Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданова Марина Михайловна стремились организовать свободное общение на литературном материале, “живой диалог на равных”.

Искренними и эмоциональными были выступления участников гостиной – студентов-первокурсников. Стихи русских и зарубежных поэтов в их исполнении приобрели новое, неповторимое звучание. Трудно переоценить важность таких встреч: здесь царят свобода творчества и позитивный настрой. А это мощная мотивация для того, чтобы стремиться сюда вновь и вновь, становиться настоящими звёздами колледжа!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-m_gostinaya.docx29.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

Новосибирский авиационный технический колледж
имени Б.С. Галущака (отделение радиоэлектроники)

                                  Методическая разработка

Тема:   Литературная гостиная,                           посвященная Всемирному дню поэзии

     «Стихи растут, как звёзды и как розы…»

                                     Новосибирск, 2021 г.

Литературная гостиная

«Стихи растут, как звёзды и как розы…»    

Руководящая идея:

создание позитивного творческого пространства для воспитания, общения и развития студентов колледжа.

Коммуникативная цель:

формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством.

Когнитивная цель: расширение литературного образования.

Морально-этическая цель: формирование национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма; усвоение гуманитарного потенциала искусства, воспитание любви и уважения к литературе и духовным ценностям отечественной и зарубежной культуры.

Задачи:

  • помочь обучающимся осознать свои возможности;
  • создать условия для оптимального развития юношей и девушек, стимулировать самосовершенствование личности;
  • способствовать самовыражению ребят, укреплению самооценки и социализации обучающихся.

Форма работы: заседание клуба «Литературно-музыкальная гостиная».

Методы работы: художественная декламация, исполнение романсов, литературная игра (викторина), неформальная коммуникация.

Оформление: презентация, видео- и аудиоматериалы, поэтические листовки, афиша, роза – символ гостиной.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие́?

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.

                                                                                                    Марина Ивановна Цветаева

Здравствуйте, дорогие ценители и любители поэзии! Без преувеличения скажу: здесь собрались люди с хорошим вкусом, ибо душа ПОЭЗИЕЙ жива!

Давайте будем совершать открытия  прямо сейчас! Как говорил Николай Бердяев, «в красоте нужно жить, чтоб узнать её». Поэзия, несомненно, есть КРАСОТА, благословенная часть жизни людей. По крайней мере, тех, кто присутствует в этом зале. Да, стихи растут подобно звёздам! А звёзды – звёзды нашего колледжа – растут благодаря животворному роднику поэзии. И не только растут, но и совершают маленькие подвиги, ведь преодоление своих страхов и комплексов – это подвиг, пусть и незаметный для окружающих. А символ сегодняшней гостиной – вот эта прелестная роза.

Звучит музыка.

Микаэл Таривердиев. Стихи Андрея Вознесенского «Не исчезай».

1. Стихи не должны исчезать из нашей жизни, ибо поэзия – это форма любви, по словам Михаила Михайловича Пришвина, писателя с целомудренным и чистейшим русским языком. А о любви написано множество чудесных строк. Марина Ивановна Цветаева «Мне нравится, что Вы больны не мной» читает (фамилия, имя студентки).

2. По мнению Франца Кафки, кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет. Думаю, надолго останутся молодыми участники нашей встречи.                                                Слово - (фамилия, имя студента). «Давайте восклицать!» Б.Ш. Окуджава.

3. В одно окно смотрели двое.

   Один увидел дождь и грязь.

  Другой — листвы зелёной вязь,

  Весну и небо голубое.

  В одно окно смотрели двое. /Омар Хайям/

Давайте посмотрим в окно вместе с (фамилия, имя студента)!

Сара Тисдэйл «Будет ласковый дождь».

4. «От слов и ум к высотам устремляется и возвышает человека», - эти слова Аристофана в полной мере можно отнести к чудесным стихам  Булата Шалвовича Окуджавы. Слушаем (фамилия, имя студента). («В нашей жизни прекрасной и странной»)

5. Стихи не пишутся – случаются,

    Как чувства или же закат.

    Душа – слепая соучастница.

    Не написал – случилось так.

Андрей Андреевич  Вознесенский, чьи стихи я только что прочла, экспериментировал в области художественной формы. Он создавал "видеомы",                    в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным. Я предлагаю воспользоваться открытием гения и создать мысленный  видеоряд, или, если хотите, эмоциограмму,  к следующему стихотворению. Константин Симонов «Жди меня». Встречаем (фамилия, имя студента).

