проект урока ФГОС география 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему
открыть это в себе.
Г. Галилей
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают – значит, это кому – нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! В. В. Маяковский
Проект урока по ФГОС в 5 классе по теме "Мир звёзд" разработан в рамках курсовой подготовки на курсах повышения квалификации в декабре 2013 года. Урок отвечает всем современным требованиям системно - деятельностного подхода, лежащего в основе формирования УУД учащихся, которые придут в массовую школу с 2015 года. Надеюсь, что данная авторская разработка найдёт отклики среди учителей, буду рада помочь всем заинтересованным и увлечённым педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya_v_5_klasse_sabataeva_a.a.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока природоведения в 5 классе.
Тема «Мир звёзд».
Ф.И.О.: Сабатаева Алла Анатольевна
Место работы: МБОУ «Верх – Обская сош имени М. С. Евдокимова» Смоленского района
Должность: учитель
Предмет: биология, география
Тема и номер урока в теме: «Вселенная» - 13 урок в теме.
Базовый учебник: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС. Авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
Цель урока:
обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о звёздах (форме, составе, размерах, состоянии, количестве, удалённости от Земли).
Задачи:
А) создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных; навыков работы с разнообразными источниками информации (текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом); умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий.
Б) развивать любознательность, эмпатию (вживание в образ).
В) воспитывать эмоционально – ценностное отношение к миру.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Формы организации работы учащихся: парная, групповая.
Средства обучения: карта звёздного неба, магнитная доска, изготовленные заранее учениками модели звёзд, различающихся по температуре и цвету, плакат с эпиграфом:
Литература:
1. Вселенная /Текст/: наглядный атлас. – М. : Слово, 2001г.
2. Дитрих А. Почемучка /Текст/ - М. : Педагогика – Пресс, 1992г. – стр. 69-71.
3. Краткая история изучения звёзд /Эл. ресурс/ // Астронет. – Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1222187/sect04.html
4. Плешаков А.А. Природоведение. 5 кл. /Текст/ - М. Дрофа, 2002г., стр. 34-39.
5. Хауэлл Л. Земля и космос /Текст/ - М. Росмэн, 2003г. – стр. 12-13
Структура и ход урока.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. Организационный этап. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке) Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока. | Проверка готовности рабочего места ученика и учителя | |
1. Контрольно – оценочный этап а/ взаимопроверка; б/ проблемный вопрос | На доске: Группа А. - Что такое астероид? - Что вы знаете о метеоритах? Группа Б. - Каково строение кометы? - Что такое метеор? Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу. Предлагает другой паре осуществить взаимооценку. После комментария в журнал выставляются оценки. - Можно ли наблюдать метеоры на Луне? | Дети в парах осуществляют взаимопроверку. Взаимооценка. Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок. Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации. | Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. | Осознанно использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные: умение ставить проблему | |
2. Мотивационно – целевой этап: а/ определение темы урока; б/ целеполагание | Диалог с учащимися: 1. Перечислите все известные нам космические тела. 2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы? 3. Что мы сегодня будем изучать на уроке? 4. Какова тема урока? На доске вывешивается карта звёздного неба и плакат с эпиграфом. Учитель наизусть выразительно читает слова эпиграфа. Диалог с учащимися: - Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? - Как вы их понимаете? - Согласны ли вы с автором? - Как вы относитесь к звёздам? - Нужно ли их изучать? - Что вы хотели бы узнать о звёздах? - Какие источники информации мы будем использовать? | Каждый ученик называет не более одного небесного тела. Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь. В диалоге должны принять участие как можно больше детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было. Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах? Какие и для чего? (личностная значимость знаний). | Формирование мотивационной основы учебной деятельности Смыслоопределение. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Формулирование темы и цели урока | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи. Высказывание суждений, подтверждение их фактами |
3. Организационно – деятельностный этап: а/ определение понятия «звёзды» б/ составление плана изучения звёзд в/ самостоятельная работа в малых группах г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) г/ выступление учащихся | 1. Понятие о звёздах. Учитель предлагает дать детям собственное определение. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске: Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Давайте составим по этому определению план изучения звёзд. О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д. Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд? Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы? Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе? Выберите задания и приступайте к работе (5 минут). Учитель читает стихи: *А над морем чайки кружат, *Мы теперь плывем по морю *Поглядите: чайки важно *Сядьте, дети на песок, Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ. | Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт. Дети записывают определение в тетради. Устно составляют план (он записывается на доске): - температура, - размеры, - состав, - форма, - удалённость от Земли. Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы. После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе. Выполняют физические упражнения Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её. Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления. | Формирование устойчивого познавательного интереса Самоопределение в условиях работы в парах или в группе Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием Умение вести самостоятельный поиск Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
4. Рефлексивно – оценочный этап. | Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду). Можно предложить вопросы – ориентиры: - Как меня называют? - Где я нахожусь? - Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.) - Как я себя чувствую в космическом пространстве? - Что меня ждёт в будущем? Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса. | В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют. Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах. Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя. | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Умение систематизировать знания по теме. | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием | |
5. Задание на дом. | Учитель комментирует д/з: а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля; б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию; в/ для любознательных – составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу. | Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам. Записывают д/з в дневник. | |||
6/ Заключение. | Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | Эмоционально - ценностное отношение к изучаемой теме. | Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. |
Дополнительное оборудование к уроку:
1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь, зелёные – готов отвечать,
2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо, грустный – нет удовлетворения от урока
3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса
Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составить конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 6 класса с учётом требований ФГОС...
проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса
На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составлен конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 5 класса с учётом ФГОС....
Проект урока биологии 5 класс по ФГОС
Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....
Проект урока "Гидросфера". География 5 класс.
Проект урока по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: ГИДРОСФЕРА....
Урок ФГОС 5 класс "Параллели и меридианы",презентация у уроку
Урок ФГОС погеогафии в 5 классе по теме "Параллели и меридианы"5 класс...
Проект урока по географии «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Ознакомиться с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды,с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, выявить главные пути решения проблем охраны окружающей сред...