Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка как жанр УНТ"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по ФГОС с формируемыми УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_zhanr_unt.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «Сказка как жанр УНТ»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учитель: Алексеева Н.С.
Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, определить, на какие группы делятся сказки, проанализировать важность чтения сказок в формировании духовного мира детей.
Перед уроком раздать учащимся смайлики с разными изображениями-настроениями.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность - Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? -Какие жанры УНТ вы знаете? - Дома вы должны были подготовить загадки. Давайте это проверим. - Молодцы, вы отлично усвоили тему прошлого урока. Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание. - На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве. - Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы. Несколько учащихся загадывают загадки, остальные их отгадывают. Учащиеся выбирают смайлик и показывают учителю. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: зафиксировать затруднение в пробном действии. - На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них. - Послушайте звуковой фрагмент (звучит фонохрестоматия, отрывок из сказки «Царевна-лягушка», 15-40 сек.) - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? - А что такое сказка? - Назовите мне сказки, которые вы читали. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Сегодня мы будем говорить о сказках. Учащиеся дают определение понятию «сказка». Учащиеся называют известные им сказки. - Часто героями сказок являются животные. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений. - Молодцы, ребята! А как вы считаете, сказки все одинаковые или их можно разделить на группы? - Можете вы мне назвать группы сказок? - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. - Чтобы ответить на вопросы, нам нужно прочитать статью в учебнике. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений) |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности - Прежде чем мы начнем читать статью в учебнике, давай определим цель нашего урока. - Правильно. Прочитаем статью в учебнике с.8-10. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. - Сегодня мы должны узнать, на какие группы делятся сказки. | Регулятивные : составление плана и последовательности действий; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5.Реализация построенного проекта | Цель этапа: актуализировать знания о сказке, о группах сказок - В начале урока вы говорили, что такое сказка. Проверьте свои предположения с определением в учебнике. - Запишите определение из учебника в тетрадь. - Что мы узнали о группах сказок из учебника? - Нарисуем схему в тетради. | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. Учащиеся оформляют работу в тетради. - Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. Один учащийся рисует схему на доске, учитель проверяет, потом все записывают в тетрадь. Сказки волшебные о животных бытовые | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Познавательные: поиск и выделение информации. |
Физкультминутка | |||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи - Дома вы готовили картинки или рисунки к разным жанрам УНТ. Есть у кого-нибудь картинки к сказкам? - Давайте по вашим картинкам определим название сказок и группу, к которой они относятся. | Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. Учащиеся, которые имеют картинки или рисунки, иллюстрирующие сказки, поднимают руки. Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: провести самостоятельную работу над текстом - Послушайте дальше сказку, которая звучала в начале урока, и ответьте письменно на вопросы. Вопрос №1: Как называется сказка? Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести? Звучит фонохрестоматия, продолжение сказки «Царевна-лягушка». | Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. Самопроверка: «Сказка называется «Царевна-лягушка». Это волшебная сказка». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
8.Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить представление о сказке как жанре литературы, о группах сказок - Мы послушали с вами фонохрестоматию, а дальше будем читать сами. | Выразительное чтение учащимися сказки «Царевна-лягушка». | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение информации. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. - Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки? -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки. - Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении групп. - Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях. Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
Информация о домашнем задании | Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я умею отличать сказку от других жанров
Я еще плохо отличаю сказку от других жанров
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я доволен своей работой на уроке
Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Новые жанры инструментальной и вокальной музыки"
Технологическая карта урока Предмет: МузыкаКласс: 5Тема урока: «Новые жанры инструментальной и вокальной музыки»...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...