Конспект урока по литературе в 9 классе «Былые годы в памяти не стёрты …»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Буркова Наталья Петровна

Урок внеклассного чтения по рассказу Е. И. Носова « Костер на ветру». Урок - творческая лаборатория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bylye_gody_v_pamyati_ne_styorty.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Мичуринска, Тамбовской области

Конспект урока по литературе
в 9 классе

«Былые  годы в памяти не стёрты …»

(Урок внеклассного чтения по рассказу Е. И. Носова « Костер на ветру»)

Проведен учителем

русского языка и литературы

I квалификационной категории    

 Бурковой Натальей Петровной

Мичуринск -  наукоград РФ, 2012 г.

( Урок - творческая лаборатория)

 Цель урока : познакомить учащихся с личностью Е. И. Носова ; военной темой в творчестве писателя.

Ход урока:

- У нас сегодня необычный урок, и мы с вами необычные школьники. В течение 45 минут в классе будет работать творческая лаборатория. Каждый из вас превращается в лаборанта-исследователя.

- Слово « лаборант» очень часто встречается в нашей речи. Определите его лексическое значение. А пока вы думаете, ученик-лаборант ищет в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова значение слова «лаборант».

        (Научно-технический сотрудник лаборатории, научного учреждения).

- Надеюсь, что слово войдет в ваш активный словарный запас, и вы будете употреблять его в своей речи чаще.

- У каждого лаборанта есть своё специальное оборудование для работы. У вас на столах лежат специальные пособия, которыми мы будем пользоваться[1]

             Вступительное слово учителя. Более полувека отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвился  над рейхстагом красный стяг- знамя Победы. Война ушла в историю, но  не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Василя Быкова, Вячеслава Кондратьева, Евгения Носова, Виктора Астафьева и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах.

Сегодня в центре внимания на нашем уроке - рассказ Евгения Ивановича Носова « Костер на ветру», написанный в 1993 году. В ходе нашего урока мы постараемся понять, почему спустя почти полвека после войны Носов вновь обращается к военной теме, а ещё мы заглянем в лицо войны, страшное и трагичное. «Былые годы в памяти не стёрты…» - такова тема нашего урока.

- Стало традицией наши уроки начинать с эпиграфа. Вспомните: для чего служит эпиграф, какую роль выполняет?   (Эпиграф - выражает основную  тему будущего разговора).

Найдите в «словаре русского языка» С. И. Ожегова лексическое значение этого слова.

- Читаю эпиграф: …Прошла война, прошла страда,

                                  Но боль взывает к людям:

        Давайте, люди, никогда

                                  Об этом не забудем.

                                       

                                                       А. Твардовский.

- Зная эпиграф, попытайтесь определить основную тему сегодняшнего разговора (Тема памяти живых и погибших, исторической правды ).

- Краткое сообщение о творчестве Е. И. Носова.

Обратите внимание, что в вашем пособии есть краткая биографическая справка о жизни и деятельности Е. И. Носова.

- С какими произведениями Е. Носова о войне вы знакомы (рассказы «Живое пламя», «Красное вино Победы», повесть «Усвятские шлемоносцы»)

-Давайте перейдём непосредственно к самому рассказу.

- Когда и где происходят события (7 мая, на хуторе Белоглин).

- Кто является героями рассказа?   (Жители хутора Алексей и Авдей Егорыч)

- Можно ли их назвать друзьями?        (Нет).

- Сопоставьте портретные характеристики героев. Зачитайте.

- Рассказчик впервые видит героев и поэтому с интересом рассматривает каждую черту внешности. Он не может судить о их характере, но описание- это попытка понять душевное состояние героев.

-Кто из героев по этим описаниям вызывает симпатию рассказчика?

(Алексей - Божий человек).

- Схожа ли судьба этих людей?

(Алексей жизнь свою прожил честно, и военную её часть в том числе, а Авдей Егорыч, всю войну простоявший на вышке охранником и сейчас не гнушается доносами, называет рассказ Алексея о военных событиях «брехнёй»).

- « Живые, ёмкие глаза» Алексея неусыпно жаждут «какой-то истины».

Какой же истины они жаждут?    

