Рабочая программа по литературе 8 класс учебник Т.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы Т.Курдюмовой из расчёта 70 учебных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_rp_po_literature.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе ориентирована на обучающихся 8 класса, разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
2. Примерная программа по литературе.
Авторы программы: Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др. //Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – М.: ДРОФА, 2009,
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
2. Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»
3.Учебного плана МБОУ «Семецкая средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
4.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова (М.,ДРОФА, 2011г); работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения.
При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.
Необходимо подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».
В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно связывать с проблемой времени, но, как правило,они помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.
Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.
Примерная программа основного общего образования для 8 класса рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
По учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение литературы в 8 классе отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Перечень учебно-методического комплекса обучения:
1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2. литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс \ Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2009.
3. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова – М: дрофа, 2011).
4.Раздаточные таблицы по литературе.
5.Презентации.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать/понимать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).
Ученик должен уметь:
- определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);
- использовать различные формы изучения произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;
- определять авторскую позицию писателя;
- создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
- пользоваться различными справочными материалами;
- грамотно и осмысленно читать.
I ПОЛУГОДИЕ – 33 ЧАСА
№п./п. | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание и форма контроля знаний | |
1 | Литература и время. Литературный процесс как часть исторического процесса. | 1 | Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении. Беседа по вопросам | ||
История в устном народном творчестве – 3 ЧАСА | |||||
2 | Жанры исторической тематики в фольклоре.Историческая народная песня «Правеж». | 1 | Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями. Анализ текста. | ||
3-4 | Народный драма «Как француз Москву брал» | 2 | Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра Беседа, инд.опрос | ||
История на страницах произведений древнерусской литературы – 5 ЧАСОВ | |||||
5 | Русская летопись как жанр исторического повествования. «Начальная летопись», «Повесть временных лет». | 1 | Дать понятие о древнерусской литературе; Лекция, инд.опрос | ||
6 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть. | 1 | Дать понятие воинской летописи; Инд.опрос | ||
7-8 | Жития святых как исторические повествования «Сказание о житии Александра Невского». *Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» | 2 | Дать понятие о жанре жития; Работа над особенностями «Жития», язык.анализ | ||
9 | Р.Р. Письменная работа по древнерусской литературе | 1 | Продолжить работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым. | ||
ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 18 ВЕКА – 3 ЧАСА | |||||
10 | История на страницах произведений эпохи Возрождения. М.де Сервантес «Дон Кихот» | 1 | Самост.подготовка | ||
11-12 | История на страницах произведений 18 века. Н.М.Карамзин «История государства Российского» Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…». | 2 | Понять о чем рассказывается в повести; Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести Анализ текста, инд.опрос | ||
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | |||||
13 | Историческое прошлое в литературе XIX века. Былины. | 1 | Лекция, беседа, инд.задания | ||
14 | Былины и их герои в произведениях XIX века .А.К.Толстой «Илья Муромец», «Правда»,»Курган» | 1 | Выразит.чтение, фронт.опрос | ||
15-16 | Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» Сюжет и герои поэмы. | 2 | Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло; Дать представление о романтическом герое и мире; Анализ текста | ||
17 | В.Скотт «Айвенго». В.Скотт – родоначальник исторического романа | 1 | Сам.подготовка, анализ текста | ||
18 | И.А.Крылов «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. | 1 | Выразит.чтение, тест | ||
19 | Богатство исторической тематики в творчестве А.С.Пушкина.»Песнь о вещем Олеге». | 1 | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Анализ текста | ||
20 | А.С.Пушкин «Анчар»как осмысление проблемы власти и деспотизма. | 1 | Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…» Выразит.чтение наизусть | ||
21 | А.С.Пушкин «Полтава». Образ Петра в поэме. | 1 | Познакомить с многоплановостью героической поэмы; Анализ текста; | ||
22-23 | «Борис Годунов» Роль и судьба летописца Пимена в пьесе. Тема власти и неизбежной расплаты за преступление | 2 | Анализ текста, инд.задания, презентации | ||
24 | Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина | 1 | Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина | ||
25 | Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки» | 1 | Опереж.задания | ||
26 | Повесть А.Пушкина «Капитанская дочка».Жанровое своеобразие. Истоки формирования личности Гринёва(1-2гл). | 1 | Познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием. Подготовка презентаций Инд.задания | ||
