"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Наумова Наталия Владимировна

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Метод шести шляп можно использовать на любом этапе урока. Шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Работая в группах под цветом определенной шляпы ребята учатся на одну проблему смотреть критически ( группа черной шляпы), искать положительное (желтая), излагать информацию о проблеме ( белая), рассказать о чувствах (красная), найти креативность (зеленая), управлять процессом ( синяя). Этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько и каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора. Это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.naumova.pptx306.83 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.prishvin.doc38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карталинский район МОУ Южно-Степная СОШ учитель русского языка и литературы Наумова Н.В. Проблема выбора Насти и Митраши по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ( по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)

Слайд 2

Место занятия урока в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану по программе под редакцией В.Я.Коровиной Тема урока по учебному плану : М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Место урока по учебному плану :№42 Форма урока: урок-исследование Класс: 6 Цель. Учить работать с текстом, уметь дать характеристику герою. Воспитать уважение друг к другу, возможность выбора в жизненной ситуации Оборудование: Компьютер + медиапроектор (слайды), учебники литературы, тетради. План урока Организационный момент. 2мин. Формулирование темы и постановка целей урока. 3 мин. Работа в группах 10мин. Проверка работы в группах 20мин. Вывод по теме урока. 5мин. Итог урока. 5 мин

Слайд 3

Групповая работа: Белая шляпа - пересказ текста Красная шляпа - сбор информации о чувствах героев Черная шляпа - сбор критической информации о чувствах героев Желтая шляпа – сбор положительной информации о чувствах героев. Зеленая шляпа - вывод

Слайд 4

1 группа 1. Белая шляпа. Пересказ текста (стр.46-48)

Слайд 5

2 группа Настя Митраша С делайте вывод, ответив на вопросы: - Какие качества характера были присущи Насте и Митраше ? - Что их сближало? - В какой момент каждый из героев проявил черты, присущие ему одному? - Легко ли Насте и Митраше сделать выбор Красная шляпа-сбор информации о чувствах героев . Заполни таблицу глаголами, которые передают чувства детей.

Слайд 6

3 группа Настя Митраша Сделайте вывод, ответив на вопрос: - Докажите, используя слова из текста, что Настя и Митраша ведут себя неправильно? - Кто прав? Свой ответ начните так: Мы считаем, что Настя и Митраша ведут себя неправильно, потому что……………. Черная шляпа -сбор критической информации о чувствах героев . Заполните таблицу словами, передающими неправоту Насти и Митраши .

Слайд 7

4 группа Желтая шляпа- сбор положительной информации о чувствах героев. Найдите положительное в чувствах героев, ответив на вопросы: - Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения? - Какой наказ пытается исполнить Митраша ? - Какой урок извлекут ребята? Свой ответ начните так: Не смотря на сложную ситуацию, в которой оказались дети, в ней есть и положительное……………………………………………………………….

Слайд 8

5 группа Зеленая шляпа-вывод. Сделайте вывод, ответив на вопрос: - Интересно ли вам было читать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? - Какую информацию (положительную или отрицательную) несет это произведение (отрывок) сегодня? Свой ответ начните так: Произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» читали наши бабушки, дедушки и нам это произведение было (интересно, неинтересно) читать, потому что……………………..

Слайд 9

Вывод . Выбор, который встал перед Настей и Митрашей тяжел, они не могут решить кто прав и поэтому ссорятся, очень трудно уступать другому. Но эта ситуация помогла им понять, что нельзя ставить свое Я выше других, нужно прислушиваться к мнению окружающих. А может ли проблема выбора возникнуть в нашей жизни? В нашем классе?

Слайд 10

В.Васнецов «Витязь на распутье» Чем похожи эти ситуации?

Слайд 11

Домашнее задание Написать мини - сочинение на тему: «Как вы понимаете проблему выбора Насти и Митраши »

Слайд 12

Работал (а) в полную силу Белая Работал(а) хорошо Синяя Мог( ла ) работать лучше Коричневая Итог урока Легко ли сделать выбор? Почему сказка-быль М.М.Пришвина интересна и в наши дни? - Как вы оцените свою работу? На партах у каждого ученика есть три карточки разного цвета:



Предварительный просмотр:

Открытый урок внеклассного чтения

в 1 классе

«Добрый мир сказок К.И.Чуковского».

Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского

Задачи:

·                   расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского;

·                  вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;

·                  способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.

·                  формировать умение анализировать произведения, прививать интерес к детской литературе.

Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг и рисунков в классе.

Ход урока.

 

- Вам передали посылку.

-А вы ребята учитесь в 1 «Б» классе?

-Значит посылка эта вам.

-Давайте откроем посылку.

