Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему

Васильева Елена Павловна

Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой рассчитана на 3 урока в неделю всего 105  часов в год. Содержит: пояснительную записку,цели и задачи курса, требования к уровню подготовки обущающихся,содержание курса литературы 10 класса, календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_10_kl_2.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

               

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аристовская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области

«Рассмотрено»

Педагогический совет школы

Протокол № 1__от  27 августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

                              Куксарёва О.А.

29 августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор школы:  _________________ Сергеев С.Т.

Приказ № _78/2_

От «__01_» __сентября_ 2015г

Рабочая программа по  литературе

10 класс

2015-2016 учебный год.

Составил программу  учитель русского языка и литературы

Васильева Е.П.

2015

                                                                       Пояснительная записка 

        Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе,  авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и скорректирована с учётом особенностей класса

      Структура рабочей программы соответствует «Программе по литературе (5-11)», составленной  Т.Ф. Курдюмовой,  С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым,  Москва, «Дрофа», 2012.

      Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ «Литература 10 класс», автор-составитель: Курдюмова Т.Ф,  Москва, « Дрофа», 2012.  

         Учебный план  школы предлагает планирование  этого курса  (из расчёта 3 урока в неделю)  105 часов, что соответствует  распределению часов  данной  Программой общеобразовательных учреждений, разработанной Министерством образования России на основе обязательного  минимума среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

           Учебное время распределено по усмотрению учителя  с учётом особенностей класса, так как данная  Программа общеобразовательных учреждений,  составленная  Т.Ф. Курдюмовой,  С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной,  дает право учителю выбора.

  Программа рассчитана на 105часов, в том числе на изучение произведений отводится 97  часов, для проведения уроков развития речи – 8 часов – 4 классных сочинения и 4 домашних.                       

                                            Цели и задачи курса

              Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель литературного  образования – способствовать  духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

  • Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её  месте в культуре страны и народа;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,
  • воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
  • совершенствовать устную и письменную речь.

 Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.

  Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:

  • уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),
  • семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),
  • аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;
  • эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач.

Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России 19 века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования.

Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются

  • письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося),    
  • написание сочинений на литературные темы,
  • беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик должен

знать:

— логику развития историко-литературного процесса

      на материале русской литературы XII—XIX вв.;

— основные литературные направления русской литературы XVIII—XIX вв.;

— краткие биографические сведения об изученных писателях;

— содержание изученных произведений, отчетливо представлять

     себе роль и место изученного художественного произведения в литературном  

    процессе;

уметь:

— определять как время изображенное, так и время создания,

      а также время, когда происходит чтение;

— использовать рекомендованную литературоведческую

     и критическую литературу;

— давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно

     прочитанному произведению;

— свободно и целесообразно использовать конкретные понятия

       теории литературы;

— ориентироваться в различных типах справочной литературы

      и активно ее использовать.

Содержание курса литературы в 10 классе

Содержание

           Количество часов

всего

развития речи

1

Литература XIX века

1

-

2

Литература первой половины XIX века

1

-

А.С.Пушкин

9

1(классное сочинение)

М.Ю. Лермонтов

7

1(классное)

Н.В. Гоголь

4

-

3

Литература второй половины XIX века

1

-

А.Н.Островский  

7

1 (домашнее)

И.А.Гончаров

5

-

И.С.Тургенев

8

1(классное)

Ф.И.Тютчев.

3

А.А.Фет

2

А.К.Толстой

2

Н.А.Некрасов

11

1(домашнее)

К. Хетагуров

1

-

Н.Г.Чернышевский

2

-

Н.С.Лесков

3

-

М.Е. Салтыков – Щедрин

3

-

Ф.М.Достоевский

12

1(домашнее)

Л.Н. Толстой

14

1(классное)

 А.П.Чехов

6

-

4

Зарубежная литература второй половины XIX века

3

-

Итого

105

7 (4 классных и 3 домашних)

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

№ п.п

        Наименование раздела и темы

Количество часов

Дата проведения

1 полугодие – 48 часов

Литература XIX века

1

Введение. Введение. Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.

1

Литература первой половины XIX века

       2

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века

1

Творчество А.С.Пушкина – 9 часов(8+1)

3

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Темы и мотивы лирики.                                                    

1

4

Романтическая лирика периода  южной и михайловской  ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»).

1

5

 Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень»

 

1

6

 Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

1

7

Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

1

8

 Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Своеобразие, жанр и композиция.

1

9

Социально-философские проблемы поэмы. Образы Евгения и Петра. 

1

10

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая
подлинно русская трагедия
(В. Г. Белинский)

1

11

Р.р. Сочинение  по творчеству  А. С. Пушкина

1

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ – 7 часов (6+1)

12

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира.

1

13

 Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

1

14

Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).

1

15

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..».

1

16

Мотивы свободы и гордого одиночества
в лирике М. Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…».

1

17

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

18

Р.р. Сочинение  по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ  ГОГОЛЬ – 4 часа

19

Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя.

1

20

Повесть «Невский проспект» – история создания. Образ города в повести.

1

21

 Соотношение мечты и действительности в повести.

1

22

 Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

1

Литература второй половины XIX века

23

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

          А.Н.Островский – 7 часов ( 6+1)

24

Жизнь и судьба А.Н.Островского.  Этапы биографии и творчества.

1

25

Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих сил в «Грозе».

1

26

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д.1-4

1

27

Быт и нравы  «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1

28

Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

1

29

Пьеса Островского «Бесприданница»

1

30

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского.

