Выступление Проблема человеческого достоинства в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»
статья на тему
Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным. Сказанные Ф.И. Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растлились в наши дни», как нельзя лучше характеризуют нашу современностьМы живем в сложное время, поэтому мы, учителя литературы, вынуждены обращаться на своих уроках к таким произведениям, которые учат силе духа, делают человека несгибаемым, умеющим противостоять сложностям жизни. Таким произведением, с моей точки зрения, является роман А.К.Толстого «Князь Серебряный».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_ego_sudbe_ne_prosmatrivayutsya_2.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сл№1 Проблема человеческого достоинства
в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»
Учитель – дефектолог МОУ «СОШ №1г.Ртищево Саратовской области»
Фахрединова Людмила Федоровна
“Образование без воспитания –
меч в руках безумца” (Платон).
Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным. Сказанные Ф.И. Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растлились в наши дни», как нельзя лучше характеризуют нашу современность.
Сл№2 «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, надо немедленно возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре», - читаем мы в наследии Святителя Василия Великого. Мы живем в такое время, когда многие родители прилагают усилия к тому, чтобы выучить детей наукам, и мало кто заботится о том, чтобы украшать их душу. А ведь только очищенная от пороков душа приемлет истинное образование. Платон писал : “Образование без воспитания – меч в руках безумца”. Русская литература на протяжении многих веков разжигала и поддерживала духовный огонь в сердцах человеческих. Сл№3 Это чутко воспринял и выразил Николай Александрович Бердяев (1874—1948) - русский религиозный философ: «…вся наша литература 18-19 веков ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности». Человек обречен на выбор между добром и злом, но он мечется между различными пониманиями добра и зла. Вот эту смятенность души высветила наша литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего исследования Верно рассмотреть эту проблему на уроках- значит направить ученика по верному жизненному пути, сформировать его как личность. Мы живем в сложное время, поэтому мы, учителя литературы, вынуждены обращаться на своих уроках к таким произведениям, которые учат силе духа, делают человека несгибаемым, умеющим противостоять сложностям жизни. Сл№4 Таким произведением, с моей точки зрения, является роман А.К.Толстого «Князь Серебряный». В судьбе этого писателя, которому в этом году мы будем отмечать 200-летие, не просматриваются «страсти», столкновения, драматические коллизии. Сл№5 Однако след, оставленный им в литературе , отчетлив. Начиная со строк, авторство которых с трудом вспомнит читатель: «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», и заканчивая самим духом его негромких, но таящих тонкость и очарование, глубину, благородство и силу стихов . Высок, красив, необычайно силен (руками мог кочергу узлом завязать), приветлив, обходителен, остроумен, наделен великолепной памятью…Сл№6 Этот русский барин , желанный гость всех аристократических салонов и гостиных, верой и правдой служил государю. Человек отзывчивый, прямой, благородный, презиравший всякую подлость, Толстой не унижал себя ни ложью, ни приспособленчеством, ни угодливостью. Ему был органически чужд карьеризм, его нельзя было заставить высказать мнения, противные его убеждениям. Как жаль, что сегодняшнее поколение не читает исторический роман А.К.Толстого "Князь Серебряный", который мог бы стать для юношества поучительной книгой. Ведь именно в этом возрасте сердце впервые отзывается на внушаемые ему идеи добра, справедливости, верности законам совести и чести, достоинству человеческой личности. А именно в этом главный пафос "Князя Серебряного". Сл№7 В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства, хитрости и благородства. Но главная проблема, волнующая писателя в романе, — это проблема человеческого достоинства. Высокими носителями чести, достоинства являются герои, которые могут противостоять жестокости, злу, безнравственности тиранической власти Грозного и его опричников. Это, в первую очередь, князь Никита Романович Серебряный, боярин Дружина Андреевич Морозов, атаман Иван Кольцо, казак Митька. Они представляют разные общественные сословия России — от знатного боярства до простолюдинов — но в каждом из них живет подлинно русский характер, каким его видел Толстой, тот русский характер, который не был искажен веками татарского рабства, Сл№8 «...помянем добром тех, которые, завися от него (царя — Н.П.), устояли в добре ….». Разве эти строки романа ни созвучны нашему времени! Весь роман пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека. Какое обширное поле для нравственного воспитания наших учеников, несмотря на то, что действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол и жестокость. .
Сл№9 Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя (Борис Годунов, опричники Малюта Скуратов, Василий Грязной, Хомяк, отец и сын Басмановы, князь Вяземский), Сл№10 и те, кто выступает за права боярства (князь Серебряный, боярин Морозов, Колычевы, разбойник Иван Перстень со своей шайкой).
