Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chest_i_beschestie_7.11.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Челсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района
Конспект урока литературы в 8 классе на тему:
«Проблема долга, чести и человеческого достоинства
в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Разработала
учитель русского языка и литературы
Посыпкина Елена Юрьевна
2017 год
Предмет: | Литература |
Место урока в системе уроков | Пятый (заключительный) урок по изучению романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Тема урока: | «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Цель урока: | Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека |
Дидактическая задача урока: | сопровождать учащихся в процессе обсуждения темы урока, способствовать формированию умения анализировать произведение с учетом его идейного содержания и художественного совеобразия, вырабатывать свою точку зрения, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь» и «бесчестие» |
Тип урока: | урок систематизации изученного. |
Технологии: | учение на основе учебных ситуаций, проблемно-диалогическая технология, ТРКМ |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения), творческая работа (домашнее задание) |
Приемы: | Кластеры, «Ассоциативный ряд», «Синквейн», сопоставительная характеристика |
Оборудование: |
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
-Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие; -умение понимать чувства других людей и сопереживать им; - уважительное отношение к иному мнению | -Умение формулировать и удерживать учебную задачу, -применять установленные правила в планировании способа решения; -использовать речь для регуляции своего действия; -различать способ и результат действия; -адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок; -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | -Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать знако-символические средства; -интерпретировать информацию; сравнивать | -Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; -формулировать собственное мнение и позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров | Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия |
ХОД УРОКА:
Этапы урока/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) СЛАЙД 1 | - Здравствуйте, дети, садитесь. Итак, перевернута последняя страница бессмертного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Марина Ивановна Цветаева прочитала это произведение в 7-летнем возрасте, и эта книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее снова и снова. - А какое впечатление на вас произвел роман? - Остались ли вопросы после чтения, на которые вы так и не получили ответы? - Почему это произведение о таких далеких событиях до сих пор читается с интересом и не оставляет равнодушным? - Известный русский критик В. Г. Белинский утверждал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Давайте попробуем. | Ответы учащихся… - затрагивает самые потаенные стороны человеческой души, заставляет о многом задуматься |
Введение в тему урока, целеполагание (2 мин) СЛАЙД 2 СЛАЙД 3
| - Для того чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, послушайте кавказскую притчу (звучит аудиозапись притчи) 1,5 мин. Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им понадобилось на время разлучиться, чтобы заняться своими делами. И стали они договариваться, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Друзья поинтересовались: «А почему ты не скажешь нам, как вновь тебя найти?» Честь ответила: «Вы можете покидать друг друга и вновь сходиться, а мне этого не дано. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится». - Как вы думаете, о чем пойдет наш разговор сегодня? - Верно. Итак, наша тема: «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? | Дети слушают притчу (на слайде – текст) - о чести - долг, храбрость, достоинство, благородство, сила духа - Что такое честь? Достоинство? Какие герои романа Пушкина соблюдают законы чести, а какие – нет? |
Актуализация темы, проблематика произведения (2 мин) | - Вспомните, какой теме посвящено изученное произведение? - Какие проблемы затрагивает Пушкин в романе? - Верно. А какая проблема основная, на ваш взгляд? - Действительно, одна из важнейших нравственных проблем романа остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противоположных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высоком художественном уровне ответил на него. Возможно! - Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме – воспитании человека. | -Основной темой является народное восстание. - вопросы внутренней политики, столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними неразрешимым. Проблемы справедливости и милосердия, доброты и жестокости, долга и чувства, соотношение дворянской чести и внутреннего голоса совести, человеческого счастья, любви и истинного благородства. - основная – проблема чести и долга. |
