Проект урока (ФГОС) по литературе 5 класс "Слепой музыкант"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_korolenko_slepoy_muzykant.docx32.06 КБ
Файл slepoy_muzanktt.pptx1.97 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Таблица 1.

Проект  УРОКА

ФИО (полностью)

Коновалова Елена Викторовна

Место работы

МОУ «СОШ №32»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

литература

Класс

5класс

Тема и номер урока в теме

Повесть  В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Предметная программа и её автор

Программа по литературе 5-9 классы (авторы Б.А Ланин, Л.Ю. Устинов)

Цель  урока

Образовательные:

 Формировать навык анализа прочитанного текста.

Совершенствовать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту, уметь приводить примеры из жизни ).

 Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки .

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Предполагаемый результат

Предметный: 

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).  

Уметь анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Работа по развитию речи: осознанно строить речевое высказывание, уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Метапредметный:

Уметь находить и обрабатывать информацию, обобщать услышанное и ставить учебную задачу.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие .(Регулятивные УУД).

Уметь слушать  и  понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Личностный:

Понимание определяющей роли художественной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Осознание эстетической ценности литературы, уважительное отношение к русской литературе, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры и стремление к речевому самосовершенствованию.

Достаточный объем словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Тип урока

Обобщающий

Необходимое оборудование

Текст, иллюстрации к произведению, презентация, АРМ, толковый словарь.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая учебная (проблемная) задача

Деятельность ученика, учителя

4

Средства

Результат

(Предметный;

 Позн., К., Р, Л.)

1

2

3

5

6

Организационный блок

1

Постановка учебных задач

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

уточнить тип урока;

- уточнить тематические рамки

Вводное слово учителя.

Выработка правил работы.

Схеме (Я – знаю, запомнил, смог)

Словесное

Слушают учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Мотивационный блок

2

Совместное исследование проблемы

:Актуализация имеющихся знаний:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 -мотивация к дальнейшей деятельности;

Учитель организовывает устный коллективный анализ высказывания Короленко « Человек рожден для счастья, как птица для полета?»

Учащиеся анализируют высказывание, доказывают  и аргументируют свою точку зрения.

Индуктор

Осознанно строят речевое высказывание, обсуждают учебную задачу и предметные способы решения.

3

Постановка цели

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Знать прочитанный текст.

Уметь приводить  примеры из текста  

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Информационный и аналитический блоки

4

Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Работа с текстами (учебник, «Толковый словарь»)

исследование

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Фиксируют в различных формах свои мысли, воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль.

Уметь находить информацию в разных источниках.

5

Исследова-

ние

Организовать поиск в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

 Концентрировать  знания, ассоциации, чувства учащихся; формировать умения оценивать явления и события, выражать свою позицию, взгляд на событие, предмет.

 Написание  даймонда, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Составляют «Даймонд»:

Счастье

3 сущ.: радость, общение, успех, здоровье

3 прил.: радостный, веселый, милосердный

3 глагола: приходит, общаться, играть

1 фраза: Человек рожден для счастья.

Смысловой синоним к фразе: Человек рожден для счастья , которое невозможно без дружбы.

1 фраза: Дружба помогает в трудную минуту.

3 глагола: заботится, помогает, интересуется

3 прил.: крепкая,   счастливая, верная,

3 сущ.: общение, радость, игра, доверие

Дружба

«Даймонд»

Уметь находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Даймонд – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

6

Стадия

Ос

мысле

ния

Соотнести новую информацию с собственными знаниями (представлениями), формировать умения устанавливать  смысловые и логические связи, работать непосредственно с текстом в группах.

Учитель организует самостоятельную и практическую  работу в группах. Учащиеся работают с карточками, составляют таблицу.

Повесть Короленко «Слепой музыкант»

Знаменитости с ОВЗ(ограниченными возможностями в здоровье)

Спортсмены паралимпиады

Сочи 2014

герой

Слепой Петруся

Слепой Моцарт

Глухой Бетховен

ЛЫ́СОВА Михалина и др.

