Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок - конспект по литературе в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_sozdaniya_kharaktera_personazha_v_skazke.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. 7 класс
Учитель: Белышева Г.Н. I кв. категория
МКОУ Воздвиженская СОШ
Тема урока: Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Цель:
Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.
Задачи:
общеучебные:
- Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
- Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
познавательные:
- Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
коммуникативные:
- Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;
- продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.
Структура урока:
- Мотивация и целеполагание.
- Реализация домашнего задания. Терминологический диктант. Игра.
- Развитие темы
- Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
- Обсуждение проблемного вопроса.
- Подведение итогов по содержанию урока.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов групповой работы.
- Рефлексия.
Виды учебной деятельности:
- Работа с литературоведческими терминами.
- Анализ отрывков художественного произведения.
- Работа с учебником.
- Контроль знаний по терминологии.
Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:
- Элементы технологии дифференцированного обучения.
- Информационные технологии.
- Репродуктивный метод.
- Частично – поисковый метод.
- Коллективное обучение (работа в группах)
Планируемые образовательные результаты.
Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;
Получат возможность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.
Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, компьютер, экран, проектор, презентация.
Перед уроком класс делится на две группы.
Ход урока.
I. Мотивация и целеполагание.
Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
1.Что знаем по теме урока? (слайд №2)
- прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”, “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение»,
2. Что должны узнать? (Слайд №3)
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характеристику героев;
- какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки.
II. Реализация домашнего задания. (Слайд №6)
- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, готовились к терминологическому диктанту)
- Вы поделены на группы, но сейчас каждый из вас работает индивидуально в своей зачетной книжке.
- Терминологический диктант.
- Обменяйтесь зачетными книжками, проверьте и поставьте оценки, а эксперт внесет их в таблицу.
- А сейчас игра поможет нам понять, как хорошо вы знаете содержание сказки. Работаем в группе, каждый правильный ответ равен 1-му баллу, который эксперт вносит в таблицу группы.
- Игра «Хочу всё знать». (Слайд №6)
- Физминутка для глаз. (Слайд №7)
III. Развитие темы. Стадия – осмысление (Слайд №8)
1. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Беседа, в процессе которой учащиеся работают с текстом и составляется кластер:
(Слайд №9)
- Кто герои сказки?
- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?
(Слайд 10)
- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? (Гипербола)
(Слайд 11)
- Посмотрим отрывок из сказки.
- Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием при этом использовал автор? (Гипербола) Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
- Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
- Как генералы относятся к мужику?
- Как автор относится к своим героям?
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?
Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть о талантливом народе.
(Слайд 12)
Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов.
- Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)
IV. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
(Слайд №13)
V. Обсуждение проблемного вопроса.
- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?
VI. Подведение итогов:
-Что должны были узнать? Что узнали?
- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?
- Составление синквейна: каков смех у Щедрина? (Слайд №14)
Смех
Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Задумайся!
VII. Домашнее задание:
Создать собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, используя рассмотренные на уроке средства
(Слайд №15)
VIII. Итог урока:
- Подсчитайте результаты в таблице и определите средний балл.
- Кто, по вашему мнению, принес больше баллов в копилку команды и достоин оценки «5» независимо от результатов оценки группы.
IX. Рефлексия.
- Определите своё настроение (поднимают карточки соответствующего цвета)
- поставим оценку: уроку, учителю, классу, себе.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
презентация к уроку по сказке...
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...