Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
методическая разработка по биологии по теме

Николаева Ирина Сергеевна

 

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произведениях, так и в "Дневниках", которые сам писатель считал главной книгой своей жизни. Свои "Дневники" Пришвин вёл на протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год. Последняя запись датируется за несколько дней до смерти писателя, наступившей 16 января 1954 года. В дневниковых записях - наблюдения и размышления думающего русского интеллигента, в них - наблюдения над природой, человеком, самим собой, над временем. Творчество Михаила Пришвина проникнуто глубоким экологическим смыслом. "Для иных природа, - считает писатель, - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты". Эти мысли остаются актуальными и по сей день. Так же внимательно, как к природе, Пришвин относился к человеку и обществу. Уже после смерти появилось такое понятие, как "экология души", хотя многие страницы пришвинской прозы посвящены именно экологии человеческих душ. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на произведения литературы. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prilozhenie_1_k_scenariyu.zip2.93 МБ
Файл scenariy.docx22.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Подписи к слайдам:

«
Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.»
Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть
непривычное –свойством настоящего художника и философа.
Литературно-музыкальная композиция «Экология души
и экология
природы», посвященная 140-
летию
со дня рождения М.М. Пришвина
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Давайте наши души вместе сохраним
Тогда и на Земле мы сами сохранимся!
«Я переполнен счастьем , мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно …»


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

    повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

        

Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

Чтец 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!

Чтец 2:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.

Пришвин:

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — все это части разбитого единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.

Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.

Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».

Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.

Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное

У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!

Чтец 2:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

Чтец 1:

Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.

 Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Читают реп. (Слайд19)

1 куплет.

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака

 Припев.

Этот мир был подарен

Миллионы лет назад

Сохранить природу нашу 2 раза

Просим всех ребят

2 куплет.

На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес на зеленые поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля.

 Припев.

Чтец 2:

А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.

Пришвин

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Все участники исполняют песню «Давайте сохраним».   (Слайд 22)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

 

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

 

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

 

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

 

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...

Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."

На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...

Методическая разработка литературно-музыкальной беседы "Город славы боевой" к 80-летию Дня Освобождения Воронежа

Литературно-музыкальная беседа, направленная на патриотическое и краеведческое воспитание...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Память нашу не стереть с годами"

Данна методическая разработка будет полезна в работе классного руководителя, учителя истории....