27 | Проблема чести, достоинства,нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (3-5гл) | 1 | Анализ текста | ||
28 | Пугачёв как вождь народного восстания и как человек.(6 и 7 гл) | 1 | Обобщить и систематизировать знания по образу Пугачёва; Анализ текста | ||
29 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; Продолжить работу над смыслом названия повести; | |||
30 | Историческая повесть и исторический труд. Пейзаж, интерьер, манера повествования | 2 | Обобщение и систематизация материала; презентация | ||
31 | Р.Р. Тестовая работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | Развитие связной речи учащихся; Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | ||
32 | Р.Р. Подготовкак домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | Развитие связной речи учащихся; Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | ||
II ПОЛУГОДИЕ – 38 ЧАСОВ | |||||
33-34 | М.Ю.Лермонтов «Песня про …купца Калашникова».Сюжет и герои песни. | 1 | Дать характеристику героям поэмы; Анализ текста | ||
35 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. | 1 | Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе; Анализ текста | ||
36 | Образ Тараса и его сыновей. | 1 | Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;письм.опрос | ||
37 | Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен, героических характеров, мастер в изображении природы. | 1 | Показать роль художественной детали; Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя | ||
38 | Вн.чт.Александр Дюма «Три мушкетёра». Увлекательность сюжетов и яркость характеров. | 1 | Дать общую характеристику произведению; Выяснить причину популярности и авторскую позицию | ||
39 | Р.Р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Развивать связную речь учащихся; Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | ||
40 | А.К.Толстой Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои. | 1 | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»; Тест.задания | ||
41-42 | Роман «Князь Серебряный» Сюжет и герои романа | 1 | Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел; Познакомить с историческими лицами на страницах романа. Письм.опрос | ||
43 | Историческое прошлое в русской лирике XIX века. Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова… | 1 | Проследить за основной тематикой стихотворений; Повторить знание особенностей ритмической организации стиха; Выразит.чтение | ||
44 | Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала» | 1 | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел Комметир.чтение | ||
45 | Л.Толстой «После бала» .Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. | 1 | Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни Анализ текста. | ||
46 | Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала» | 1 | Развивать связную речь учащихся; Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения | ||
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА – 22 ЧАСА | |||||
47- 48 | Историческое прошлое в русской литературе 20 в. Былины и их герои в произведениях XX века | 2 | Выявить исторические особенности литературы XX века; Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи; лекция-беседа | ||
49 | Ю.Н.Тынянов.Исторические романы и повести. «Подпоручик Киже» . | 1 | Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова; Раскрыть трагическое одиночество Петра 1 Инд.задания | ||
50-51 | Ю.Н.Тынянов «Восковая персона» . | 2 | Показать своеобразие рассказа «Восковая персона; Выявить авторскую позицию. Анализ текста | ||
52-53 | Марк Алданов. Тема героического прошлого России. «Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия. | 2 | Познакомить с творчеством М.Алданова; инд.опрос | ||
54 | С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр | 1 | Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой); Раскрыть тему человеческой разобщенности; Познакомить с теорией «животного магнетизма» | ||
55 | С.Цвейг «Невозвратимое мгновенье» | 1 | Определить понимание проблемы; Вдохновиться пафосом веры в силы человека; Анализ текста | ||
56 | Б.Васильев. «Утоли моя печали…» Смысл заглавия романа. | 1 | Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева; Письм.опрос | ||
57 | Б.Васильев. «Утоли моя печали…» Смысл заглавия романа. | 1 | Продолжить знакомство с героями романа; Выявить своеобразие повествования Анализ текста | ||
58-59 | Великая Отечественная война в русской лирике. (урок-концерт) | 2 | Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей Выразит.чтение | ||
60 | Л.М.Леонов «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии | 1 | Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова; Обучение учащихся аналитическому пересказу | ||
61 | «Золотая карета».Судьбы героев пьесы и их идеалы | 1 | Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»; Научить видеть позицию автора в пьесе; | ||
62 | Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой» | 1 | Развивать связную речь учащихся; | ||
63-65 | История на страницах поэзии XX века. Интерес к темам прошлого в лирике | 3 | Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов; Помочь осмыслить прочитанное | ||
66 | Р.Р. Сочинение на тему «Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора» | 1 | Развитие письменной и устной речи учащихся; Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения; | ||
67-68 | Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература» | 2 | |||
69-70 | резерв | ||||
Всего уроков – 70 часов I Полугодие – 32 часа II Полугодие – 38 часов Из них на развитие речи – 7 часов Сочинений – 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...
Рабочая программа по литературе 8 классТ.Ф.Курдюмова
Рабочая программа по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС
Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...