Проблема человеческого достоинства в драме А. Р. Островского “Гроза”
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
урок-исследование
Проблема человеческого достоинства
в драме А. Р. Островского “Гроза”
(Групповая работа)10 класс
Образовательные цели: развитие способности осмысления проблем современного общества с помощью литературного материала; совершенствование навыков сопоставительного анализа и умение работать по группам; развитие связной речи учащихся, логического мышления.
Воспитательные цели: воспитать высокие нравственные и эстетические идеи; привить интерес к творчеству писателя; научить внимательно и осознано читать произведения и анализировать поступки героев.
Оборудование: книжная выставка, портрет А.И.Островского, тексты произведения, Толковые словари.
Ход урока:
1. Словарно-фразеологическая работа над лексическим значением слова “достоинство”.
- Ребята, давайте выясним, каково лексическим значением слова “достоинство”. С каким словарём вы работали?
(Словарём С.И.Ожегова. Достоинство – 1. Положительное качество.
- Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
- Стоимость, ценность денежного знака.
- Устаревшее название титула.).
- Что значит, по-вашему, защищать человеческое достоинство? (Мнения и точка зрения ребят).
(В ходе обсуждения подвожу учеников к выводу, что именно понимание персонажам пьесы сути человеческой личности и её достоинства лежит в основе группировки образов).
Постоянно унижают окружающих столпы “тёмного царства” Дикой и Кабаниха (в качестве иллюстрации 1 группа анализирует диалог Кулигина и Дикого , 2 группа – сцену прощания Катерины с Тихоном).
Ребята делают вывод, что эти же персонажи чрезвычайно остро переживают ущемление их “прав” (в качестве примера 1 группа приводит реакцию Дикого на настойчивое предложение Кулигина об установке городских часов и громоотвода, на оскорбление проезжим гусаром, 2 группа – недовольство Кабанихи ослаблением домостроевских порядков, её подозрительные вопросы Тихону, кто ему дороже – мать или жена) .Обращается внимание ребят на оценки, даваемые Кабанихой и диким другим людям, особенно занимающим более “низкое” положение.
-Ребята! В чём же апологеты “темного царства” видят собственную значимость и почему считают себя выше окружающих? (Причины тут, прежде всего, социальные. В их руках находятся экономические рычаги управления городом , богатство, а следовательно, и реальная власть, о чём красноречиво говорит беседа Дикого с городничим (1 группа).
Вместе с тем, отмечают школьники , на отношение Дикого и Кабанихи (3 группа) к окружающим людям влияют традиции среды, привычное самодурство, низкий культурный уровень.
Далее мы останавливаемся на взглядах молодых персонажей “Грозы” –Бориса, Кудряша, Варвары, Тихона (этот разговор вызвал особый интерес юных читателей и спорные суждения). Дискуссия о молодых героях пьесы способствует совершенствованию умений аргументировать свои позиции, вести диалог. Так, если некоторым ученикам нравится внешняя независимость Варвары и Кудряша, принимая ими за способ отстаивания человеческого достоинства, то есть и другая позиция. Которая рассматривается позже.
Звучит точка зрения представителей 2 группы:
- В чём же проявляется их достоинство? В грубости Кудряша? Да и не особенно трудно грамотному конторщику чувствовать себя независимым, когда он нужен хозяину. Весьма призрачно выглядит эта независимость и это достоинство, когда мы слышим от Кудряша, что носом своим Дикой чует; Кудряш голову свою дёшево не продаст, пускай сам боится. Можно предположить, что их отношения основаны на взаимной зависимости сомнительного свойства. Будь Кудряш принципиален и честен, на что есть в пьесе намёк. Или могла бы постичь его судьба правдолюбца Платона Зыбкина из комедии “Правда хорошо. А счастье – лучше”.
- А мы считаем ( говорят представители 3 группы), что вроде бы и сочувствуют Кудряш и Варвара Катерине, осуждают тиранию Кабанихи, но та же Варвара действует в пределах морали “темного царства” и гуляет, пока не за мужем, исповедуя принцип “только бы шито-крыто было”. Вроде бы такие смелые и независимые, а никакой помощи Катерине оказать не могут, даже словом заступиться за неё не пытаются. (Постоянно учащиеся подходят к выводу, что поведение и воззрения молодых персонажей пьесы не выходят за рамки “темного царства”.Герои лишь приспосабливаются к условиям социальной среды для достижения собственных целей.