(Он хочет, чтоб ему просто поверили).

- Перескажите историю Алексея о «своей» войне.

-Как относились к истории Алексея в деревне? (Ребятишки дразнили: «Щепкой ранетый»)

- Когда изменилось отношение к Алексею?

(После его рассказа в школе о военных событиях).

- Что последовало за этим рассказом?

(Донос Авдея Егорыча в район, вызов Алексея в райком партии и «просьба»: не надо рассказывать небылицы, заниматься самовосхвалением).

- Давайте проследим психологическое состояние Алексея в трудные моменты фронтовой биографии. Для этого мы проведем анализ нескольких эпизодов.

Читаем 1 эпизод.    Первая атака немцев.

- Но если все так просто, почему же тогда после боя его начинает «колотун забирать»?

      («Незлобливый  русский человек защищает свою землю, раненых; он переступает через нравственную заповедь « не убий», выполняя свой солдатский долг, преодолевает страх»).

        

Читаем 2 эпизод.  Появляются три танка и автоматчики.

- Какая думка приходит солдату?

(Чтоб ранило, чтоб можно было вместе со всеми переправиться на плоту».

- Что может последовать за этим?

(«Тогда танк выскочит на бугор и жахнет по плоту, и сгинут бесследно находящиеся на нём раненые, и никто их не оплачет, кроме близких…»).

- Как решает действовать Алексей?

(Он сжимает зубы, стреляет из винтовки по танку в надежде попасть в какую-нибудь щель, бросает бутылку с бензином, первый раз в жизни готовится бросить гранату. Он потерял сознание, но не отпустил скобу, не подорвался - «немец не затоптал мою душу»).

- Почему Алексей не воспользовался немецким оружием, которое видит в большом количестве, пробираясь вдоль забора к мосту?

(«Геройствовать не собирался, не было сил»).

Читаем 3 эпизод.  Бегущие вдоль забора немцы.

- Мог бы Алексей их перестрелять, как «линялых куропаток», но ему «и без автомата было довольно глядеть, как мелькали их переляканные пятки».

- Почему - «довольно глядеть»?

(Нравственно Алексей превосходит немцев, он даже один страшен для них»).

- В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова есть такое толкование:

« Подвиг -  героический самоотверженный поступок».

- А как вы считаете, а был ли подвиг совершен Алексеем?

- Как относится сам Алексей к тому, о чём рассказывает?

(Никакой бравады, никакого самолюбования. Он прост, открыт людям, которые должны оценить его жизнь).

- Как рассказчик (в роли которого выступает писатель) отнесся к рассказу Алексея?

(Он поверил, рассказал людям, чтобы задумались, как в жизни бывает).

- Почему не верит Алексею Авдей Егорович?

(Сам он не способен на самоотверженность, ему о себе рассказывать нечего).

- В конце рассказа Алексей предлагает помянуть погибших. «Суета сует. Время всех уравняет. Вот уже геройские медали на толкучке продают»,- с горечью говорит он. А как к этому относитесь вы?

- А как вы считаете, Алексей, раненый в бою щепкой, герой? Почему, обоснуйте свой ответ.

- К какому стилю и типу речи можно отнести этот рассказ? Обоснуйте свой ответ.

(Стиль художественной литературы. Используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Автор выражает своё отношение к изображаемому, воздействует на чувства и воображение читателя.   Тип речи – повествование (рассказ о каких-то событиях)).

- Назовите слова, которые создают художественный образ в литературном произведении. Помните о том, что искать такие слова нужно не торопясь, вдумчиво, чтобы «не упустить золотинку».

- А как вы понимаете значение слова золотинка?

(Это что-то маленькое, но очень ценное и дорогое).

- Что может быть золотинкой в художественном тексте?

(Яркое, меткое слово, интересный образ).

- Давайте отыщем те самые золотинки, которыми расцвечена носовская проза.

- Обратите внимание, что в вашем пособии перечислены изобразительно-выразительные средства, которые помогают автору создавать художественный образ. 

Определите основную идею рассказа?

(Война - это жестокость, кровь, смерть, это нарушение всех моральных норм и устоев).