Сл№11 Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный находится на службе у государя. В наружности князя отразились черты его характера: простосердечие, откровенность, решительность, честность, твердость, добродушие, благородство. В общем, «общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются». Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине. Ставший выразителем мыслей и чувств автора, этот образ оказался очень близок самому Толстому, он унаследовал от своего создателя многие черты его характера.
Сл№12 Главные черты характера князя Серебряного - прямодушие и честность. Пять лет он провел в Литве, куда царь послал его "подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны". Но выбор царя был неудачен: "Никита Романович упорно отстаивал выгоды своей земли", но для переговоров не был рожден. Отвергая тонкости посольской науки, он хотел вести дело начистоту и, к крайней досаде сопровождавших его дьяков, не позволял им никаких изворотов". С самых первых страниц романа Толстой выделяет в герое очень важную черту характера - способность идти прямой дорогой, не кривить душой, слушать голос своего сердца.
Серебряный - человек, который ищет ответы на вопросы только в своем сердце и действует согласно его повелению. А такие черты, как благородство, почти детское добродушие, откровенность являются залогом того, что сердце его не обманет.
Князь Серебряный руководствуется заложенными в его сердце и душу понятиями чести. Сл№13 Крик души вырывается из его израненного сердца: « Ездят теперь по святой Руси их дьявольские полки с метлами да песьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую… и нет на них нигде ни суда, ни расправы!»
Даже Иоанн испытывает незнакомое ему чувство невольного уважения к Серебряному, "которого смелые поступки возмущали его самодержавное сердце, а между тем не подходили под собственные его понятия об измене. Доселе Иоанн встречал или явное своеволие, как в боярах, омрачавших своими раздорами время его малолетства, или гордое непокорство, как в Курбском, или же рабскую низкопоклонность, как во всех окружавших его в настоящее время. Но Серебряный не принадлежал ни к одному из этих разрядов. Он разделял убеждения своего века в божественной неприкосновенности прав Иоанна, он умственно подчинялся этим убеждениям и, более привыкший действовать, чем мыслить, никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем Божьей воли на земле. Но несмотря на это, каждый раз, когда он сталкивался с явною несправедливостью, душа его вскипала негодованием, и врожденная прямота брала верх над правилами, принятыми на веру. Он тогда действовал наперекор этим правилам, и на деле выходило совсем не то, что они ему предписывали. В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь Серебряный не мыслит свою судьбу изолированной от судеб любимой им святой Руси . Самое страшное для Серебряного - то, что "не татары, а царь губит родину". Сл№14 "Кабы не был он царь, я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти Бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь", - говорит Никита Романович Годунову.
Единственным утешением было для Серебряного сознание, "что он в жизни исполнил свой долг, насколько позволило ему умение, что он шел прямою дорогой и ни разу не уклонился от нее умышленно. Сл№15 «Драгоценное чувство, - восклицает Толстой, - которое, среди скорби и бед, как неотъемлемое сокровище, живет в сердце честного человека и пред которым все блага мира, все, что составляет цель мирских стремлений, есть прах и ничто!". В этом лирическом отступлении автор выражает и свой взгляд на жизненный путь человека. Простота его кажется очевидной - идти "прямою дорогой". Но как не просто, оказывается, в жизни "ни разу не уклониться" от этой дороги "умышленно". И потому чувство, которое испытывает Серебряный, осознавая, что он "выполнил долг свой" и "шел прямою дорогой" так близко и дорого Толстому; оно "неотъемлемое сокровище", живущее в сердце честного человека, оно и составляет для Толстого смысл человеческой жизни.
