Жизнь и творчество А. П. Чехова. Рассказ "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Изучение нового матереиала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_put_a.p._chekhova._rasskaz_khirurgiya.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 5 классе.
Творческий путь А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия».
Цели: знакомство с биографией А.П. Чехова, с его ранними рассказами, с художественными особенностями творчества писателя,
Задачи:
- совершенствовать навыки читательских умений; познакомить учащихся с новыми терминами; формировать целостное восприятие литературного произведения; уметь размышлять над поступками героев.
-развивать познавательный интерес, формировать нравственные качества учащихся;
-Воспитывать чувство ответственности за свою работу, проявлять нравственные качества, продолжить работу над нравственным и эстетическим воспитанием, прививать и развивать интерес к творчеству А. П. Чехова и художественному слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: фронтальная; индивидуальная.
Методические приемы: словесные, наглядные, иллюстративные.
Технология: с элементами ИКТ, эдоровьесберегающая.
Оборудование и материалы:
- Карточки-тесты для проверки домашнего задания
- Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Фрагменты видеофильма «Хирургия»
- Портреты А.П.Чехова
- Компьютер, экран, проектор, колонки.
Краткость - сестра таланта.
Они смешные, но невеселые.
А.П. Чехов
Ход урока
- Организационный момент. Настрой на работу. Приветствие учителя.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Улыбнулись мне, друг другу,
И в работу все включились.
- Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
а) Фронтальный опрос:
- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?
- Назовите произведение Л. Толстого, где рассказывается о двух героях?
- Перечислите качества Жилина и Костылина?
- Какие нравственные проблемы поднимает Л. Толстой в своём рассказе?
б)Тестирование по рассказу «Кавказский пленник». Выполнение на листочках с последующей самопроверкой.
+ - если тезис правильный;
- если не правильный.
1. События просходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал.
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей.
5. Жилин написал неправильный адрес и решил бежать.
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком.
8. Во второй раз Жилин бежал один.
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.
10. После побега он остался служить на Кавказе, и в отпуск не поехал.
Вывод: Как вы считаете, от чего или от кого зависит наша судьба?
- Изучение нового материала. ( Слайд 1-2)
а) Записали число, тему урока.
б) Сообщение учителем темы урока.
в) Умение учащимися самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
г) Проверка индивидуального задания по теме урока.(Сообщение о жизни и творчестве писателя) (Слайд 3-4)
д) Дополнения учителя (слово о Сахалине).
А.П. Чехов хоть и закончил медицинский университет, но свою жизнь он не мыслил без литературной деятельности. Он отличался добротой, скромностью, стремлением помочь людям не только как врач, но и как человек. Чехов им помогал словами, ведь иногда бывает так, что человеку достаточно сказать пару слов, и человек оживает. Вот таким и был Чехов.
В 1886 году он написал письмо брату Николаю, где изложил те требования, которые требовал от себя.
е) Работа со статьёй в учебнике.
1. Какова было отношение к искусству в семье Чехова?
2. Кем стали братья и сестры Чехова?
3. Чем увлекался в юности Чехов?
4. Какое образование получил будущий писатель?
5. Что такое псевдоним?
6. Каким псевдонимом подписывался Чехов?
ж) Работа с тетрадью.
Псевдоним –вымышленное имя автора, которым он подписывал свои произведения. (Слайд 5)
Особенности ранних рассказов Чехова: (Слайд 6)
а) ироническое заглавие (смешное)
б) говорящие и забавные фамилии.
з) Работа со словарём.
Юмор, сатира. (Слайд 7)
Вывод: Каким человеком был А. Чехов?
Что больше всего ценил автор в людях?
- Физкультминутка. Слайд 8)
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
- Закрепление изученного материала.
А) Работа с текстом рассказа «Хирургия» (1884) (Слайд 9)
- Чтение рассказа учителем.
- Первичное восприятие текста.
- понравился ли вам рассказ?
- что больше всего вам запомнилось?
3) Краткая историческая справка истории сюжета.
4) Беседа по тексту рассказа.
- Кто является главным героем рассказа?
- О чем говорит портрет Курятина? А его фамилия?
- Как выглядит пациент и как он ведет себя, придя в больницу?
- Какое решение принимает фельдшер?
- Как ведут в конце рассказа эти два человека?
- Что мы можем выделить в характере этих людей?
- Что у них общего?
- Кто из героев вызывает смех, а кто сочувствие?
- Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?
- Только ли смешон этот рассказ? Почему?
- Что высмеивает Чехов в этом рассказе?
- Какие нравственные проблемы поднимает автор?
Б) Работа над языком рассказа.
- Найдите и зачитайте высказывание фельдшера о хирургии?
- Что хочет сказать герой и что об этом говорит автор?
Зачитайте действия фельдшера.
- О чём говорят эти действия?
- Какова роль фельдшера? Можно ли сказать , что он образованный человек?
- Богат ли его словарный запас?
