Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. В соотвествии с базисным учебным планом школы рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 136 часа( 4 часа в неделю). Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку,тематическое планирование, календарно- тематическое планирование, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, программно- методическое обеспечение, критерии и нормы оценки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т. Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Учебник «Литература» Т.Ф Курдюмова
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.
Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |||
Сложность периодизации литературы. | ||||
1 | История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале XX века. Сложность периодизации литературы. | |||
Реализм рубежа веков. | ||||
2 | Русская литература рубежа веков в контексте эпохи. Реализм рубежа веков. | |||
3 | Этапы жизненного и творческого пути Бунина. Поэзия И.Бунина: традиции и новаторство. | |||
4 | Проза И. Бунина. «Вещное» и «вечное» в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Художественные особенности прозы Бунина. | |||
5 | Судьба цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» | |||
6 | Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи»). «Чистый понедельник» - любимый рассказ И. Бунина | |||
7 | Поэтический мир ушедшей Москвы. Герои и их романтическое трагическое чувство. Традиции Чехова и Толстого в творчестве И. Бунина | |||
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | |||
9 | Богатство типажей в прозе А.И. Куприна. «Гранатовый браслет»: романтическое изображение любви. | |||
10 | Р.Р1 Любовь героя и представление о ней других героев (анализ данных эпизодов). | |||
11 | Р.Р.2 подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна. | |||
12 | М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). | |||
13 | Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького («Старуха Изергиль»). | |||
14 | Горький – драматург. Популярность пьес. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Знакомство с содержанием, проблематикой и героями. | |||
15 | Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? | |||
16 | Вопрос о правде в драме Горького «На дне» | |||
17 | Новаторство Горького – драматурга: композиция пьесы и способы ее выражения. Роль Горького в судьбах русской культуры. | |||
18 | Р.Р.3 Классное сочинение №1 | |||
19 | Р.Р.4 Сочинение по творчеству Горького. | |||
20 | Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. | |||
Поэзия конца XIX – начала XX века. | ||||
21 | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве. | |||
22 | Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. | |||
23 | Символизм. «Старшие символисты». | |||
24 | Поэзия «младосимволистов». | |||
25 | Поэзия В.Я. Брюсова. | |||
26 | Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха. | |||
27 | А. Белый. Жизнь и творчество( обзор). | |||
28 | Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». | |||
29 | Личность А. Блока. Трилогия «вочеловечения», поиски эстетического идеала. | |||
30 | Влияние философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме» и их молитвенный тон («Вхожу я в темные храмы», «Фабрика») | |||
31 | Эволюция творчества А. Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома («Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.) | |||
32 | Р.Р.5 Сочинение – анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». | |||
33 | Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…») | |||
34 | Р.Р.6 Трагедия человека в «страшном мире» (анализ и выразительное чтение стихотворений «О доблестях, о подвигах, о славе», «О, весна без конца и без краю»). | |||
35 | Поэма А. Блока «Двенадцать» - первая поэма о революции. | |||
36 | Неоднозначность трактовки финала поэмы. Художественное своеобразие поэмы. | |||
37 | Поэма Блока «Соловьиный сад». | |||
38 | Р.Р.7 Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока. | |||
39 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. | |||
40 | Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Героичность и жизнеутверждающий пафос его поэзии. | |||
41 | «Коротко о себе». Биография А. Ахматовой, особенности ее поэтики («Песня последней встречи»). | |||
42 | Основные темы творчества А. Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить» и др.) | |||
43 | Основные темы творчества А. Ахматовой («Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля») | |||
44 | Судьба Родины в поэме А. Ахматовой «Реквием». | |||
45 | Особенности жанра и композиции поэмы А. Ахматовой. | |||
46 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). | |||
47 | Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса….», «За гремучую доблесть грядущих веков….», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…..» | |||
48 | Стихотворения «Невыразимая печаль», «Tristia» | |||
49 | Философичность лирики О. Мандельштама, исторические и литературные образы в его поэзии. | |||
50 | Р.Р8 Классное сочинение №2 по творчеству акмеистов | |||
51 | Р.Р9 Сочинение. | |||
52 | Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. | |||
53 | Поэзия С. Клычкова, П. Орешина.( обзор) | |||
54 | Личность С.Есенина. Своеобразие стиля писателя, драматизм и глубокая искренность поэзии. | |||
55 | Тема природы в лирике С.Есенина («Отговорила роща золотая», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке»). | |||
56 | Тема Родины в поэзии Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль…», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни»). | |||
57 | Философская лирика Есенина («Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу») | |||
58 | Тема любви в творчестве С.Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.) | |||
59 | «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Судьба человека и Родины в поэме. | |||
60 | Светлое и трагическое в поэзии С.А. Есенина. | |||