Есть в романе ещё один интересный герой, для которого честь и достоинство выше царской милости и боярских привилегий. Сл№16 Это Дружина Андреевич Морозов. Портрет Морозова, созданный Толстым, напоминает русского богатыря, сила которого таится не только в крепких руках, но и в горячем сердце. Темно-русые волосы с сильною проседью падали в беспорядке на умный лоб его, рассеченный несколькими шрамами. Сл№17 Окладистая борода, почти совсем седая, покрывала половину груди. Из-под темных нависших бровей сверкал проницательный взгляд, а вокруг уст играла приветливая улыбка, сквозь которую просвечивало то, что в просторечии называется: себе на уме. Глядя на него, всякий сказал бы: хорошо быть в ладу с этим человеком! И вместе с тем всякий подумал бы: нехорошо с ним поссориться! Действительно, всматриваясь в черты Морозова, легко было догадаться, что спокойное лицо его может в минуту гнева сделаться страшным. Но приветливая улыбка и открытое, неподдельное радушие скоро сглаживали это впечатление". Морозов тяжело переживает опалу госудвря, ибо готов верой и правдой служить ему и отечеству. Сл№18 Опала для него - горе, но на вопрос князя Серебряного, за что попал Морозов под опалу, Дружина Андреевич сурово и гордо ответил: "За то, что держусь старого обычая, берегу честь боярскую, да не кланяюсь новым людям!" С горечью рассказывает Морозов о тех бедах, что обрушились на русскую землю с тех пор, "как учинил государь опричнину на Руси". "Прогневали мы, видно. Бога, Никита Романович; помрачил он светлые царские очи!" Рассказ Морозова - это рассказ истинного патриота, озабоченного судьбами родной земли, не желающего равнодушно наблюдать, как разоряют царские опричники богатые земли, не желающего наблюдать, как губит царь "верных слуг своих". " Сл№19 Понятие о чести и совести, впитанные Дружиной Морозовым от всех предшествующих поколений доблестных русских людей, дают власть над окружающим Злом, которое не способно сломить силу его духа: " ….в негодующем взоре было столько достоинства, столько благородства, что в сравнении с ним Иван Васильевич показался мелок". Являясь носителем авторской идеи сопротивления Злу, Дружина Морозов становится и выразителем доказываемых на протяжении всего романа слов о том, что и один в поле воин, ибо свет праведной личности, распространяясь вокруг, не может не задеть умы и сердца окружающих людей. Сл№20 Он смело обращается к царю : «Государь…! Вели меня смерти предать! В голове моей ты волён, но в чести моей не волён никто!... Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом; но минует твое зверское царение,… и перейдет твое имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не настанет Страшный суд Господень!» А.К. Толстой верит в то, что Свет этот не исчезает бесследно, а рассеивается во вселенной, согревая и сплачивая души людей. Продолжателем дел Добра и справедливости, испытавшим на себе влияние горячего сердца Дружины Морозова, он делает князя Серебряного.
Сл№21 Мы видим, что Серебряный верит в божественность царской власти, но эти правила, "принятые на веру", отступают при соприкосновении со Злом , заложенном в душе этого человека. Иоанн понимает, что у него никогда не получиться сделать из Серебряного "свое орудие", т.к. этот человек подчиняется только неписанным законам своего сердца, силы которого направлены на противостояние Злу, и никакие почести и богатства не привлекут князя на сторону Зла, даже если этого требует сам царь всея Руси Иоанн Грозный.
Судьба и история страны подобны судьбе и жизни отдельного человека. Добро и Зло тесно переплетены и взаимосвязаны. Пока бездействуют в растерянности силы Добра, Зло процветает, и кажется, власть его никогда не прекратится. "Хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода", - говорит Серебряному Борис Годунов. Но не согласен с ним писатель. В смутное время и "один в поле воин"! Что помогло героям устоять в ту жестокую эпоху деспотизма и насилия? Их честный, неподкупный характер, их высокая нравственность, высокие представления о долге, совести и чести. Их жизнь, как и жизнь каждого человека, имела особенное значение - творить Добро, тем самым распространяя его вокруг себя . Сл№22 Толстой всем содержанием своего романа дает нам понять, что каждый злой и каждый добрый поступок оставляют на земле и в людских сердцах свой след. Сила мысли и поступка, энергия Добра и Зла по каким-то таинственным законам существует в мировом пространстве, - вот почему так важен процесс накопления энергии Добра, результатом которого должно стать неизбежное падение Зла. Проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора актуальна во все времена. Она стоит и перед старшеклассниками. Данный роман поможет ребятам найти верный путь, поступать так, как велит совесть .Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому из нас участвовать в духовном становлении своих учеников. Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием. Сл№23 Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных, трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные знания и умения на благо Родины. Учителя-словесники, именно на нас лежит большой груз ответственности в становлении личности. Об этом нужно помнить всегда
II Муниципальные
Александровские образовательные чтения
«Нравственные ценности
и
будущее человечества»
Выступление учителя – дефектолога
МОУ «СОШ №1г.Ртищево Саратовской области»
Фахрединовой Людмилы Федоровны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....
конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....
Урок литературы в 8 классе по роману А.К.Толстого "Князь Серебряный"
Интегрированный урок по предметам "Литература" (внеклассное чтение) и история. Проводится в нетрадиционноё форме "Урок - суд". Способствует привитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ...
Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Интегрированный урок по предметам "Литература" и история. Проводится в нетрадиционной форме "урок - суд". Способствует развитию интереса к предметам гуманитарного и исторического ц...
Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»
Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока....
Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих
Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...
Архаизмы и историзмы в романе А.К. Толстого " Князь Серебряный".
Материал, полезный на уроках литературы....