- О чём заставил задуматься этот рассказ?

- Почему Е. И. Носов и другие авторы обращаются к военной теме в девяностые годы?

Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему нельзя забывать эту страшную войну?

(Война оставляет отпечаток на душах раненых солдат. Настоящий русский человек, по Носову, воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств).

Носов как бы напоминает нам, будущему поколению, что годы, опаленные огнём войны, забывать нельзя.

Вывод урока:

       Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством писателя-фронтовика Е. И. Носова и его замечательным рассказом « Костёр на ветру».

      На выставке книг вы можете увидеть лучшие произведения Носова - рассказы «Живое пламя», «Красное вино Победы», повесть «Усвятские шлемоносцы» - все это и есть золотинки военной носовской прозы.

      Поэтому голос этого замечательного мастера слова слышен из Курска на всю Россию.

 Дом. задание. Написать отзыв на рассказ « Костёр на ветру» по плану.

Список использованной литературы

  1. Баскевич, И. Ради жизни на земле: Тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Лит. в школе. - 1985. -№ 1. - С. 5-10.

  1. Васильев, В. Чувство Родины / В. Васильев // Книга о мастере / сост. Е. Спасская. - Курск, 1998. - С. 469-482.

  1. Горовой, Л. М. Правдивое слово о войне / Л. М. Горовой // Литературные чтения, посвященные 83-й годовщине со дня рождения писателя, лауреата Государственной премии Е. И. Носова. - Курск, 2008. - С. 12-23.

  1. Кузнецова, Н. «Былые годы в памяти не стерты...»: Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Евгения Носова «Костер на ветру» / Н. Кузнецова // Литература. - 1999. - № 18 (Май). - С. 15. - (Прилож. к газ. «Первое сентября»).

  1. Носов Е.И. Костёр на ветру (повесть, рассказы) / Издательство: Белгород, Константа, 2005, 480 стр.



Приложение № 1.

Бегущие вдоль забора немцы.

И получилось так, братцы мои, что не туда я глядел, не того опасался! Оказалось, вот они где скопились все, вот откуда доносилось жареным... За большим грузовиком, метрах в тридцати, как раз на муравчатом выгоне немцы голые, в одних токмо трусах скопились вокруг костра. Мне бы, дураку, взять и отступить, спрятаться за машину. А я стою отупело - ни взад, ни вперёд. И тут в ихней компании кто-то как заорёт благим матом: «Русь! Русь!» И все будто их ошпарили, повскакивали на ноги. Стоят, тоже как и я, онемевши, и в ужасе таращатся на мою гранату. Они стоят, и я стою. Токмо тот, в бумажном колпаке, не встал, а так и остался на своём стульце. И когда он потянулся за кобурой, я двинулся навстречу... Шёл я теперь с одним намереньем - подступиться поближе и жахнуть в самую кучу. Ить всё едино концы мне... Один табун голых немцев сыптнул в поселковый проулок. На топот и крики выскакивали те, которые шарились по дворам. Они были в амуниции, с оружием, но, захваченные содомом, драпали ещё пуще голых и безоружных. Другие, вместе с бумажным колпаком, помчались вниз, вдоль заводского забора. Колпак раза два пытался перескочить забор, но ограда была сколочена из отвесных досок с остряками наверху, и тучный немец, не сумевши одолеть заплот, снова пускался догонять убегавших. Я знал: когда они свернут за угол, то и там будет такой же долгий забор, и деваться им некуда, пока не обегут всю загородку. Явись мне в ту минуту автомат, я бы перестрелял их всех, как линялых куропачей. Но мне и без автомата было довольно глядеть, как мелькали ихние переляканные пятки.

4 Лексические изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитет____________________________________________________

Олицетворение(персонификация)____________________________

Метафора__________________________________________________

Необщеупотребительная лексика_____________________________

Гипербола – литота_________________________________________

Синонимы_________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Мичуринска.

«Былые годы в памяти не стёрты...»

(Урок - творческая лаборатория

по рассказу Е. И. Носова « Костёр

ветру»)

Урок представлен

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Бурковой Натальей Петровной

1. Краткая биографическая справка.

