Конспект урока по литературе "Проблемы нравственной памяти в рассказе В.П.астафьева "Фотография, на которой меня нет" 8 класс, IVчетверть
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 8 класс, 4 четверть
Тема: Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.
2. Выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.
3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.
4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.
Оборудование: компьютер, презентация
Домашнее задание: 1.Прочитать рассказ
2.Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и её лечение. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Тема урока. Запись эпиграфа
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
Николай Рубцов
Как прекрасно устроен человек!
Какой великий дар ему дан - Память.
В.П.Астафьев.
–Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе(«Васюткино озеро»)
3.Сообщение ученицы об авторе (презентация)
Беседа по содержанию рассказа.
–Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
–Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
–Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).
–В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)
4.Слово учителя:
–Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.
– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?
–Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.
–Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа? (Рассказ включает ряд эпизодов из прошлого. Эти эпизоды, как страницы фотоальбома, листает в своей памяти герой.)
– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? (слайд)
5. Анализ текста
–Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
–Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
–Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька - друг) пересказ отрывка
–В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
–Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
–Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)
–Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
–Хорошая бабушка у Витьки?
–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
–Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
–Кто был инициатором этого события? (Учителя).
– Ребята, дайте определение слову «учитель» ( после ответов – слайд)
–Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово?
– Какое из определений больше соответствует образу учителя из рассказа?
( запись в тетради)
–Расскажите об учителях Виктора.
–За что жители деревни уважают учителей?( за нравственный пример и в поведении, и по отношению к людям)
–Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение). Чтение отрывков.
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
“Я принёс тебе фотографию,» - сказал учитель.
Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
–Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
–С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя). Чтение отрывка
–Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй?( Именно в этот момент герой получил настоящий урок мужества)
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
–Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
–Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
–Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
–Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?
Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
–Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».
–А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
5.Подведение итогов.
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
– О том, как быть добрым,
–О человеческой памяти,
–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
–О любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
–Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
6. Домашнее задание:
подготовить рассказ о фотографии из семейного альбома, пользуясь памяткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение. 9 класс...
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....
Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...