Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.
проект по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала", рассчитанный на несколько уроков, включающий в себя различные виды деятельности учащихся. Проект имееет пошаговую инструкцию (задания для детей), ребята знакомятся не только с произведениями, но и с понятием "русского национального характера", сами находят информацию и тд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 часть | 1.66 МБ |
1 часть и этап рефлексии | 2 МБ |
2 часть | 1.56 МБ |
4 часть | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Семёнович Лесков (1831-1895) Левша ( Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе ) Тема — праведничество . Главная мысль — без праведника «...не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Аналитическая беседа с опорой на текст. В чем заключается разница в отношении к « чужестранностям » императора Алесандра Павловича и донского казака Платова? (Александр Павлович считал, что «мы русские, со своим значением никуда не годимся». А казак Платов говорил: «У нас дома свое не хуже есть».) Почему ответ русских мастеров на « англицкую нимфозорию » стал возможен только при императоре Николае Павловиче? (Николай Павлович «в своих русских был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».) Перечислите особенности характера Платова. Чем он отличается от остальных героев рассказа и в чем схож с ними? («Мужественный старик».) Найдите в тексте портрет левши. Прокомментируйте «говорящие» детали внешности героя. (6-я глава, 1-й абзац.) Назовите черты характера левши, проявившиеся в его поступках. (Умелость, наблюдательность, смекалка, доброта, скромность, смирение, вера.)
Почему мы не знаем имени левши? (20-я гл., 1-й абзац) Вспомните подробности смерти левши. Почему автор называет его «верным»? Кому и чему он верен? (Своим близким, Родине, государю, Богу.) Тема рассказа — праведничество . Что такое правда? (См. толковый словарь.) Можно ли, с вашей точки зрения, назвать левшу праведником? Какие черты его характера подтверждают ваш ответ? (Смирение, вера. «Не ищет своего».) Что вам нравится в характере левши, в характере других персонажей произведения, а что нет? Почему? Встречали ли вы таких людей в жизни, хотели бы встретить? (Формирование личностного идеала) Что, на ваш взгляд, в личности левши типично для русского национального характера?
Иван Сергеевич Тургенев « Бежин луг».
Поразмышляем… «Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни» В.Г. Белинский
Вопросы Как бы Вы связали высказывание В.Г.Белинского с рассказом? Почему автор обращается к образам крестьянских детей ? Для начала, почему дети ? Почему именно дети крестьян ? Кто из мальчиков вам больше понравился? Как вы думаете, а кто больше нравится автору? Почему? Что общего у детей в описании, характерах? Связано ли это как-то с тем, что они крепостные? Можем ли мы назвать общие черты характеров мальчиков назвать национальными?
Домашнее задание (на выбор) Поразмышлять : Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков? 2. Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЕКТА: Какие черты национального характера отражены в русской художественной литературе? Как влияет изучаемый материал на формирование личностного идеала?
Цели проекта: 1.Выявить характерные особенности русской нации на примере художественных произведений для приобретения собственного опыта и применения его в жизненной практике. 2. Стимулирование читательской активности учащихся. 3. Формирование навыка публичных выступлений. 4. Умение отбирать и систематизировать материал.
Пошаговая разработка проекта предполагает следующие виды деятельности учащихся: Написать краткие биографические справки о писателях. 2) Прочитать произведения. 3) Подготовить иллюстрации. 4) Провести опрос на тему: «Какие черты характера присущи русскому человеку?» 5) Работа со словарем. 6) Продумать вопросы по произведениям на тему: «Какие четы русского национального характера подчеркивает и описывает автор в героях?» Провести сравнительный анализ. Подобрать пословицы о русском характере. Провести анализ пословиц о русском человеке. Подготовить иллюстрации русской национальной одежды. 9) Составить синквейн .
Сегодня на уроке Я узнал… Я понял… Я научился… Я затрудняюсь… Мне не удалось… Мне понравилось… Мне не понравилось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Целеполагание : какой русский характер изображен И.А.Буниным? Какое ощущение у вас осталось после прочтения рассказа «Лапти»? О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? Какие эпизоды значимы? Что вас привлекает в главном герое? 2. Образ Нефеда. Кто он такой? Крепостной в доме мелких помещиков. Докажите: Выполняет черную работу: «принес соломы на топку», Обращается к хозяйке дома словом «барыня», Одевается в зипун с подпояской. 3. Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? Способный к самопожертвованию. Типичен ли данный характер для русских людей? Мини-дискуссия. 4. Данное название символично. Что оно символизирует? - тяжелую болезнь ребенка, - надежду на выздоровление, - способность к самопожертвованию, -горечь смерти.
М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сравнительный анализ.
ГЕНЕРАЛЫ МУЖИК Неприспособленность Глупость Легкомысленность Невежественность Приспособленность Ум Находчивость Смекалка Покорность Безропотность Умелость Талант Мастерство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
М.Е.Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
Урок - конспект по литературе в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Презентация к уроку на тему: М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
Тест. М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тест. М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"...
« М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Маршрутный лист к уроку в 7 классе по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»....