1

          И.А.Гончаров – 5 часов

31

И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

1

32

Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

1

33

Роль второстепенных персонажей в романе.

1

34

Художественное мастерство Гончарова в романе.

1

35

«Что такое обломовщина? Роман «Обломов» в русской критике                                                                              

1

       

                  И.С.Тургенев – 8  часов (7 + 1)

36

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Творческая история романа «Отцы и дети».

1

37

Взаимоотношения Базарова с Н.П. и  П.П. Кирсановыми.

1

38

Базаров и Одинцова. Любовь в жизни героев романа.

1

39

Базаров и его родители..

1

40

Нигилизм и его последствия.

1

41

Е. В. Базаров.

1

42

 Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

1

43

 Р. р.  Сочинение  по роману «Отцы и дети».

1

Фёдор Иванович Тютчев – 3 часа

44

Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта. Лирика природы.

1

45

Философская лирика.

1

46

Любовная лирика.

1

 А.А.Фет – 2 часа

47

Этапы биографии и творчества А. А. Фета.

1

48

Основные мотивы творчества А. А. Фета.

1

 

             2 полугодие – 57 часов

Алексей Константинович Толстой – 2 часа

49

Очерк жизни и творчества А.К.Толстого.

1

50

Ведущие темы лирики поэта.

1

            Н.А.Некрасов – 11 часов (10+1)

51

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова.

1

52

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Тема народной жизни.

1

53

Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».

54

Образ Музы в лирике А.Н. Некрасова

 «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…».

1

55

 «Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова (любовь, природа, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди…»,  «Я не люблю иронии твоей…» «Внимая ужасам войны».

1

56

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая  доля народа пореформенной России. 

1

57

Душа народа русского. 

1

58

Народ в споре о счастье.

1

59

Идейный смысл рассказов о грешниках.

1

60

Народ и Гриша Добросклонов.

1

61

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Некрасова.

1

К. Хетагуров – 1 час

62

Коста Хетагуров.  Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

1

Н.Г.Чернышевский – 2 часа

63

Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Эстетическая теория Чернышевского.

1

64

Роман «Что делать?» (обзор). Роль романа в литературном процессе 60-х - 70-х годов XIX века. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

1

       Н.С.Лесков – 3 часа

65

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества

1

66-67

Повесть «Очарованный странник». Идейно – художественное своеобразие.

2

  М.Е. Салтыков – Щедрин – 3 часа

68

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Художественный мир писателя.

1

69-70

Роман – хроника «История одного города» как сатирическое произведение.

2

     Ф.М.Достоевский – 12часов (11+1)

71

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и  творчества.

1

72

Роман« Преступление и наказание». В  Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

1

73

«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорблённых» .

1

74

«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорблённых» .

1

75

Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова

1

76

Раскольников и «сильные мира сего».

1

77

«Солгал–то он

 бесподобно, а на натуру – то и не сумел рассчитать».

1

78

«Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1

79

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

80

Роман «Идиот». Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.

1

81

Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.

1

82

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского.

1

Л.Н. Толстой – 14часов  (13+1)

83

 «Толстой – это целый мир» (М. Горький)
(Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого)

1

84

«Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

1

85

«Я старался писать историю народа» (Л. Н. Толстой)
(История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)

1

86

 «Вечер Анны Павловны был пущен…»
(«Высший свет» в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)

1

87

В доме Ростовых. В имении Болконских
(Усвоение содержания прочитанных глав.
Анализ эпизодов «Именины у Ростовых»,
«В имении Болконских Лысые Горы»)

1

88

Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1

89

 «Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н.Толстой)
(Усвоение содержания II тома романа «Война и мир»).

1

90-91

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»(Л. Н. Толстой.)  (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа  «Война и мир»)

2

92

«Дубина народной войны поднялась со всею своею
грозною... силой»
(Л. Н. Толстой ) (Партизанская
война.  Платон Каратаев и Тихон Щербатый)

1

93

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»Л.. Н. Толстой) (Образы Кутузова и Наполеона)

1

94

Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого.
Андрей Болконский и Пьер Безухов

1

95

Женские образы в романе «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.

1

96

Р.р. Сочинение по роману Толстого «Война  и мир».

1

           А.П.Чехов – 6 часов

97

Этапы биографии и творчества А.П.Чехова.

1

98

Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». 

1

99

Рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Палата № 6»

1

100

«Пусть на сцене все будет... как в жизни»
(
А. П. Чехов) (Чехов – драматург)

1

101-102

А.П.Чехов «Вишнёвый сад».  Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт в пьесе. Действующие лица и авторское отношение к ним. 

2

Зарубежная литература второй половины XIX века – 3 часа

103

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

 Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы.

1

104

Г. Ибсен . Жизнь и творчество (обзор). «Кукольный дом». Социальные и нравственные проблемы произведения. Образ Норы. Вопрос о правах женщины в драме

1

105

А.Рембо Жизнь и творчество (обзор). «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Особенности поэтического языка.

1

Итого:

105

Литература

Для учителя:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

2. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  10  класс :  учебник-хрестоматия  :
/ Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2012.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс :методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2012.

4. И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО» 2011г.

Для учащихся:

  1. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  10  класс :  учебник-хрестоматия  :
    / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Программа с пояснительной запиской,УМК....

Рабочая программа по литературе для 10 класса (Т.Ф. Курдюмова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по литературе для 11 класса (Т.Ф. Курдюмова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по литературе 5-9 классы под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственн...

Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов...