Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy.po_literature.docx | 30.82 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_chekhov.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ
« Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старокленское
Открытый урок по литературе в 6 классе.
Тема:
Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Учитель: Михалёва
Светлана Ивановна
2013-2014 учебный год
Цели:
- Дать представление о личности А.П.Чехова ;
- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа попытаться раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
-развивать критическое мышление; творческие способности учащихся;
-воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
.– Ребята, сегодня мы вновь встретимся с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа.
Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. (Толстый и тонкий, Злоумышленник, Лошадиная фамилия)
Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало!
Сейчас мы прослушаем короткое сообщение о жизни Чехова, которое вы подготовили и расформировали самостоятельно.
Слайдовая презентация биографии А.П. Чехова.
2. Слово об А.П. Чехове.
1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами.
Слайд «Чехов в молодые годы».
2 ученик: Он прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.
Слайд «Чехов в зрелые годы».
3 ученик: Антон Павлович был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге ( на слайде вы видите дом ,в котором прошли детские годы писателя), он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.
Слайд
4 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь.
Слайд
5 ученик: Закончив гимназию, Чехов перебрался в Москву к родителям. Он поступил на медицинский факультет Московского университета, и по-прежнему продолжает много работать, чтобы помогать семье.
Слайд
6 ученик: Чехов осознанно начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте».
Слайд
2 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.
1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.
Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.
Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Толстый и тонкий» Размышляя над ним, мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем вдумчиво работать с текстом.
Запишите число, тему урока.
Рассказ вы прочитали дома. Вспомнить содержание нам помогут литературные герои.
3 Инсценировка.
4. Первичное осмысление.
- Вам понравился рассказ?
- Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно?
- Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.
5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3).
( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода).
- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.
1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).
По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).
Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.
(Строка на слайде).
- Простое, предельно краткое заглавие.
2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).
- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)
- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).
Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.
- Краткая завязка. (Вступление, начало).
3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.
- Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.
- А как об этом сказал А.П.Чехов?
- Поработаем с таблицей.
- Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.
(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).
Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.
Тонкий | |
. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». | 1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходитель |
- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?
- А как сказано об этом у автора?
Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.
- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен).
- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).
- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).
Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, систему образов.
- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).
Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.
4) – Итак, встретились два школьных товарища.
- Какие чувства испытывают герои при встрече?
- Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
- О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).
- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).
- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.
Вывод 4. Построение рассказа – диалог.
5)
Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
- С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
- Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
- А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
- - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом?
- Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).
- Как меняется поведение тонкого и толстого?
Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.
Работа с таблицей.
- Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?
- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.
Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.
6. Осмысление идеи рассказа.
- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).
- Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).
- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?
(Лицемерное отношение к старшим по должности).
7.Вывод по уроку.
- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?
- Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).
9. Заключительное слово учителя.
- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд )
10 Домашнее задание:
Подумайте, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Напишите этот рассказ от его лица
Дополнительный материал .
Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели.
(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).
1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).
3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник).
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).
5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).
6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).
7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).
8. Имя тонкого. (Порфирий).
9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).
11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).
12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).
13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).
- А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание).
- Как вы понимаете значение этого слова
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...
Урок по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Материал содержит разработку урока по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"(презентацию), тест к уроку и рабочий лист для учащихся....