Вступительное слово о ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВЕ и ДОЛГЕ (6 мин) СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 | - С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование? Как часто в человеке сочетаются Добро и зло, бесчестие и честь, Сквозь месть порою тонко пробиваются Колючка лжи, коварство или месть. (из стихотворения Ольги Оболенской «Добро и зло») - А что для вас понятия ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ? Попробуйте раскрыть их с помощью ассоциаций в схеме, которая есть у каждой группы (Рабочий лист урока). Посовещайтесь в группах 1 минуту. 1 группа – ассоциации к слову ЧЕСТЬ, 2 группа – к слову БЕСЧЕСТИЕ. - Что же такое ЧЕСТЬ? (дети пробуют дать определение) - Определения к слову "честь" можно встретить во многих толковых словарях. В.И.Даль дает такое объяснение: "Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»; Словарь Дм. Ивановича Ушакова трактует понятие чести как "моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)". С.И.Ожегов дает следующее определение: «Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». -Сохранить честь – важно ли это»? Легко ли жить по законам совести, чести и человеческого достоинства? Почему сложно? Что толкает человека на бесчестный поступок? - Где в повседневной жизни проявляется честь? Приведите примеры. - А что включает в себя понятие "офицерская (или воинская) честь"? - К обсуждению данной проблемы были причастны и русские военные мыслители, и военачальники, и многие писатели-классики. Честь офицера - это выражение сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом. - Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительно следовать девизу "Душа – Богу, сердце – женщине, жизнь - Отечеству, честь - никому!" - являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. - Попробуйте объяснить смысл этих слов (девиза). - Вспомните пословицу, вынесенную Пушкиным в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке». - В тексте романа один из персонажей произносит эту пословицу полностью. Кто? кому? В связи с чем? - Кстати о пословицах. Знаете ли вы другие пословицы о чести и человеческом достоинстве? - Давайте попробуем «собрать» некоторые из них. Каждой группе в Рабочем листе приготовлено задание: вы видите пословицы в разобранном виде. Нужно собрать по 3 пословицы. Время на подготовку – 1 мин. ПОСЛОВИЦЫ: 1. Береги честь смолоду, а здоровье под старость. 2. Бесчестье хуже смерти. 3. За совесть да за честь – хоть голову снесть. 4. Лучше умереть с честью, чем жить с позором. 5. Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь. 6. Честь чести и на слово верит. - Молодцы. Какая основная мысль содержится в этих коротких фразах? Надеюсь, в своей жизни вы будете руководствоваться народной мудростью, заложенной в данных пословицах. | - Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить. ЧЕСТЬ: порядочность, совестливость, благородство, верность, храбрость БЕСЧЕСТИЕ: подлость, эгоизм, черствость, порочность, беспринципность, трусость - дети дают свои определения - это важно, но жить по законам чести сложно, т.к. нужно быть человеком слова, следовать долгу - вступиться за слабого, оказать помощь в экстремальной ситуации, военный парад –честь ветеранам войны и др. - воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях. - … - Береги честь смолоду. - Андрей Петрович Гринев своему сыну Петруше перед отправкой в Белогорскую крепость. 1 группа получает слова: 1. честь, береги, а, под, смолоду, здоровье, старость 2. смерти, бесчестье, хуже 3. за, честь, за, да, совесть, голову, хоть, снесть 2 группа получает слова: 1. умереть, честью, с, лучше, жить, чем, с, позором 2. на, висит, честь, волоске, и, а, потеряешь, канатом, привяжешь, не 3. на, верит, слово, честь, чести |
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (7 мин) СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 | - Обратимся к героям «Капитанской дочки». Скажите, кто из многочисленных персонажей романа живет по законам чести? Обоснуйте свое мнение. _ Сформулируйте правила воспитания в семье Гриневых… - А как же Швабрин? Неужели достоинство, благородство и честь не для него? Были ли ситуации, в которых он проявил себя как достойный дворянин и храбрый человек? Давайте составим сравнительную характеристику Петра Гринева и Алексея Швабрина по следующим критериям: 1. Отношение к семье капитана Миронова, 2. поведение во время поединка, 3. поведение во время захвата крепости пугачевцами, 4. отношение к Маше, 5. поведение с Пугачевым. - 1-я группа заполняет сведения о Гриневе, 2-я – о Швабрине. Старайтесь писать лаконично, только самое главное. Время – 2 минуты. - Давайте проверим, что же у вас получилось. - Как же так получилось, что Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник, офицер - самый недостойный из всех героев романа? - А любовь, которая обычно пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость? Почему Швабрина не украшает даже любовь к Маше? - К сожалению, любовь побуждает человека совершать не только подвиги, но и подлости. В своём стремлении устранить соперника Швабрин готов отправить его даже на смертную казнь. - Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство. | - Петруша Гринев и его отец, Андрей Петрович Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша Миронова, Савельич -… - во время допросов имя Маши Швабрин не упоминал, чтобы не навредить девушке РАБОЧИЙ ЛИСТ урока 1-я группа: П.