61 | Футуризм. Группы футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. | |||
62 | И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Интродукция», « Эпилог»( «Я, гений Игорь Северянин….»), «Двусмысленная слава». | |||
63 | В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, еще раз….» | |||
64 | В мире поэта В.Маяковского. Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!» | |||
65 | Образ поэта – бунтаря в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». | |||
66 | Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Прозаседавшиеся», «О дряни»») | |||
67 | Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп». | |||
68 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского («Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.) | |||
69 | Тема любви в творчестве В.Маяковского («Лиличка», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо Татьяне Яковлевой»). | |||
70 | Р.Р.10 Сочинение №3 по творчеству Маяковского, Есенина. | |||
71 | Р.р.11 Сочинение | |||
Русская литература после 1917 года ( до 1941года). | ||||
72 | Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы. | |||
73 | М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личностью. | |||
74 | Сатира М.А. Булгакова. | |||
75 | История в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». | |||
76 | Своеобразие жанра и композиции романа. | |||
77 | Судьба людей в революции. | |||
78 | Образ Дома в романе «Белая гвардия». | |||
79 | Смысл финала пьесы. | |||
80 | Р.Р. 12 Сочинение по роману «Белая гвардия». | |||
81 | Р.Р. Сочинение. | |||
82 | Булгаков – сатирик. Принципы изображения у Булгакова. | |||
83 | Р.Р.13. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству Булгакова. | |||
84 | Тема Гражданской войны в русской литературы. Знакомство с романом А. Фадеева «Разгром». | |||
85 | Особенности жанра и композиции. | |||
86 | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром». | |||
87 | Нравственные проблемы в романе Фадеева. Современная полемика о романе. | |||
88 | Загадки биографии М.А. Шолохова. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. | |||
89 | Функции пейзажа и массовых сцен в романе. | |||
90 | Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем. | |||
91 | Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. | |||
92 | Проблема «общей» и «частной» правды. | |||
93 | Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе. | |||
94 | «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | |||
95 | Р.Р.14 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова. | |||
96 | М. Цветаева. Этапы биографии и творчества. | |||
97 | Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой. Необычность образа лирической героини. Анализ стихотворений «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине». | |||
98 | Своеобразие поэтического стиля и языка М.Цветаевой. Анализ стихотворений «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт». | |||
99 | «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. | |||
100 | «Котлованы великой утопии». Строительство социализма в городе и деревне. | |||
101 | «Сестра моя – жизнь». Вехи жизненного и творческого пути Б. Пастернака. Особенности поэтического стиля Б.Пастернака. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» | |||
102 | Размышления о жизни, любви в творчестве Б.Пастернака. Анализ стихотворений «Любить иных – тяжелый крест», «Зимняя ночь». | |||
103 | Поэт и поэзия. Анализ стихотворения «Гамлет», «Определение поэзии», «Про эти стихи». | |||
104 | Яркость формы и философская насыщенность лирики Б.Пастернака «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым некрасиво». | |||
105 | Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала». Тема интеллигенции в романе. | |||
106 | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | |||
Русская литература 50 – 90-х годов. | ||||
107 | Русская литература 50 – 90-х годов. ( обзор творчества разных писателей) В. Шаламов «Колымские рассказы». | |||
108 | Трагедия поэта А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни». | |||
109 | Военная тема в лирике А.Т. Твардовского Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Я знаю никакой моей вины». | |||
110 | Осмысление трагических событий в поэмах Твардовского «Василий Теркин», «По праву памяти». | |||
111 | Тема памяти в творчестве Твардовского. | |||
112 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы « Последний замер», « Шоковая терапия». | |||
113 | Тема войны в литературе. «Невероятная явь войны». Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». | |||
114 | Житие А.Солженицына. Знакомство с рассказом Солженицына «Один день Ивана Денисовича». | |||
115 | Человек и тоталитарное государство в изображении Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». | |||
116 | «Не стоит село без праведника». Рассказ Солженицына «Матренин двор». | |||
117 | Р.Р.15 Классное сочинение №4 | |||
118 | Деревенская проза. Встреча с Матерой. Тема ответственности человека перед прошлым и будущим Родины (В.Распутин «Прощание с Матерой») | |||
119 | Образы главных героев повести В.Распутина «Прощание с Матерой». | |||
120 | Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.П. Астафьева «Царь-рыба». | |||
121 | Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.Астафьева. (Рассказ Царь – рыба»). | |||
122 | Городская проза. Нравственные проблемы повести Ю.Трифонова «Обмен». | |||
123 | Развитие драматургии. Обзор проблематики творчества А.Вампилова. | |||
124 | Поэзия 50 -90-х годов. «Эстрадная» поэзия (Е.Евтушенко) и «Тихая» лирика (Н. Рубцов). | |||
125 | Авторская песня. Творчество В. Высоцкого и Б.Окуджавы | |||
126 | Литература на современном этапе. Авторы последних лет, поиски новых героев. | |||
127 | Новейшая русская поэзия. | |||
128 | Урок- семинар по новейшей русской поэзии. | |||
129 | Р.Р.16 Сочинение по русской литературе II половины XX века
| |||
130 | Р.Р.17 Сочинение по русской литературе II половины XX века | |||
Зарубежная литература | ||||