- Какой можно сделать вывод о его образовании, его культуре?
В) Просмотр кинофильма. (Фрагменты)
Ваши впечатления от просмотренного фрагмента?
6. Применение и контроль полученных знаний.
Какой прием использует автор в рассказе?
Что такое диалог?
Можно ли с помощью диалога понять нравственные качества человека? Докажите.
7. Подведение итогов урока
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
- Что хотел сказать автор, когда писал это произведение?
Вывод учителя: Чехов в своем рассказе при помощи смеха, юмористических ситуаций пытается «уколоть» того, кто этого заслужил. С помощью смеха мы пытаемся разглядеть и понять какие-то недостатки у себя и своих знакомых.
8. Рефлексия.
Что вам запомнилось сегодня на уроке?
Обмен впечатлениями. Работа с табличкой в тетради «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке, в графу «минус» записать все, что не понравилось, в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать.
9. Домашнее задание.
- Выразительное чтение по ролям;
- Составление кроссворда по рассказу или нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ
Образовательное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №167»
Дата: 20.11. 2014 годы Класс: 5
ФИО преподавателя: Хомякова Ольга Владимировна
Тема урока: Творческий путь А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия»
Методическое обеспечение урока и средства обучения:
Методы обучения: словесные, наглядные, иллюстративные
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, задания, раздаточный материал.
Какие приемы используют преподаватель для формирования общеучебных умений и навыков: слуховое восприятие, использование ЭОР.
ХОД УРОКА
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивационно - организационный этап. Приветствие учеников . Объявляет тему урока. Создает благоприятную обстановку | Положительный настрой на урок. Приветствуют друг друга, учителя. |
2. Основная часть. Объявляет тему урока. Говорит о целях и задачах к каждому этапу урока. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет рассказ о Чехове. В конце подводит итог о творчестве Чехова. Проводит физкультминутку для эмоционального настроя на работу. Выразительно читает рассказ, задает вопросы классу. Учитель подводит учащихся к важным нравственным проблемам, которые поднимает Чехов в рассказе. | Учащиеся под руководством учителя самостоятельно формулируют цели и задачи урока. Устно отвечают на вопросы. Выполняют задания. Помогают друг другу в решении важных заданий, сохраняют спокойствие, сдерживают эмоции. Работают с толковым словарем. После каждого этапа урока вместе с учителем делают выводы. |
3. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Обращается к ученикам и подводит детей к определению вывода по итогу урока, подводит учащихся к проблемам, поставленным автором в рассказе. Обращается к эпиграфу урока, помогает учащимся осмыслить и понять слова Чехова. Учитель задает творческое домашнее задание. (по интересам учащихся) | Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы, подводят итог урока. Делают вывод о том, какова роль рассказа Чехова для каждого из них. Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, заполняют в тетради табличку «Плюс-минус-интересно». Высказывают свое мнение. |
РЕЙТИНГ - АНАЛИЗ УРОКА
№ | Критерии | Баллы |
1 | Целеполагание и мотивация обучающихся на предстоящую деятельность | 4 |
2 | Дидактическая цель урока реализована | 4 |
3 | Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно) | 4 |
4 | Проблемный/исследовательский характер изложения учебного материала | 4 |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 3 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | 3 |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего): | |
в предметной области: учебно-познавательной компетенции за счет занимательных вопросов и заданий (кроссворды, изографы, закончи предложение) | 4 | |
в области информационных технологий: информационной компетенции за счет использования ЭОР. | 2 | |
в проектно-аналитической деятельности: ценностно-смысловой компетенции за счет умения организовывать собственную деятельность | 3 | |
в исследовательской деятельности: исследовательской компетенции за счет решения задач на смекалку. | 3 | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования: общекультурной компетенции за счет формирования связанной речи, коммуникативной компетенции при работе в командах, используя взаимовыручку и взаимоподдержку | 4 | |
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 | |
критическое мышление | 4 | |
креативность, установка на творчество | 4 | |
самостоятельность и ответственность | 4 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 3 | |
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 3 | |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 4 |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | 3 |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | 3 |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | 4 |
13 | Комфортность образовательной среды | 4 |
14 | Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | 4 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | 4 |
Всего баллов: | 86 |
Эксперт Крыгина Валентина Николаевна, заместитель директора по УР ФГКОУ СОШ №167, учитель высшей категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Проект предназначен для учащихся 8 класса. Цель проекта – привлечь внимание учащихся к личности и творчеству А.П.Чехова, актуализировать знания учащихся о рассказах Чехова, полученные в предыдущих кла...
Экскурсия по жизни и творчеству А.П.Чехова (Презентация)
Анто́н Па́влович Че́хов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач.За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных пов...
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
"Жизнь и творчество А.П. Чехова"
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....
Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...
Литературная газета,посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Цель: Обобщить и систематизировать знания по произведениям и биографии А.П.Чехова. Воспитывать интерес к личности классика и его произведениям....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....