Конспект урока по литературе "Проблемы нравственной памяти в рассказе В.П.астафьева "Фотография, на которой меня нет" 8 класс, IVчетверть
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 8 класс, 4 четверть

Тема: Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева       «Фотография, на которой меня нет»

Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.

2. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Оборудование: компьютер, презентация

Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ

2.Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Тема урока. Запись эпиграфа

Как много жёлтых снимков на Руси

 В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил

 Сиротский смысл семейных фотографий:

 Огнём, враждой

 Земля полным-полна,

 И близких всех душа не позабудет…

                                                                             Николай Рубцов

Как прекрасно устроен человек!

 Какой великий дар ему дан - Память.

                                                                             В.П.Астафьев.

–Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе(«Васюткино озеро»)

3.Сообщение ученицы об авторе (презентация)

Беседа по содержанию рассказа.

–Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

–Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

–Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

–В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)

4.Слово учителя:

–Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.

– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?

–Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.

–Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа? (Рассказ включает ряд эпизодов из прошлого. Эти  эпизоды, как страницы фотоальбома, листает в своей памяти герой.)

– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? (слайд)

5. Анализ текста

–Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

–Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

–Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька - друг) пересказ отрывка

–В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

–Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)

–Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

–Хорошая бабушка у Витьки?

–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

–Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

–Кто был инициатором этого события? (Учителя).

– Ребята, дайте определение слову «учитель» ( после ответов – слайд)

–Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово?

– Какое из определений больше соответствует образу учителя из рассказа?

( запись в тетради)

–Расскажите об учителях Виктора.

–За что жители деревни уважают учителей?( за нравственный пример и в поведении, и по отношению к людям)

–Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение). Чтение отрывков.

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию,» - сказал учитель.

Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

–Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

–С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя). Чтение отрывка

–Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй?( Именно в этот момент герой получил настоящий урок мужества)

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

–Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

–Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

–Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

–Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?

Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

–Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».

–А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

5.Подведение итогов.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

– О том, как быть добрым,

–О человеческой памяти,

–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

–О любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

–Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

6. Домашнее задание:

 подготовить рассказ о фотографии из семейного альбома, пользуясь памяткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...