Гринев 1. с симпатией и любовью, душевной щедростью, дружелюбием, искренне любит 2. сражается честно, отважно, защищая честь девушки 3. отказывается принести присягу самозванцу, целовать его руку. Готов мужественно умереть 4. любит Машу, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за нее. Рискует собой, спасая девушку, не выдает ее Пугачеву. 5. Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина. 2-я группа: А.Швабрин 1. с насмешкой, презрением, распространяет клевету 2. наносит предательский нечестный удар беззащитному Гриневу 3. становится на сторону бунтовщиков, нарушая воинскую присягу 4. описывает «совершенною дурочкою». Держит взаперти, морит голодом, выдает Пугачеву 5. унижается перед Пугачевым, ползает у него в ногах, вымаливает прощение. |
Сопоставитель- ный анализ: Гринев и Пугачев (12 мин) СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 СЛАЙД 13 | - Однако самый важный и психологически сложный нравственный поединок чести Гриневу еще предстоял. Человек, с которым однажды по дороге из Симбирска во время бурана сталкивает его судьба, стал для 17-летнего Петруши чем-то особенным. Каждая их встреча превращалась в «ходьбу по краю пропасти» или «по лезвию ножа». Одно неверное слово или действие – и конец всему! - О ком я говорю? - Насколько эта личность в романе многогранна и противоречива? - Можем ли мы утверждать, что Пугачев - только убийца и злодей, заслуживающий смертной казни? Почему? - Давайте сравним личностные качества Гринева и Пугачева. Что их отличает друг от друга? А что, возможно, объединяет? Итак, задание: из предложенных слов впишите в таблицу слова, характеризующие Гринева, в 1 столбик (1-я группа), а слова, характеризующие Пугачева – во 2- й столбец (2-я группа). Кроме того, вам нужно привести примеры из текста романа, подтверждающие ваш выбор. Время – 2 мин. Слова: впечатлительность, жестокость, смелость, великодушие, храбрость, решительность, доброта, преданность, вспыльчивость, верность долгу, одиночество, искренность, властность, потребность в любви, милосердие, прямодушие, благодарность, сила духа - Скажите, пожалуйста, какие качества человеческого характера свойственны и Пугачеву, и Гриневу? - Вы уверены, что Емельян Пугачев, самозванец, злодей и душегуб, добрый человек? - Продолжим разговор после просмотра видеофрагмента из фильма, снятого в 1959 году (2,5 мин.) - Каким предстает перед нами Пугачев в этой страшной сцене? Можем ли мы назвать его человеком чести? Почему? - А сейчас просмотрите свои рабочие записи, подумайте и решите , кто же такой Пугачев: «Царь Петр III”, «Народный герой», «заступник народа», ???» Аргументируйте свою точку зрения. - Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность помочь ему. - Вспомните, как на протяжении всего романа менялось отношение Петра Гриневу к Пугачеву? Какие чувства он вызывал в юноше? - В гл. 12 «Сирота» Гринев пишет о Пугачеве так: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня…Я пламенно желал спасти его голову, пока еще было время». - Что же чувствовал Гринев, прощаясь с Пугачевым? Кем стал для него этот человек? Неужели другом или, того хуже, родным отцом? А как же убийство близких для него людей? - Как вы думаете, что, по мнению автора, является критерием чести и человечности? - Да, это способность к прощению и милосердию. - Как вы понимаете слово милосердие? - Действительно, милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей. Истинное милосердие – это желание бескорыстно помогать другим людям. Это безграничная доброта и любовь - Всё произведение — это акт милосердия писателя героям. Маша ищет заступничества и милосердия у императрицы и получает помилование. - Пугачев, проливший много крови, милует Гринева и помогает влюбленным. А Гринев в свою очередь является свидетелем казни Пугачева во имя милосердия, ведь умереть и знать, что есть рядом близкая душа, не так тяжело. - Чем герои заслужили такое милосердное отношение автора? | - об Емельяне Пугачеве. - с одной стороны, он бунтарь, вождь народного восстания, называющий себя «великим государем Петром III». Жестокий, хвастливый, властный и мудрый, прислушивающийся к чужому мнению, а также великодушный и мудрый. ГРИНЕВ: Впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, доброта, верность долгу, искренность, потребность в любви, прямодушие, сила духа ПУГАЧЕВ: Жестокость, великодушие, смелость, доброта, вспыльчивость, одиночество, властность, милосердие, благодарность, сила духа (выделены черным) Дети смотрят видеофрагмент из фильма «Капитанская дочка» («Расправа в крепости», 1959 г.) - жестоким, безжалостным - … - В Белогорской крепости он жестоко и беспощадно расправляется с ее защитниками, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая «настоящего государя». - Пугачев привлекал его своей смекалкой, живым взглядом, великодушием, но в то же время вызывал страх и ужас - противоречивые чувства: и благодарность за помощь, и жалость, и страх, и ненависть. - милосердие - милосердие – это… |
