Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
- ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная задача (формируемые УУД):
- коммуникативные:
-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;
-познавательные:
-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
- регулятивные:
- создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;
- личностные:
Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_6_klass_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
Класс, система: 6 класс
Тип урока: открытие нового знания
Технология: деятельностный метод обучения
Тема: Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
- ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
Задачи: (системы действий по достижению цели)
Метапредметная задача (формируемые УУД):
- коммуникативные:
-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;
-познавательные:
-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
- регулятивные:
- создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;
- личностные:
Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ( Презентация с видами русской природы средней полосы России) О, Русь! Малиновое поле! И синь, упавшая в реку… Люблю до радости, до боли Твою озёрную тоску. Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин. -Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам? - А прозой? | Примерные ответы детей: - красками, картинами - звуками, музыкой Приводят примеры |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята. 2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке – были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца». | Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией. |
Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. | 1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись? | Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение. |
Построение проекта выхода из затруднений. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Какова будет цель нашего урока? Какова будет тема урока? Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? ( План коротко фиксируется на доске) | Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин. Почему он так назвал своё произведение? Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения. 2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края. |
Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. | Какие эпизоды мы возьмём для анализа? (Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов). | Обучающиеся предлагают эпизоды текста. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. | Решение первой задачи. Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии? Достигли ли мы цели? Решение второй задачи. Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение). | Дети ищут или вспоминают, что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая? Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Приём незаконченного предложения. ( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде) 1.Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло……… 2.Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет ……. и не потеряет ………. 3.Соль земли – это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые ………. | |
Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | 1.Итак, как вы думаете, мы достигли цели? 2.Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»? 3.«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» - восклицает рассказчик. 4.Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»? 5.Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают…что в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»? | Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | 1.Составьте формулу: Кладовая солнца = …….+…….+…….. 2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ. Да Возможно Нет
| |
Домашнее задание | Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами. |
Приложение
Задание 1.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Рогатый великан».
Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны..» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь»
Ответьте на вопросы:
1.Почему Настя бросила Митрашу, хотя хорошо знала, что молоко и хлеб остались у неё в корзинке и брат может заблудиться?
2. Почему она не вспомнила о нём, когда напала на ягодное место? Найдите в тексте ответ на вопрос.
3. Почему лось не боится человека?
Задание 2.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Настя возле чёрного пня».
Выразительное чтение эпизода от слов «А большой чёрный пень собирает в себе лучи солнца..» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой»
Ответьте на вопросы:
1.С кем сравнивает автор Настю?
2. Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?
3. Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл этого противопоставления?
Задание 3.
Выразительное чтение эпизода от слов «Уж целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки..» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь»
Ответьте на вопросы:
1.Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?
2. Что позволяет судить о мудрости Антипыча? Подтвердите ответ текстом.
3.Какую правду обещал нашептать Антипыч Травке?
Задание 4.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Митраша и Травка».
Выразительное чтение эпизода от слов «Эх, вы! – бывало, говорил нам Антипыч.» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду»
Ответьте на вопросы:
1. Как Травка распознала в Митраше Антипыча?
2. Почему она не сразу бросилась к Митраше?
3. Почему Митраша хитрил?
Задание 5.
Иллюстрация М.Е. Рачёва «Заяц».
Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остаётся уже немного досказать о всех событиях.» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу»
Ответьте на вопросы:
1. Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?
2. Какие сокровища открыли дети на болоте?
3. Что поняли Митраша и Настя?
Рабочий лист
1.Составьте формулу:
Кладовая солнца = …….+…….+……..
2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.
Да Возможно Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Анализ сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению....
"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". 6 класс
Кроссворд к сказке-были М.М.Пришвина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....
"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....