-А кто это? (Айболит)

А знаете, ребята, я так люблю Айболита. Он добрый, помог многим зверюшкам стать здоровыми.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! ( дети хором)

-А зачем на урок прислали Айболита? (герой из сказки «Айболит» К.И.Чуковского, будем вспоминать сказки этого писателя)

-Ребята, а в посылке есть ещё что- то, …да это письмо – приглашение.

- Давайте прочитаем

Приглашение

Дорогие, ребята!

Приглашаем Вас на День рождения замечательного детского писателя. Он придумал меня.

                                      Айболит.

Мы попали на День рождения К.И.Чуковского

 

          Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля.

 

Корней Иванович был большой фантазёр.

Настоящее  имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков, он переделал свою фамилию и стал «Корней Чуковский».

 

С ранних лет сказки К.И.  приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К.И.Чуковского.

Как вы думаете, сколько лет К. Чуковскому?

Может ли человек прожить 130 лет? А писатель?

Что было бы самым лучшим подарком для писателя?

Давайте приступим к приготовлению подарков.

 «Вспомни сказку». 

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаница»)

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- … («Телефон»)

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как … («Мойдодыр»)

(дети к рисункам подбирают заголовки книг и украшают доску)

Молодцы! Первый подарок мы приготовили.

 

Ребята, а вы знаете, почему во многих сказках К.И. встречается крокодил?

Однажды у К.И.Чуковского заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой.

 

Помогите прочитать строки из произведений К.И.Чуковского и отгадать название сказки. (дети читают наизусть)

 

 

1.    Испугался Крокодил, Завопил, заголосил,

     А из пасти из зубастой солнце вывалилось,

     В небо выкатилось.

                                                                 («Краденое солнце»)

 

2.     Рада, рада, рада, рада детвора,

      Заплясала, заиграла у костра:

     «Ты нас, ты нас от смерти спас,

     Ты нас освободил.

     Ты в добрый час увидел нас.

     О, добрый крокодил.

                                                                  («Бармалей»)

 

3. Вдруг навстречу мой хороший,

     Мой любимый Крокодил.

     Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.

     И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.

                                                                  («Мойдодыр»)

 

4. Звери задрожали, в обморок упали.

     Бедный Крокодил жабу проглотил.

                                                                 («Тараканище»)

 

5.   Долго, долго Крокодил море синее тушил

Пирогами, и блинами, и сушёными грибами.

                                                                 («Путаница»)

 

6.   А потом позвонил Крокодил и со слезами просил…

      - Мой милый, хороший, пришли мне калоши

       И мне, и жене, и Тотоше.

                                                            («Телефон»)

7. Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей. (Бармалей)

8. "Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
 («Краденое солнце»)

 

 Ваше выразительное чтение строк из произведений это ещё один, очень хороший подарок на День рождения.

 «Потерянные вещи»

 А на дне рождения играют. Ребята, а вы любите играть?

Давайте соберём потерянные вещи из сказок К.И.Чуковского в эту красивую корзину.

Они находятся в классе. На каждой вещи есть подарочная ленточка. Кто найдёт потерянную вещь выходит с ней к доске. Найдите их.

 

Узнайте, а кому принадлежат потерянные вещи?

 

Перчатки - зайчаткам «Телефон».

Термометр - Айболиту «Айболит».

Мыло - грязнуле «Мойдодыр».

Блюдце - Федоре «Федорино горе».

Денежка - мухе «Муха-цокотуха».

Воздушный шарик - комарикам «Тараканище»

Книжки - мартышкам.

Шоколад – слону

Капли – цаплям

Мочалка –грязнуле

Щетка –грязнуле

Самовар -мухе

 

Этот подарок будет дорог героям сказок К.И.Чуковского

 Инсценировка «Телефон»

 

Автор: А потом позвонили зайчатки:

 

Зайчатки:— Нельзя ли прислать перчатки?

 

Автор: А потом позвонили мартышки:

 

Мартышки:— Пришлите, пожалуйста, книжки!

 

 

Автор: А потом позвонили цапли:

 

Цапли:— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

 

Автор: А потом позвонила свинья:

— Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню споём.

 

Автор:— Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!

Автор: И снова медведь:

Медведь: — О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского ежа!

 

Автор: И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

 

 

Вы все хорошие артисты и это тоже прекрасный подарок на день рождения.

 

Физминутка   

 

 

Сколько чудесных подарков мы уже приготовили. Давайте приготовим ещё один подарок.

Давайте проверим, кто хорошо знаком со сказкой «Муха – Цокотуха»?

Возьмите карточку и самостоятельно подчеркните правильный ответ.

 

Кто шел по полю?