с нарушением зрения

Какой путь  в жизни   выбирает?

пианист

музыканты

Спортсмены

лыжные гонки и биатлон

Можно ли сказать, что из беспомощного человека с ОВЗ(слепого) герой превратился в сильного и самостоятельного человека?

да

да

да

Как герою удалось преодолеть душевную боль-отчуждение от людей и мира?

Забота, внимание близких людей, дружба с Эвелиной.

Забота, внимание близких людей, дружба,  семья

Забота, внимание близких людей, дружба, семья

Дополните таблицу своими примерами-знаменитостями с ОВЗ ( из  приготовленного д/з)

«Разрыв»

Презентация

таблица

Уметь получить  новую информацию активными способами, установить  новые смысловые и логические  связи, работать непосредственно с текстом в малых группах, со всеми вместе.

Оценочный блок

7

Применение общего способа действия для решения  частных задач.

Стадия размышления.

Коррекция отработки способа

проверить умение ориентироваться в тексте,  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки,

Организует взаимоконтроль групп с коррекцией составления сопоставительной таблицы и самопроверкой.

Учащиеся пишут сочинение-рассуждение по составленной фразе методом «Даймонда»:

 Человек рожден для счастья, которое невозможно без дружбы.

Учащиеся читают свои работы (по желанию)

Дискуссия

Творческая работа

монолог

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки .

Рефлексивный блок

8

РЕФЛЕКСИЯ

Формировать умение обобщить полученную информацию, анализировать  процесс изучения материала, собственного отношения к изучаемому материалу .

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Организует рефлексию. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности и выберите фразу, которой можно завершить урок, аргументируйте свой выбор.

1.«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».(М.Пришвин)

2. Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле.( Владимир Иванович Немирович-Данченко)

3. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

Рефлексия своих действий

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Рекомендуемая литература:

1. В.Короленко   «Слепой музыкант».

2. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. – М.: Просвещение, 2009.

3. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Академия, 2008.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.

5. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаменитости с ОВЗ Выполнила: Коновалова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы,МОУ «СОШ№32»

Слайд 2

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера « Фиделио ». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).

Слайд 3

Маресьев , по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов Летчик Алексей Маресьев , по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.

Слайд 4

Паралимпийцы 2014 ЛЫ́СОВА Михалина Анатольевна (р. 29 марта 1992, Нижний Тагил, Свердловская область) — выдающаяся российская спортсменка с нарушением зрения ( паралимпийские лыжные гонки и биатлон). Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира и Европы. Участница Паралимпийских игр в Ванкувере-2010 и Сочи-2014. Четырехкратная паралимпийская чемпионка, пятикратный призер паралимпиад (три серебряных и две бронзовых медали). Ведущий — Алексей Иванов.

Слайд 5

Фразы: 1.«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».(М.Пришвин) 2. Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле. ( Владимир Иванович Немирович-Данченко) 3. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

Слайд 6

Источники: http://alexzgr1970.livejournal.com/1094133.html http://www.olympic-champions.ru/paralympic/sochi-2014/medalists/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме "Проценты" в рамках ФГОС

Проект урокаПредмет: математикаКласс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применя...

Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Роль картин природы  в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг» (литература, 6 класс) ...

Междисциплинарный проект по русскому языку, литературе и математике в рамках опережающего введения ФГОС 2 поколения

Август 2013 года. Выступление на секции учителей русского языка и литературы "Междисциплинарный проект по русскому языку литературе и математике"....

проект урока ФГОС география 5 класс

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе....

Технологическая карта урока ФГОС по литературе 5 класс "Ночь перед Рождеством" УМК Москвин

Представляю технологическую карту урока ФГОС. УМК Москвин, первая часть учебника к уроку литературы в 5 классе. Тема: "Ночь перед Рождеством".На мой взгляд, данный вид планирования наиболее полно...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...