Евгений Иванович Носов (род. 1925). Его Родина - село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец - рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награждён орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы. Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом. Повесть «Усвятские шлемоносцы», рассказы « Живое пламя», « Красное вино Победы», «Костёр на ветру».

2. Портретные характеристики героев.

      «Алексей – долгий, жердеватый, весь в костлявых остряках, с козьим ошмётком сивой изреженной бороденки... был ветх и квёл с виду. Под его щипаным ватником не просматривалось никаких телес, будто одёжка висела на голом тесовом кресте. И штаны его, запихнутые в бродни, тоже были пусты, так что ветер трепал и полоскал их вольно и беспрепятственно. И только живые, ёмкие глаза в подлобных впадинах светились цепко и взыскующе, неусыпно жаждя какой-то истины. Так и вязло назвать его, как записано в имяслове: «Алексей-Божий человек».

       Авдей Егорыч, наоборот, был коренаст и грузен , багров прибранным одутловатым лицом с труднодоступными глазками , затерявшимися , в мясных складках подглазий. Одет он в теплый пятнистый бушлат, опоясанный по экватору округлой тушки широким командирским ремнём... Чувствовалось, что Авдей Егорыч уважал всё военное , прочное, обстоятельное, и даже на фронтоне его серой цигейковой шапки углядывалась вмятина от армейском кокарды. Всю эту экипировку быстрого реагирования , как я узнал впоследствии, Авдей Егорыч приобрёл наездами в районе, на привокзальном базарчике».

3. Анализ эпизода. Первая атака немцев.

Я тоже начал стрелять, когда немцы поднимались и перебегали. Сведу рамочную прорезь с мушкой, выжду, пока сам фриц на мушку набежит, нажму пальцем - вот тебе вскинулся руками, обронил автомат... Пересуну затвор, выцеливаю нового... Ну да из винтовки много-то не настреляешь, эвон их сколько! И всё из автоматов метут, будто горох пересыпают. Пули то и дело - фьють, фьють! - над головой. Вроде голодные пчелы проносятся за взятком. Рядом кирпичная стена от их очередей курится красной пылью.

Появляются три танка и автоматчики.

Убрался я в окопчик, втянул голову, но от этого ещё муторней, потому как не видишь, что делается наверху. Улучил минутку, зыркнул поверх кучки земли - мать честная! - танки идут! Три штуки из-за бугра вылезли, пока нас минами колотили. Один прямо по дороге, два

- обочь, по клеверам. Который по дороге - этот, точно, по мою душу. Вперился в него глазами, как примагнитило. Покошусь я на тех двух и

- опять на своего. Говорят, так-то гадюка жертву к себе привораживает. Едва успел ухватить глазами, будто светануло у него из башни, как тут же, в един дых, с хлюпом и свистом, аж обдало сквозняком, пронеслось что-то над головой, и когда грохнуло позади, далеко за речкой, только тут понял, что это из танка. Не знаю, куда он целил, но если в меня, то взял высоковато маленько... Танки не шибко спешат, небось знают, что против них у нас нет никаких средств, даже паршивой пэтээрки. Останавливаются нахально, водят головастыми башнями, ищут, куда пальнуть. И бьют, особенно по самому заводу, аж в мой окопчик нападало кирпичного крошева. Вот они поравнялись с полёгшими автоматчиками, те повскакивали, пристроились сзади, попрятались за броню. Они едут, а ты, как дурак, торчишь в своей ямке и ничего не можешь поделать. Вот тут и заползает в душу ознобная робость. А может, и к лучшему, ежли бы ранило. Ну, не сильно, а так, черкануло бы по плечу или ещё как... И поплывут, как тогда, по реке щепки и брёвна, пенька и окровавленные, изодранные в клочья шинельки... Вот этакие мысли забредают в голову, пока нечего делать. И я хватаю винтовку, зажимаю зубы и начинаю бить по своему танку в тупом расчёте, что, может быть, хоть одна пуля да залетит в какую-нибудь щёлку и врежет гаду между глаз.


[1]  (См. приложение № 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

Тема суда времени и исторической памяти в поэме                А. А. Ахматовой  ,,Реквием&rdquo...