         Таракан

         Муха

         Гусеница

Что нашла муха?

         Рубль

          платок

         денежку

Кто спас муху?

         жук

         Таракан

         Комар

Что купила муха?

         Чайник

         Самовар

         Чашку

 

Давайте проверим себя (я читаю вопрос, а дети себя проверяют)

Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов)

Вам необходимо закончить рифму из произведений К.И.Чуковского, но именно так, как она звучит у автора (вместе)

 

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом …

(клякса "Мойдодыр")

 И пришел к Айболиту барбос:
- Меня курица клюнула в ….

(Нос "Айболит")

 

·                       И снова медведь: - О, спасите моржа!

          Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон").

 

·                       Загляни-ка ты в кадушку

            - И увидишь там - (лягушку; "Федорино горе").

 

·                       Со слонами на ходу

          Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")

 

 

·                       Море пламенем горит,

          Выбежал из моря … (кит; "Путаница").

 

·                       Стыдно старому реветь

           - Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

 

·                       Но как черная железная нога

          Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

 

·                       Эй, вы, глупые тарелки,

         Что вы скачете, как … (белки; "Федорино горе")

 

·                       Да, здравствует мыло душистое

          И полотенце пушистое,

         И зубной порошок,

         И густой … (гребешок; "Мойдодыр")

 

·                       И пришла к Айболиту лиса:

          - Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От…( Гиппопотама!")

«Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)


Айболит       Зажгли море.
Воробей       Проглотил солнце.
Крокодил     Помыла свою посуду.
Комар           Вернул солнце в небо.
Федора         Потушила море.
Медведь      Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка       Съел таракана.
Лисички      Вылечил зверей.

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.

Мудрец в нём видел мудреца,

    Глупец - глупца,

    Баран – барана,

    Овцу в нём видела овца,

    И обезьяну – обезьяна.

    Но вот подвели к нему

    Федю Баратова,

    И Федя неряху

    Увидел лохматого.(зеркало)

Паровоз без колёс!

    Вот так чудо – паровоз!

    Не с ума ли он сошёл –

    Прямо по морю пошёл. (пароход)

Я одноухая старуха,

    Я прыгаю по полотну,

    И нитку длинную из уха

    Как паутинку я тяну. (иголка с ниткой)

. Ах, не трогайте меня:

    Обожгу и без огня! (крапива)

Лежу я у вас под ногами,

    Топчите меня сапогами,

     А завтра во двор унесите меня

    И бейте меня, колотите меня,

    Чтоб дети могли поваляться на мне,

    Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковер)

Растёт она вниз головою.

    Не летом растёт, а зимою.

    Но солнце её припечёт-

    Заплачет она и умрёт. (сосулька)

Был белый дом,

    Чудесный дом,

    И что-то застучало в нём.

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо, -

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Читает стихотворение ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея”
И " Крокодила” не читал,
Не восхищался "Телефоном”
И в "Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Спасибо за урок. Я надеюсь, урок вам запомнится надолго, и вы будете любить сказки К.И.Чуковского так же, как и я.



Предварительный просмотр:

1 группа

Белая шляпа.

Пересказ текста (стр.46-48)

2 группа

 Красная шляпа-сбор информации о чувствах героев.

Заполни таблицу глаголами, которые передают чувства детей.

Настя

Митраша

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

- Какие качества характера были присущи Насте и Митраше?

- Что их сближало?

- В какой момент каждый из героев проявил черты, присущие ему одному?

- Легко ли Насте и Митраше сделать выбор?

3 группа

Черная шляпа -сбор критической информации о чувствах героев.

Заполните таблицу словами, передающими неправоту Насти и Митраши.

Настя

Митраша

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

- Докажите, используя слова из текста, что Настя и Митраша ведут себя неправильно?

-  Кто прав?

Свой ответ начните так:

Мы считаем, что Настя и Митраша ведут себя неправильно, потому что…………….

4 группа

Желтая шляпа- сбор положительной информации о чувствах героев.

Найдите положительное в чувствах героев, ответив на вопросы:

- Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения?

- Какой наказ пытается исполнить Митраша?

- Какой урок извлекут ребята?

Свой ответ начните так:

Не смотря на сложную ситуацию, в которой оказались дети, в ней есть и положительное……………………………………………………………….

 

5 группа

Зеленая шляпа-вывод.

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

- Интересно ли вам было читать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»?

- Какую информацию (положительную или отрицательную) несет это произведение (отрывок) сегодня?

Свой ответ начните так:

Произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» читали наши бабушки, дедушки и нам это произведение было (интересно, неинтересно) читать, потому что……………………..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отно...

Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Образы детей в сказке- были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Анализ произведения, его  главных героев....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...