131 | Изображение сильного человека в зарубежной литературе. Дж. Лондон «Любовь к жизни». | |||
132 | Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. | |||
133 | «Старик и море». Проблематика повести. | |||
134 | Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе. | |||
135 | Поэзия символистов П.Верлена, А. Рембо. | |||
136 | Жизнь и творчество Р.Гамзатова. | |||
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | |
всего | развития речи | ||
1 | Сложность периодизации литературы. | 1 | |
2 | Реализм рубежа веков. | 19 | 4 |
3 | Поэзия конца XIX – начала XX века. | 51 | 7 |
4 | Русская литература после 1917 года ( до 1941года). | 35 | 3 |
5 | Русская литература 50 – 90-х годов. | 24 | 3 |
6 | Зарубежная литература | 6 | |
Итого | 134 | 17 |
Содержание
Сложность периодизации литературы.(1ч)
История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале XX века. Сложность периодизации литературы.
Реализм рубежа веков.(19ч)
Русская литература рубежа веков в контексте эпохи.Реализм рубежа веков. Этапы жизненного и творческого пути Бунина. Поэзия И.Бунина: традиции и новаторство. Проза И. Бунина. «Вещное» и «вечное» в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Художественные особенности прозы Бунина. Судьба цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Тема любви в творчестве И. Бунина (рассказы «Легкое дыхание», «Темные аллеи»). «Чистый понедельник» - любимый рассказ И. Бунина. Поэтический мир ушедшей Москвы. Герои и их романтическое трагическое чувство. Традиции Чехова и Толстого в творчестве И. Бунина. А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». Богатство типажей в прозе А.И. Куприна.«Гранатовый браслет»: романтическое изображение любви. Р.Р1 Любовь героя и представление о ней других героев (анализ данных эпизодов). Р.Р.2 подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна. М. Горький. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького («Старуха Изергиль»). Горький – драматург. Популярность пьес. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Знакомство с содержанием, проблематикой и героями. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Вопрос о правде в драме Горького «На дне». Новаторство Горького – драматурга: композиция пьесы и способы ее выражения. Роль Горького в судьбах русской культуры. Р.Р.3 Классное сочинение №1. Р.Р.4 Сочинение по творчеству Горького. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко.
Поэзия конца XIX – начала XX века.(51ч)
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».Модернизм как одно из направлений в искусстве. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов». Поэзия В.Я. Брюсова. Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха. А. Белый. Жизнь и творчество( обзор). Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Личность А. Блока. Трилогия «вочеловечения», поиски эстетического идеала. Влияние философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме» и их молитвенный тон («Вхожу я в темные храмы», «Фабрика»). Эволюция творчества А. Блока. Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома («Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.). Р.Р.5 Сочинение – анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…»). Р.Р.6 Трагедия человека в «страшном мире» (анализ и выразительное чтение стихотворений «О доблестях, о подвигах, о славе», «О, весна без конца и без краю»). Поэма А. Блока «Двенадцать» - первая поэма о революции. Неоднозначность трактовки финала поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Поэма Блока «Соловьиный сад». Р.Р.7 Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Героичность и жизнеутверждающий пафос его поэзии. «Коротко о себе». Биография А. Ахматовой, особенности ее поэтики («Песня последней встречи»). Основные темы творчества А. Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить» и др.). Основные темы творчества А. Ахматовой («Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля»). Судьба Родины в поэме А. Ахматовой «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы А. Ахматовой. О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса….», «За гремучую доблесть грядущих веков….», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…..». Стихотворения «Невыразимая печаль», «Tristia». Философичность лирики О. Мандельштама, исторические и литературные образы в его поэзии. Р.Р8 Классное сочинение №2 по творчеству акмеистов. Р.Р 9 Сочинение. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина.( обзор). Личность С.Есенина.Своеобразие стиля писателя, драматизм и глубокая искренность поэзии. Тема природы в лирике С.Есенина («Отговорила роща золотая», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке»). Тема Родины в поэзии Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль…», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни»). Философская лирика Есенина («Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу»). Тема любви в творчестве С.Есенина («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.). «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Судьба человека и Родины в поэме. Светлое и трагическое в поэзии С.А. Есенина. Футуризм. Группы футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Интродукция», « Эпилог»( «Я, гений Игорь Северянин….»), «Двусмысленная слава». В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, еще раз….». В мире поэта В.Маяковского.Дооктябрьская лирика поэта («А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!». Образ поэта – бунтаря в поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Прозаседавшиеся», «О дряни»») Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп».. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского («Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.). Тема любви в творчестве В.Маяковского («Лиличка», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо Татьяне Яковлевой»). Р.Р.10 Сочинение №3 по творчеству Маяковского, Есенина. Р.р.11 Сочинение.
