Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных эпох. В нем отражены произведения Шекспира,Ахматовой, Маяковского. Шолохова. Цоя и других авторов, отобраны те отрывки и стихи, отражающие самые важные понятия в нашей жизни : любовь, доброта. патриотизм. мужество, счастье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной «В стране литературной»
Цель: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных поэтов и писателей, через знакомство с поэзией, музыкой и танцами пробудить желание читать художественные произведения; повысить мотивацию самосовершенствования как в эстетическом, так и в интеллектуальном плане.
Аудитория: 8-10 класс.
План:
1) Колыбельная из мультфильма «Умка» (исполняется вживую)
2) В.Маяковский «Что такое хорошо…»
3) Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
4) Шекспир сонет 141 (танец под музыку Нино Рота из фильма «Ромео и Джульетта»)
5) Отрывок из фильма «Война и мир»: бал Наташи Ростовой, танец в исполнении учеников, монолог о любви кн. Андрея и Пьера
6) Э.Асадов «Доброта»
7) А.Ахматова «Мужество»
8) М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»
9) Отрывок из фильма «Судьба человека»: А. Соколов признается Ване. что он его отец.
10) Р. Рождественский «Человеку надо мало»
11) В. Цой "Кукушка" –песня исполняется вживую
Сценка внука и деда. Внук сидит за компьютером, на столе валяются диски, банки из-под колы, конфеты и бумажки; увлеченно играет, не слышит родителей, стоящих рядом. Заходит дедушка (в берете, очках, шарфе, плаще, в руках трость и книга), стучит по плечу внуку, тот отмахивается, и дед выдергивает шнур из розетки.
Дед: не тем занимаешься, внук мой, чтобы стать человеком надо много читать, а ты, к сожалению, совсем не читаешь. Я хочу познакомить тебя с творчеством великих поэтов и писателей, открыть дверь в страну литературную.
Рождаясь, ребенок с первых дней не только слышит голос мамы, но и познает мир через колыбельную (ученица исполняет колыбельную)
Колыбельная Медведицы. (Мультфильм)
Ответная реакция мальчика: безразличие.
Дед: А вот чтобы ребенок знал, что такое хорошо и что такое плохо, известный русский поэт – футурист серебряного века Владимир Маяковский написал: *слайд: портрет Маяковского*, ученик читает Владимир Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Дед: Говорят, труд сделал из обезьяны человека, а Николай Заболоцкий советует всем не позволять душе лениться.
Не разрешай ей спать в постели
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Мальчик: Понятно. Они что, только о труде писали?
Дед: Конечно, нет. Все чувства человеческие им подвластны. Еще в 16 веке английский поэт и драматург Уильям Шекспир создал удивительную трагедию о первой любви Ромео и Джульетты и замечательные сонеты.
Музыка из фильма« Ромео и Джульетта», отрывок из фильма. На этом фоне ученик читает сонет
Шекспир. Сонет 141
Мои глаза в тебя не влюблены, -
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно.
Ушей твоя не услаждает речь.
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья.
И все же внешним чувствам не дано -
Ни всем пяти, ни каждому отдельно -
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно.
В своем несчастье одному я рад,
Что ты - мой грех и ты - мой вечный ад.
Дед: А так русский писатель Лев Николаевич Толстой представил историю первой любви Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского в романе «Война и мир». *включается фильм*
Сценка: Наташа в ожидании кавалера, Пьер просит Андрея пригласить ее на танец.
Отрывок из фильма «Война и мир»- гости прибывают на бал и Наташа Ростова. Музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгения Доги, Наташа и кн. Андрей исполняют танец. По окончании князь подходит к Пьеру и говорит
Андрей: Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое у меня было прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где её нет, там все уныние и темнота... Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив...
Дед: Так литература передает чувства человека. Но иногда в жизни что-то плохое случается, тем не менее никогда не надо опускать руки. А советский поэт Эдуард Асадов считает, что доброта и умение прощать всегда помогут оставаться счастливым.
