступилась вдруг за немцев Галка.
– Смотри какая идейная нашлась, – ехидно захихикал Филька.
– Хватит, Филька, стрелять. Никто тебя не боится, – сказал Юрка. – Пошли лучше домой. Что-то есть охота.
И они расходились по домам, но любопытство снова собирало их у оврага. Через несколько дней полуторки стали подвозить к нему щебенку, кирпичи и доски. Строительство обнесли высоким забором. Днем бараки пустели, а смотреть на стройку в заборную щель было неинтересно, поэтому ребята все реже и реже приходили к оврагу, а потом о нем как бы и забыли. Пленные сами напомнили о себе. Они ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки: свистки, прыгающие на резинке шарики и вырезанных из фанеры физкультурников на палочках. Юрка обменял у пожилого немца три луковицы на свисток. На тихую и зеленую Филькину улицу первым из пленных пришел конопатый. Галкина мать, Ольга Ивановна, вынесла ему целый чугунок еще теплой, сваренной в мундире картошки.
– Спа-си-бо, – по слогам еле выговорил конопатый и подарил Галке прыгающий на резинке шарик.
– Не обижайся, дед Тимофей, что нет у меня зла на немцев, – оправдывалась перед ним Ольга Ивановна. – Не видели мы войны и зла нет. – Да разве они виноваты, что их не убили? А картошку я подала, как милостыню за мужа.
– Ну-ну, тебе видней. Дите у тебя растет без отца. Пропал без вести. Кажись ее от мужа ты так и не дождешься, – рассудил по своему дед Тимофей.
Доброта ли Ольги Ивановны покорила конопатого, или тоска по родному дому, но за молоко и хлеб он распилил ей дрова, починил крышу и забор. Тетя Агаша приносила ему что-нибудь повкуснее: то сахарку вареного, то яичек, а уходила со слезами. Где ее Степушка? Оттаяло немного сердце и у деда Тимофея. Трудолюбие и аккуратность конопатого нравились ему. Только Филька ходил везде со своей злобой на немца.
– Чего это конопатый к вам ходит? – допытывался он у Галки.
– А тебе какое дело?
– А такое, что вы фашистов привечаете, – выпалил Филька.
– Не фашист он, а очень хороший немецкий человек, – не сдавалась Галка.
– Хороший? – от злости покраснел Филька.
– Гут, гут. Галья – гут. Вилка – гут.
– В споре ни Галка, ни Филька не заметили, как к ним подошел конопатый.
– Я сейчас тебе покажу гут, – погрозил кулаком Филька.
– Филька, не надо, Филька, – закричала Галка.
Но Филька уже поднял с земли камень и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассеченного лба заливала лицо немца. Филька замер. Ни испуга, ни радости победы в его глазах не было. А на Галкин крик, выбежала Ольга Ивановна.
– Кто это сделал? За что? – испуганно спрашивала она конопатого.
– Вилка гут. Вилка гут, – виновато твердил немец.
– Это его Филька камнем ударил, – размазывая по лицу слезы и грязь, всхлипывала Галка.
Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва все-таки пришлось наложить. Больше конопатый на филькиной улице не появлялся. В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали. Вскоре опустел и овраг. Когда ушел отряд – никто не видел. Юрка с Галкой долго с Филькой не разговаривали.
– М-да... история, – качал головой каждый раз дед Тимофей, вспоминая конопатого.
Беззаботно кувыркались самодельные физкультурники на палочках, свистели свистки, прыгали на резинках разноцветные шарики, оставляя в таком же разноцветном детстве разноцветный след.
Г. Цыпленкова.
Родилась в 1940 году, в Сызрани. После окончания в 1959 году Сызранского медицинского училища, семь лет проработала медсестрой в детской объединенной больнице. С 1968 года - фельдшер МСЧ ЗТМ. Первые детские стихи появляются в 1963 году. В 1964 году Г.М. Цыпленкова становится членом сызранского литературного объединения, а в 1965 году - Куйбышевского отделения Союза писателей. Первая книжка “Непослушный ручеек”, выходит в 1967 году. В этом же году Г.М. Цыпленкова участница областного семинара молодых писателей. Ее стихи, загадки, скороговорки, перевертыши многократно печатались в журнале “Светлячок”, выходившем в Куйбышевском книжном издательстве; включались в коллективные сборники: “День поэзии”, “Веселая ярмарка”, “Поиграем-ка, ребята”. Публикуются в газетах: “Волжская коммуна”, “Красный Октябрь” (“Волжские вести”), “Красное Приволжье”. С 1991 г. пробует свои творческие силы во взрослой поэзии.
Член Союза литераторов России с 1997 года.
К.Д. Воробьёв родился в 1919 году в Курской области, в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу – семилетку, потом курсы механиков. В 1935 году работал в газете, с 14 лет публиковал свои стихи и очерки. С 1937 года стал жить в Москве, там закончил вечернюю школу. С 1938 по 1940 годы служил в армии. В1941 году во время войны защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 году бежал из лагеря и организовал партизанскую группу. В своих произведениях описал страшные события, которые ему пришлось пережить в застенках: пытки, голод, унижения, расстрелы товарищей и др. им написано много интересных произведений о войне.
Умер Воробьёв в Вильнюсе 2 марта 1975 года. Посмертно был удостоен премии А.Солженицина (2000).
Валентина Гусева
Отмороженные пальцы ноют по весне...
Библиотечный урок по рассказу Константина Воробьёва “Немец в валенках – подтверждение литературного вымысла правдой жизни
http://www.lib.syzran.ru/ukazatel/ukazatel_cyplen.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция "Образчеловека. Облик человека. Красота человеческая"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югра колледж – интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера» ...
Урок – размышление «Человеческие чувства глазами солдата войны»
Урок-размышлениепо роману Александра Бека «Волоколамское шоссе»на тему «Человеческие чувства глазами солдата войны»Урок-размышление...
Тема: « Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»
Рассматривается Афганская война. Предствлена работа в группах с документами: 1 группа работает с документами, доказывающими, что СССР-агрессор, 2 группа будет работать с документами, доказ...
конспект урока по истории "Афганская война:политические амбиции и человеческие судьбы"
урок с использованием фрагмента к/ф "Девятая рота"...
конспект урока по истории "Афганская война:политические амбиции и человеческие судьбы"
урок с использованием фрагмента к/ф "Девятая рота"...
Человеческое достоинство на войне
Внеклассное чтение по произведению Воробьёва...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...