- Ребята, давайте выясним, насколько безысходно положение Тихона и Бориса. (Разговор об отсутствии чувства собственного достоинства у этих героев строится вокруг мотивов их покорности сильным мира сего).
- Какая нужда заставляет Бориса жить в доме Дикого и сносить его оскорбления и деспотизм? (Ставится проблемный вопрос; “Борис и Тихон – жертвы “темного царства” или нет?).
Представители 4 группы и 3 группы приходят к выводу, что не так жалок и беспомощен, как кажется на первый взгляд, Кулигин. У него нет средств для самоутверждения, и он предпочитает стерпеть ругань и обиду, но почему? “С него, что ль, пример брать!” – говорит он о Диком. Можно соглашаться или не соглашаться с Кулигиным, но именно в сдержанности он видит проявление достоинства человека. Этот мастер-самоучка видит ценность человека в бескорыстном служении обществу и пытается в меру своих сил сделать полезное для родного города, и в этом он проявляет настойчивость, приводящую Дикого в ярость.
“Несмотря на своё невежество, Дикой сразу усматривает в процитированных Кулигиным стихах Державина крамолу и грозит отправить часовщика к городничему” – точка зрения представителей 1 группы.
“Подлинный страх вызывает у Кабанихи монолог Кулигина о грозе, в котором звучит обличение невежества и мракобесия представителей “Тёмного царства” – к такому выводу пришла 2 группа.
И наконец, в финальной сцене именно Кулигин страстно обвиняет семью Кабановых в гибели Катерины, стимулируя тем самым “бунт” Тихона. Десятиклассники нашли для обозначения позиции Кулигина удачную формулировку: “Неспокойная совесть города Калинова”.
(После обсуждения выполненных заданий, происходит переход к следующему этапу-совместному составлению плана урока. Учащиеся с помощью учителя находят для пунктов плана краткие формулировки, которые выражают позиции каждой группы персонажей по отношению к человеческой личности, её достоинству. Когда пункты плана сформулированы, необходимо объединить их и дать общее заглавие основной части. Школьники делают вывод, что честь и достоинство относятся к категориям нравственным и через них раскрывается одна из главных нравственных проблем пьесы “Гроза”.
Оптимальный вариант плана, составленный вместе с ребятами:
- Чем интересны пьесы А.И.Островского современному зрителю.
- Честь и достоинства человека – важнейшая нравственная проблема драмы “Гроза”.
- Группировка образов в пьесе.
- Уродливое представление “тёмного царства” о ценности человеческой личности.
3.Позиция А.И.Островского в вопросе о достоинстве человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. контрольная работа по драме А.Н.Островского "Гроза" (10 класс)
Материалы для работы содержат большой объем заданий, поэтому возможен сдвоенный урок. В работе два варианта по 10 заданий в каждом....

«Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»
Тема урока. «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»Тема дискуссии: «ЛУЧ СВЕТА или ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ»?Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспу...

1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс
А. Н. Островский "Гроза". 1-й урок. В презентации содержатся материалы о теме и идее произведния, об основном конфликте пьесы, о композиции и жанровом своеобразии драмы. Материалы о жизненной ос...

Викторина по драме А.Н.Островского "Гроза"(10 класс)
Викториной можно завершить изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". Она поможет проверить, насколько глубоко поняты учащимися образы произведения, определить способность десятиклассников во...

Тесты по драме А.Н.Островского "Гроза"
65 тестов охватывают всё содержание драмы А.Н.Островского "Гроза". К каждому тесту (вопросу, заданию) прилагается 5 - 6 вариантов ответа, среди которых испытуемый должен выбрать один правильный. Тесты...

Из опыта работы. Урок. Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза"
Урок литературы в 10 классе. Споры вокруг драмы Островского "Гроза"...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....