По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок "По страницам комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"" проводится после прочтения произведения, ученики работают над анализом эпизодов, дают характеристики героям, высказывают своё мнение, аргументируя ответы, обобщают знания о художественных особенностях комедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass_po_komedii_revizor.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Автор: Лаврова Татьяна Владимировна,                                                                      учитель русского языка и литературы                                                                                 МБОУ «СОШ № 46» г. Братск, Иркутской области.

       Тема урока: По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (Обобщающий урок).

       Цель:

  • обобщить знания о художественных особенностях комедии;
  • совершенствовать работу над анализом художественного произведения;
  • формировать навыки культуры речи и культуры общения;
  • прививать любовь к историческому прошлому своего народа и Родины.

      Оборудование урока: компьютерная презентация, афиша гоголевской комедии, карточки со словами.

Ход урока.

  1. Вступительная часть.                                                                                                                            Учитель сообщает о теме и цели урока.
  2. Разговор о театральной афише.                                                                                        (Наше время, три ученика, рассматривая афишу, беседуют).                                        1 ученик. Комедия впервые была поставлена 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра в Петербурге.                                                                         2 ученик. Как давно это было! И до сих пор эта комедия интересна современным зрителям.                                                                                                 3 ученик. Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и беспощадно карал бы смехом русскую действительность.                                                                                                                     1 ученик. Ты прав, Николай Васильевич говорил: «На сцену их! Пусть видят их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».                                                     2 ученик. В 1835 году Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет … смешной или несмешной, но русский чисто анекдот…». По словам писателя, мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин.                                                                                           3 ученик. В комедии изображено время правления императора  Николая I. Какой была Россия середины 19 века?
  3. Компьютерная презентация.                                                                                Историческая справка. Рассказывает подготовленный ученик.        (Показ слайдов).                                                                                                                            - Правление царя Николая I в истории России было суровым и тяжелым. Четвертое отделение, созданное самим царем, следило за исполнением Высочайших повелений. Первым человеком этого отделения был Бекендорф. В истории царь получил имя «Незабвенного». Своей наружностью производил на всех сильное впечатление: он был высокого роста, строен и величествен в обращении, чувствовалась в нем огромная сила воли и непреклонность характера. В России, особенно в провинциальных городах, существовали беспорядки: чиновники воровали, не заботились об устройстве городов, брали взятки. (Показываются слайды, один из них – архивный документ: «В Саратове улицы немощеные, покрытые пылью летом, жидкой грязью…» и т.д.)
  4. Учитель: Такой была Россия в 20-30 -ые годы 19 века. Всмотритесь в лица людей, живущих в те, далекие времена. Герои комедии Гоголя жили в такой обстановке. А вот как они выглядели внешне, каким было их платье. Предлагаю совершить экскурсию в музей костюма.
  5. Компьютерная презентация. Музей – выставка костюма 30 годов 19 века. (Несколько слайдов. Рассказывает подготовленный ученик).                              - Одевались светские люди по западноевропейской моде. Женщины любили пышные декольтированные платья, стягивающие талию, кружева и рюши украшали шляпы и платья. Драгоценные и полудрагоценные камни блистали на одежде. Мужчины одевались тоже по-европейски. Фраки, кафтаны с камзолами, рубашки с кружевными жабо и т.д.                                                                               Учитель: Итак, мы познакомились с историческими событиями того времени, представляем как жили люди середины 19 века. А теперь вспомним особенности драматического произведения.
  6. Особенности драматического произведения.                                                  Ученики называют признаки драматического произведения.                                  1. Предназначено для игры на сцене;                                                                       2. Деление произведения на части (действия, сцены, акты, эпизоды);     3. Перечень действующих лиц или их краткие характеристики в начале пьесы;                                                                                                                         4. Выделение шрифтом авторских ремарок и реплик;                                                  5. Наличие конфликта внешнего или внутреннего, или их объединения;
  7. Словарная работа                                                                                              (выдаются карточки со словами, объяснить значение слов)                                                                                                                            декорация                            действия                                                                  диалоги                                явления                                                                    монологи                             действующие лица                                                  реплики                                конфликт                                                                               ремарки                                комедия                                                                         картины                                эпиграф
  8. Итак, обратимся к комедии «Ревизор», перелистывая ее страницы.                       - В чем заключается основная идея писателя при создании комедии?      - Каков эпиграф комедии? Поясните его.                                                                         - Где происходит действие? Почему город N?                                                           - Какими Фамилиями наделяет автор своих героев?                                                    - Кто такой чиновник?  
  9. Вспомним героев комедии. Задание – загадка.                                                                Угадай героя по характеристике, по его репликам, деталям.              Герои выходят друг за другом в руках цилиндр – головной убор, который переходит из рук в руки, герои спрашивают: «Кто я?»                                     - Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.                                                                     - «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека».                                                                                          «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай».                                                    В немой сцене он стоит в виде столба с распростертыми руками и закинутой назад головой.                                                                                    Ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь, над собой смеетесь!» Кто я? (и так о каждом чиновнике города N).
  10. Листаем следующую страницу. Обратимся к сюжету комедии.                             - Что такое сюжет художественного произведения?                                                  - Из каких частей состоит сюжет?                                          

СЮЖЕТ

экспозиция                                                                                   эпилог                                                               

                         завязка        кульминация       развязка                                                      

- Какова экспозиция в комедии? Почему чиновники боятся приезда ревизора?  - Какая сцена является завязкой?                                                                                                - А теперь посмотрим эпизод из комедии (заранее подготовлена группой учеников).                                                                                                                                     - Подумайте, какую роль играет эта сцена в комедии?          

  1. Просмотр сцены «Вранья Хлестакова». (Д.З, явл.6)                                                     - Какова роль эпизода в комедии? (Эта сцена является кульминацией).  - Когда происходит развязка действий? (чтение письма Хлестакова Тряпичкину).
  2. Разбираем «Немую сцену» комедии.                                                                           - Чем заканчивается комедия?                                                                                       - Какова роль «немой сцены». Зачем автор ввел ее?                                                  - Над чем же смеется автор?                                                                              Назовите пороки, которые вскрывает автор?                                                                                                              ложь                                                                                                                               вранье                                                                                                                  лицемерие                                                                                             чинопоклонение                                                                                              воровство                                                                                                      взятничество                                                                                                              растление души                                                                                   безнравственность                                                                                                           - В комедии важен конфликт. В чем же он заключается? (Конфликт между реальным миром порочности, лжи, в котором живут герои, и идеальным миром, к которому нужно стремиться).            
  3. Заключительный разговор у театральной афиши.                                                       1 ученик. - Очень содержательная комедия. Гоголю, как известно, здорово попало за нее!                                                                                                                      2 ученик. - Действительно, император оценил ее так: «Ну и пыска! Всем досталось, а мне более всех!»                                                                                          3 ученик. - Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники кричат, что для меня нет ничего святого…»                                                                             1 ученик. - А комедия - то написана на все времена, разве сейчас наши чиновники не похожи на героев этого, на мой взгляд, талантливого произведения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по страницам комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Тема: " По страницам комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

Урок литературы в 7 классе «По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

В комплект входит рабочий конспект урока и презентация....

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"

Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...