Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Форма занятия: урок изучения нового материала

Цель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Форма занятия
: урок изучения нового материала

Цель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  

Задачи:  формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

- выявить жанровые особенности произведения

- развивать умения делать выводы из прочитанного;

-развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

ПознавательныеУУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.  Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

6.  Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

КоммуникативныеУУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.  Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:  характеристика героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е.Салтыкова – Щедрин,  выявление жанровых особенностей.

План урока.

I.Актуализация прочитанного материала.

- Дома вы читали произведение М.Е. Салтыкова – Щедрина, которое называется «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Давайте проверим насколько внимательно вы его читали? Викторина.

 В чём заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Высечь налима, когда печень увеличиться кидать в уху) 

Как генералы мужика при себе удерживали?

Какие сведения из географии известны генералам?

 На какой улице в Петербурге жили два генерала?

В каком городе служили генералы?

Как называлась газета, которую они нашли на острове?

В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове?

Как они наградили своего спасителя?

 Как два генерала оказались на необитаемом острове?

Как генералы отыскали на острове мужика?

II. Постановка учебной проблемы.

В последние годы своей жизни М.Е. Салтыков-Щедрин создал знаменитые сказки. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

–– Как вы понимаете словосочетание  «дети изрядного возраста»?

 Как вы думаете, для кого они предназначались?

Прочитайте название произведения. Что показалось вам необычным (жанр: сказка или повесть)

Сформулируйте тему и цели нашего урока, о чём мы будем говорить ( Определить жанр произведения.  Почему сказка предназначена для взрослых,   какие «взрослые вопросы» ставит автор в своём произведении)

III.Решение проблем. Анализ повести, выявление смысла.

  Жанровые особенности.

Давайте определим, к какому жанру относится данное произведение.

Поработаем в группах.

1группа. Определить признаки сказки ( Начинается с зачина ("Жили – были), словесные формулы: мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"; два плана: реальный и фантастический, разговорная речь, ограниченное число действующих лиц, высмеивание людских пороков; действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль; постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”,троекратные повторения.

2 группа. Признаки повести. (реальная исходная ситуация, словесные - слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"; в повести  читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в Подъяческой улице. О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

3.группа(повышенный уровень). Вывод. Данное произведение относится  к жанру «сказка».

IV. Работа с текстом.1. Комментированное чтение и диалог с автором. 

Ответьте на вопросы, опираясь на текст «Повести…»

Что мы узнаём из петербургской жизни генералов?  

В какой регистратуре служили генералы? (какой- то)

О чём нам хочет сказать автор?

Что означает  упразднили за ненадобностью?

 Какой вывод можно сделать о работе генералов?

Какой приём использует автор, чтобы показать ненужность генералов?

 В Петербурге они жили своим трудом?

Что можно сказать об умственных способностях генералов?

Каков круг интересов генералов?

2. Анализ эпизода. Выразительное чтение (на острове) 

Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?

Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?

Приспособлены ли они к жизни?

Что вы можете сказать об их образовании?

В каком виде представлены герои?

Такими вы представляете себе генералов?

 Соответствуют ли их знания их званию?

Какие приёмы использует автор, описывая генералов?

3.Эпизод «Драка»

На кого похожи герои?

Речь генералов.

Могут ли существовать такие генералы?  Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)

Какие приёмы использует автор, чтобы показать качества генералов?

4.Эпизод «Газета»

Зачем автор подробно цитирует газету «Московские ведомости»?

Что можно узнать, прочитав данную газету? (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

5.Эпизод с мужиком. Кто спас генералов?  Каков мужик? Зачитаем его описание.

 Как генералы относятся к мужику?

 Как автор относится к своим героям? Что предпринимает мужчина, чтобы спасти генералов?

Как они его называют?

Кого из героев можно назвать тунеядцем?

Как относится герой к своему положению и к себе?

Какие приёмы использует автор, описывая мужчину?

Что вызывает восхищение, а что негодование?

Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них    работать?

Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)

Какие чувства вызывают генералы  у автора?

Какие чувства вызывают генералы  у вас?

 Рефлексия. Составление схемы. Запись и осмысление ключевых слов текста.

1 группа. Основные качества генералов (Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, глупые, интересует только еда, жадные )

2 группа. Основные качества мужчины. (Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, нет чувства собственного достоинства,  мастер на все руки)

3.группа(повышенный уровень)

V.Итог урока. Смысл названия.

Какие «взрослые вопросы» рассматриваются в этом произведении?  (Главные  пороки генералов и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность.  Мир,   в котором ничего не умеющие  делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может) Какие пороки обнажает автор?

VI. Домашнее задание. Найти в сказке  приемы  гротеска, иронии, гиперболы, фантастики. Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е.Салтыков-Щедрин  "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...