Смысл названия «Капитанская дочка» (3 мин) | _ Так почему же роман, в котором главными персонажами являются Гринев и Пугачев, называется «Капитанская дочка»? Смысл данной повести – собрать и воплотить в жизнь самые лучшие черты характера русских женщин. Показать, что чистота, нравственность и честность должны быть основными качествами молодой девушки. Это произведение раскрывает веру в человека, его чувства и их ценность, а также во все века популярное благородство! Александр Сергеевич соединил все эти качества и воплотил их в простую девушку – дочь капитана Миронова - Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем. | Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования. Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее. |
Подведение итогов Рефлексия (3 мин) | - Какие уроки жизни вы извлекли, прочитав роман «Капитанская дочка»? «Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. - Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека. - А сейчас Творческая работа Составить и записать синквейн (тема: долг, честь, «Капитанская дочка») 1 строка – одно слово, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. | Ответы учащихся Примеры: Долг Человеческий, воинский Призывает, убеждает, обязывает Долг чести превыше всего Достоинство. |
Домашнее задание (2 мин) | - В качестве домашнего сочинения я даю вам несколько тем на выбор: 1. Тема чести и бесчестия в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 2. Образ Емельяна Пугачева в романе 3. Становление характера Петра Гринева 4. Петр Гринев и Маша Миронова: история любви и подвига 5. Гринев и Швабрин: два характера, две судьбы. |
РАБОЧИЙ ЛИСТ урока литературы в 8 классе (1-я группа)
Задание 1. Ассоциации к слову.
Задание 2. Пословицы:
1. честь, береги, а, под, смолоду, здоровье, старость
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. смерти, бесчестье, хуже ___________________________________________________________________________________________
3. за, честь, хоть, за, да, совесть, голову, снесть
___________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина (заполнить таблицу)
Критерии сравнения | Петр Гринев (1 группа) | Алексей Швабрин (2 группа) |
1. Отношение к семье капитана Миронова | ||
2. Поведение на поединке (дуэли) | ||
3. Поведение во время захвата крепости пугачевцами | ||
4. Отношение к Маше Мироновой | ||
|
Задание 4. Сравнительная характеристика Петра Гринева и Емельяна Пугачева (заполнить таблицу)
Из предложенных слов впишите в таблицу слова, характеризующие Гринева в 1 столбик (1-я группа)
Кроме того, вам нужно привести примеры из текста романа, подтверждающие ваш выбор. Время – 2 мин.
Слова: впечатлительность, жестокость, смелость, великодушие, храбрость, решительность, доброта, преданность, вспыльчивость, верность долгу, одиночество, искренность, властность, потребность в любви, милосердие, прямодушие, благодарность, сила духа
ГРИНЕВ | ПУГАЧЕВ |
РАБОЧИЙ ЛИСТ урока литературы в 8 классе (2-я группа)
Задание 1. Ассоциации к слову
Задание 2. Пословицы
1. умереть, честью, с, лучше, жить, чем, с, позором __________________________________________________________________________________________
2. на, висит, честь, волоске, и, а, потеряешь, канатом, привяжешь, не
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. на, верит, слово, честь, чести __________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина (заполнить таблицу)
Критерии сравнения | Петр Гринев (1 группа) | Алексей Швабрин (2 группа) |
1. Отношение к семье капитана Миронова | ||
2. Поведение на поединке (дуэли) | ||
3. Поведение во время захвата крепости пугачевцами | ||
4. Отношение к Маше Мироновой | ||
|
Задание 4. Сравнительная характеристика Петра Гринева и Емельяна Пугачева (заполнить таблицу)
Из предложенных слов впишите в таблицу слова, характеризующие Пугачева во 2 столбик (2-я группа)
Кроме того, вам нужно привести примеры из текста романа, подтверждающие ваш выбор. Время – 2 мин.
Слова: впечатлительность, жестокость, смелость, великодушие, храбрость, решительность, доброта, преданность, вспыльчивость, верность долгу, одиночество, искренность, властность, потребность в любви, милосердие, прямодушие, благодарность, сила духа
ГРИНЕВ | ПУГАЧЕВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Проблемы молодежи " - УМК "Шаги 5"
В разработке использованы проектные и ИКТ- технологии...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Открытый урок по литературе в 8 классе по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"«Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...
Честь и достоинство в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Разработка урока литературы в 8 классе...