Жизнь и творчество А. П. Чехова. Рассказ "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Хомякова Ольга Владимировна

Изучение нового матереиала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_put_a.p._chekhova._rasskaz_khirurgiya.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 5 классе.

Творческий путь А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия».

Цели: знакомство с биографией А.П. Чехова, с его  ранними рассказами, с художественными особенностями творчества писателя,

 Задачи:

- совершенствовать навыки читательских умений; познакомить учащихся с новыми терминами; формировать целостное восприятие литературного произведения; уметь размышлять над поступками героев.

-развивать познавательный интерес, формировать нравственные качества учащихся;

-Воспитывать чувство ответственности за свою работу, проявлять нравственные качества, продолжить работу над нравственным и эстетическим воспитанием, прививать и развивать интерес к творчеству А. П. Чехова и художественному слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: фронтальная;  индивидуальная.

Методические приемы: словесные, наглядные, иллюстративные.

Технология: с элементами  ИКТ, эдоровьесберегающая.

  Оборудование и материалы:

  1. Карточки-тесты для проверки домашнего задания
  2. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  3. Фрагменты видеофильма «Хирургия»
  4. Портреты А.П.Чехова
  5. Компьютер, экран, проектор, колонки.

                                                                                                          Краткость - сестра таланта.

 Они смешные, но невеселые.

А.П. Чехов

Ход урока

  1. Организационный момент. Настрой на работу. Приветствие учителя.

                Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Улыбнулись мне, друг другу,

И в работу все включились.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

         а) Фронтальный опрос:

  1. О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?
  2. Назовите произведение Л. Толстого,  где рассказывается о двух героях?
  3. Перечислите качества Жилина и Костылина?
  4. Какие нравственные проблемы поднимает Л. Толстой в своём рассказе?

         б)Тестирование по рассказу «Кавказский пленник».  Выполнение на листочках с последующей самопроверкой.

+ - если тезис правильный;

-  если не правильный.

1. События просходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал.

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.

5. Жилин написал неправильный адрес и решил бежать.

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.

8. Во второй раз Жилин бежал один.

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

10. После побега он остался служить на Кавказе, и в отпуск не поехал.

 Вывод: Как вы считаете,  от чего  или от кого зависит наша судьба?

  1. Изучение нового материала.  ( Слайд 1-2)

а)  Записали  число, тему урока.

б)  Сообщение учителем темы урока.

в)  Умение учащимися самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

г)  Проверка индивидуального задания по теме урока.(Сообщение о жизни и творчестве писателя) (Слайд 3-4)

д)  Дополнения учителя (слово о Сахалине).

А.П. Чехов хоть и закончил  медицинский университет, но свою жизнь он не мыслил без литературной деятельности. Он отличался добротой, скромностью, стремлением помочь людям не только как врач, но и  как человек. Чехов им помогал словами, ведь иногда бывает так, что человеку достаточно сказать пару слов, и человек оживает. Вот таким и был Чехов.

В 1886 году он написал письмо брату Николаю, где изложил те требования, которые требовал от себя.

             е)  Работа со статьёй в учебнике.

1. Какова было отношение к искусству в семье Чехова?

 2. Кем стали братья и сестры Чехова?

 3. Чем увлекался в юности Чехов?

 4. Какое образование получил будущий писатель?

 5. Что такое псевдоним?

 6. Каким псевдонимом подписывался Чехов?

            ж) Работа с тетрадью.

Псевдоним –вымышленное имя автора, которым он подписывал свои произведения. (Слайд 5)

 Особенности ранних рассказов Чехова:  (Слайд 6)

а) ироническое заглавие (смешное)

б) говорящие и забавные фамилии.

            з)  Работа со словарём.

Юмор, сатира.  (Слайд 7)

Вывод: Каким человеком был А. Чехов?

              Что больше всего ценил автор в людях?

  1. Физкультминутка.  Слайд 8)

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.

  1. Закрепление изученного материала.

А) Работа с текстом рассказа «Хирургия»  (1884)  (Слайд 9)

  1. Чтение рассказа учителем.
  2. Первичное восприятие текста.

- понравился ли вам рассказ?

- что больше всего вам запомнилось?

              3)  Краткая историческая справка истории сюжета.

              4)  Беседа по тексту рассказа.

- Кто является главным героем рассказа?

- О чем говорит портрет Курятина? А его фамилия?

- Как выглядит пациент и как он ведет себя, придя в больницу?

- Какое решение принимает фельдшер?

- Как ведут в конце рассказа эти два человека?

- Что мы можем выделить в характере этих людей?

- Что у них общего?

- Кто из героев вызывает смех, а кто сочувствие?

- Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?

- Только ли смешон  этот рассказ? Почему?

- Что высмеивает Чехов в этом рассказе?

- Какие нравственные проблемы поднимает автор?

        Б) Работа над языком рассказа.

  - Найдите и зачитайте высказывание фельдшера о хирургии?

- Что хочет сказать герой и что об этом говорит автор?

Зачитайте действия фельдшера.