Русская литература после 1917 года ( до 1941года).(35ч)
Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы. М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личностью. Сатира М.А. Булгакова. История в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции романа. Судьба людей в революции. Образ Дома в романе «Белая гвардия». Смысл финала пьесы. Р.Р. 12 Сочинение по роману «Белая гвардия». Р.Р. Сочинение. Булгаков – сатирик. Принципы изображения у Булгакова. Р.Р.13. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству Булгакова. Тема Гражданской войны в русской литературы. Знакомство с романом А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе Фадеева. Современная полемика о романе. Загадки биографии М.А. Шолохова. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Функции пейзажа и массовых сцен в романе. Характеристика Г.Мелехова. Поиски правды героем. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Проблема «общей» и «частной» правды. Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Р.Р.14 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова. М. Цветаева. Этапы биографии и творчества. Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой. Необычность образа лирической героини.Анализ стихотворений «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине». Своеобразие поэтического стиля и языка М.Цветаевой.Анализ стихотворений «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт». «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. «Котлованы великой утопии». Строительство социализма в городе и деревне. «Сестра моя – жизнь». Вехи жизненного и творческого путиБ. Пастернака. Особенности поэтического стиля Б.Пастернака.Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать». Размышления о жизни, любви в творчестве Б.Пастернака. Анализ стихотворений «Любить иных – тяжелый крест», «Зимняя ночь». Поэт и поэзия. Анализ стихотворения «Гамлет», «Определение поэзии», «Про эти стихи». Яркость формы и философская насыщенность лирики Б.Пастернака «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым некрасиво». Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начала». Тема интеллигенции в романе. Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».
Русская литература 50 – 90-х годов.(24ч)
Русская литература 50 – 90-х годов.( обзор творчества разных писателей) В. Шаламов «Колымские рассказы». Трагедия поэта А.Т. Твардовского. Анализ стихотворений «О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни». Военная тема в лирике А.Т. Твардовского Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Я знаю никакой моей вины». Осмысление трагических событий в поэмах Твардовского «Василий Теркин», «По праву памяти». Тема памяти в творчестве Твардовского. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы « Последний замер», « Шоковая терапия». Тема войны в литературе. «Невероятная явь войны». Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». Житие А.Солженицына. Знакомство с рассказом Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Человек и тоталитарное государство в изображении Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». «Не стоит село без праведника». Рассказ Солженицына «Матренин двор». Р.Р.15 Классное сочинение №4. Деревенская проза.Встреча с Матерой. Тема ответственности человека перед прошлым и будущим Родины (В.Распутин «Прощание с Матерой»). Образы главных героев повести В.Распутина «Прощание с Матерой». Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.П. Астафьева «Царь-рыба». Проблема взаимоотношений человека и природы в романе В.Астафьева. (Рассказ Царь – рыба»). Городская проза. Нравственные проблемы повести Ю.Трифонова «Обмен». Развитие драматургии. Обзор проблематики творчества А.Вампилова. Поэзия 50 -90-х годов.«Эстрадная» поэзия (Е.Евтушенко) и «Тихая» лирика (Н. Рубцов). Авторская песня. Творчество В. Высоцкого и Б.Окуджавы. Литература на современном этапе. Авторы последних лет, поиски новых героев. Новейшая русская поэзия. Урок- семинар по новейшей русской поэзии. Р.Р.16 Сочинение по русской литературе II половины XX века. Р.Р.17Сочинение по русской литературе II половины XX века.
Зарубежная литература.(6ч)
Изображение сильного человека в зарубежной литературе. Дж. Лондон «Любовь к жизни». Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. «Старик и море». Проблематика повести. Своеобразие конфликта в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». Чеховские традиции в пьесе. Поэзия символистов П.Верлена, А. Рембо. Жизнь и творчество Р.Гамзатова.
Программно- методическое обеспечение
1. Примерная программа по литературе МО РФ 2004 года.
2. Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. (5-11 классы, ДРОФА, М., 2005).
3. Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение,2003
4. Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2003 год.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС
Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...