Эдуард Асадов «Доброта»
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
Мальчик: Красивые слова…
Дед: О, друг мой, слово не только красиво звучит, слово способно изменить человека. В военные годы патриотические стихотворения поднимали боевой дух целой роты, армии, страны. Вспомнить, к примеру, стихотворение Анны Ахматовой о мужестве.
Анна Ахматова
«Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Мальчик: Дедушка, а расскажи еще что-нибудь о войне…
Дед: Не я тебе поведаю о том, как тяжело далась победа русскому народу, а Михаил Исаковский. который написал строки, передающие трагичность войны. (Читают юноша и девушка в солдатской форме)
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел..."
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам..."
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил..."
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Мальчик: Жалко солдата. А как он дальше? Без семьи?
Дед: Самое главное – не разочаровываться в жизни, прощать обиды, смотреть только вперед, надеясь на лучшее, находить возможность сделать не только свою жизнь, но и жизнь другого человека счастливее. Вот как об этом написал М. Шолохов в рассказе «Судьба человека».
Фильм «Судьба человека»- отрывок: признание А.Соколова, что он и есть отец мальчика.
*в это время по сцене проходят Соколов и Ванюшка*
Мальчик: Хотелось бы, чтобы у них было все хорошо.
Дед: И правда, дом и семья играют важную роль в жизни человека.
Звучит стихотворение
Роберт Рождественский
* * *
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..
Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
1973
Дед: А сейчас я хочу познакомить тебя с кумиром сегодняшней образованной молодежи, таким является и Виктор Цой – поэт, музыкант и актер. Его жизнь трагически оборвалась в 1990 году, когда ему было 28 лет.
Но его творчество, его искренность и открытость покорили сердца миллионов людей и превратили его в живую легенду, которая до сих пор остается в нашей памяти. Его голос стал голосом целого поколения. (Исполняется песня вживую)
Кукушка
Песен ещё ненаписанных
Сколько, cкажи, кукушка, пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Камнем лежать или гореть звездой, звездой.
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох, дай и огня,
Вот так.
Кто пойдёт по следу одинокому,
Сильные да смелые головы сложили
В поле в бою.
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме да с твердой рукой
В строю, в строю.
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох, дай и огня,
Вот так.
Где же ты теперь, воля вольная,
С кем же ты сейчас ласковый рассвет
Встречаешь, ответь.
Хорошо с тобой да плохо без тебя,
Голову да плечи терпеливые
Под плеть, под плеть.
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох, дай и огня,
Вот так.
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох, дай и огня,
Вот так.
Мальчик: Вот это даа, мощно! Красиво! Я потрясен!
Дед: Цой был не единственным, кто в своем творчестве отразил дух времени, стал неким пророком для поколений. Об этом и сказал ныне живущий поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «Поэт в России – больше, чем поэт».
Е. Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт»
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...
Мальчик: Да, дедушка, теперь я понимаю, как литература важна! Она учит размышлять, чувствовать, да и вообще – жить! Теперь я обязательно буду читать!
Дед: Хорошо, что ты понял это, теперь я хочу подарить тебе книгу стихов. Читай и будешь настоящим человеком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Китай - страна, удивляющая мир"
Урок проведен в форме дебатов....
Методическая разработка сценария ВИТАМИННАЯ СТРАНА
Предлагаю вашему вниманию сценарий игры-викторины для учащихся начальной и средней (5 класс) школы....
Методическая разработка "Путешествие по стране здоровья"
Данная методическая разработка представляет собой преобразование материалов учебного пособия "Букварь здоровья (авторы: Баль, Ветрова) в цикл из восьми занятий для детей младшего школьного возраста. Н...
Методическая разработка "Путешествие в страну здоровячков"
Воспитательное мероприятие по программе "Здоровый образ жизни" для учащихся 1-2 классов...
Методическая разработка урока Тема: Страна изучаемого языка – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Урок в 6 классе построен в своответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Урок базируется на технологиях личностно – ориентированного и системно – деятел...
Методическая разработка по географии стран Западной Европы
Творческое задание для учащихся 10-11 классов в рамках подготовки к олимпиадам по географии. Задача: подобрать кажой стране по две характеристики из предложенного списка....
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps
Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...