- О чём говорят эти действия?

- Какова роль фельдшера? Можно ли сказать , что он образованный человек?

- Богат ли его словарный запас?

- Какой можно сделать вывод о его образовании, его культуре?

        В)  Просмотр  кинофильма. (Фрагменты)

Ваши впечатления от просмотренного фрагмента?

        6. Применение и контроль полученных знаний.

Какой прием использует автор в рассказе?

Что такое диалог?

Можно ли с помощью диалога понять нравственные качества человека? Докажите.

        7. Подведение итогов урока

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

-Как вы понимаете эпиграф  нашего урока?

- Что хотел сказать автор, когда писал это произведение?

Вывод учителя: Чехов в своем рассказе при помощи смеха, юмористических ситуаций пытается «уколоть» того, кто этого заслужил. С помощью смеха мы пытаемся разглядеть и понять какие-то недостатки у себя и своих знакомых.

        8. Рефлексия.

Что вам запомнилось сегодня на уроке?

Обмен впечатлениями. Работа с табличкой в тетради «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке, в графу «минус» записать все, что не понравилось, в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать.

      9. Домашнее задание.

 - Выразительное чтение по ролям;

- Составление кроссворда по рассказу или  нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Образовательное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №167»

Дата:       20.11. 2014 годы           Класс: 5                                      

ФИО преподавателя: Хомякова Ольга Владимировна

Тема урока: Творческий путь А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия»

Методическое обеспечение урока и средства обучения:

Методы обучения: словесные, наглядные, иллюстративные

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование,  задания, раздаточный материал.

Какие приемы используют преподаватель для формирования общеучебных умений и навыков:  слуховое восприятие, использование ЭОР.

ХОД УРОКА

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Мотивационно - организационный этап.

Приветствие учеников . Объявляет тему урока. Создает благоприятную обстановку

Положительный настрой на урок.

Приветствуют друг друга, учителя.

2. Основная часть.

Объявляет тему урока.  Говорит о  целях и задачах к каждому этапу урока. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет рассказ о Чехове. В конце подводит итог о творчестве Чехова. Проводит физкультминутку для  эмоционального настроя на работу. Выразительно читает  рассказ, задает вопросы классу. Учитель подводит учащихся  к важным нравственным проблемам, которые поднимает Чехов в рассказе.

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно формулируют цели и задачи урока. Устно отвечают на вопросы.   Выполняют задания.  Помогают друг другу в решении важных заданий, сохраняют спокойствие, сдерживают эмоции. Работают с  толковым словарем. После каждого этапа урока вместе с учителем делают выводы.

3. Итог урока.  Рефлексия. Домашнее задание.

 Обращается к ученикам и подводит детей  к определению вывода  по итогу урока,  подводит учащихся к проблемам, поставленным автором в рассказе. Обращается к эпиграфу  урока, помогает учащимся осмыслить и понять слова Чехова. Учитель задает творческое домашнее  задание. (по интересам учащихся)

Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы, подводят итог урока.  Делают вывод  о том, какова  роль  рассказа Чехова для каждого из них. Учащиеся  делятся своими впечатлениями об уроке, заполняют  в тетради табличку «Плюс-минус-интересно». Высказывают свое мнение.

РЕЙТИНГ - АНАЛИЗ УРОКА

Критерии

Баллы

1

Целеполагание и мотивация обучающихся на предстоящую деятельность

4

2

Дидактическая цель урока реализована

4

3

Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно)

4

4

Проблемный/исследовательский характер изложения учебного материала

4

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

3

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

3

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего):

в предметной области: учебно-познавательной компетенции за счет занимательных вопросов и заданий (кроссворды, изографы, закончи предложение)

4

в области информационных технологий: информационной компетенции за счет использования ЭОР.

2

в проектно-аналитической деятельности: ценностно-смысловой компетенции за счет умения организовывать собственную деятельность

3

в исследовательской деятельности: исследовательской компетенции за счет решения задач на смекалку.

3

в плане продолжения образования и  эффективного самообразования: общекультурной компетенции за счет формирования связанной речи, коммуникативной компетенции при работе в командах, используя взаимовыручку и взаимоподдержку

4

8

Занятие способствовало  развитию  качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

4

критическое мышление

4

креативность, установка на творчество

4

самостоятельность и ответственность

4

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

3

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

3

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

4

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении  

3

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

3

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13

Комфортность образовательной среды 

4

14

Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

4

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

4

Всего баллов:

86

Эксперт                                                  Крыгина Валентина Николаевна, заместитель директора    по   УР   ФГКОУ СОШ №167, учитель высшей категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Проект предназначен для учащихся 8 класса. Цель проекта – привлечь внимание учащихся к личности и творчеству А.П.Чехова, актуализировать знания учащихся о рассказах Чехова, полученные в предыдущих кла...

Экскурсия по жизни и творчеству А.П.Чехова (Презентация)

Анто́н Па́влович Че́хов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач.За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных пов...

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

"Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....

Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна  Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...

Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....