6. Поэзия — музыка души, по мнению Вольтера. Послушаем её вместе с (фамилия, имя студентки). Конечно же, вы легко узнаете этот поэтический шедевр и его автора!

(А.С.Пушкин «Письмо Татьяны к Онегину»)

Нашу встречу продолжит чудесный романс Владимира Качана на слова Леонида Филатова «Пушкин».

7. Наверное, чаще всего стихи пишут девушки. А поэтами чаще становятся мужчины. Я хочу предоставить слово (фамилия, имя студента). Он прочтёт стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

А сейчас поэтическая викторина:

1. Кто был инициатором этого праздника – Всемирного дня поэзии?

В 1938 году ТессаСуизиУэбб, американская поэтесса штата Огайо, выступила с инициативой учредить День поэзии 15 октября — день рождения Вергилия, древнеримского поэта. К 1951 году Национальный день поэзии был признан 38-ю штатами США и Мексикой, а впоследствии стал всемирным.
Вопрос о праздновании был рассмотрен ЮНЕСКО. Большое внимание уделили роли поэзии для поддержания языкового разнообразия, сохранения исчезающих языков, а также объединения людей разных культур. Новой датой, утвержденной в 1999 году на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, стало 21 марта.

2. Из какого языка к нам пришло слово ПОЭЗИЯ и что оно означает? Заимствование из французского, где poesie восходит к латинскомуpoesis, восходящему в свою очередь к греческому poiesis, образованному от глагола poiein — «делать, творить».Греческое «poiēsis» и латинское «поэзис» значили в буквальном переводе «творение»

3. Перенесемся во времена раннего Возрождения (Проторенессанса) - Италия, 14 век: он посвятил ей 336 сонетов,  пронеся через всю жизнь платоническую любовь к своей возлюбленной, хотя она была замужней дамой и многодетной матерью, и продолжал воспевать после ее смерти. Назовите их имена.

Петрарка и Лаура

4. Как известно, гадание в прошлом было очень популярным явлением, которым не брезговали даже самые просвещённые умы России. Однажды клиентом модной петербургской гадалки Александры Филипповны Кирхгоф стал известнейший русский литератор, которому она предсказала долгую и счастливую жизнь, предупредив, однако, что на 38-м году ему следует опасаться «белой лошади или белой головы». Сбылось ли предсказание гадалки, и кто был её клиентом?

А.С.Пушкин был убит на 38-м году жизни блондином Жоржем Дантесом

5. Хорошо ли вы знаете классику? Продолжите строчку из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина: «Чем меньше женщину мы любим, ….»

«Тем легче нравимся мы ей»

6. Книги какого великого поэта и драматурга в Британии занимают второе место по цитируемости после Библии?

У. Шекспира

7. Представители английского романтизма: Блейк, Байрон, Шелли, Китс -  оказали влияние на поэтов разных стран. Кого называли «русским Байроном»?

М.Ю. Лермонтова

8. Процитируйте строки из великой поэмы «Фауст» И.В. Гете, которые означали для главного героя одновременно восторг жизнью и ее конец.                                         «Остановись, мгновенье, ты прекрасно…»

9. Обратим свои взоры на Восток. Как называется стихотворение, где всего три строки и 17 слогов?

Хокку - японское трехстишие

10. Еще древнеримские поэты начали эксперименты с формой стиха, его рисунком, например, строки располагали в форме креста, крыльев, звезды или ромба. А как называется стихотворение, первые буквы строчек которого образуют слово или даже фразу?

Акростих

11. В чём секрет отрывка стихотворения Велимира Хлебникова:

Сетуй утес!

Утро чорту!

Эти стихи – палиндром. Их можно читать слева направо и справа налево

12. Какой русский поэт является самым переводимым на другие языки мира, по данным ЮНЕСКО? Особенно он пришелся по душе вьетнамцам!

Сергей Есенин – более, чем на 150 языков

13. Прочитав его стихотворение «В дороге», критик В.Г. Белинский воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?» Назовите поэта.

Н.А. Некрасов

14. Называться «поэтом» - великая честь! Ведь это не профессия, а призвание, состояние души, дар божий! А вот слово «поэтесса» – совсем не то! Какие известные русские женщины-поэты не признавали слово «поэтесса»?

Марина Цветаева, Анна Ахматова

 15. Многие поэты ищут вдохновение и темы для творчества в путешествиях, в экзотических странах, а с ним это произошло на даче в подмосковном поселке на Акуловой горе. О ком речь?

В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

16. Когда этот молодой актер впервые пришёл на кинопробы «Мосфильма» и спел под гитару свою песню, ему заявили, что с таким голосом он никогда не станет певцом. Впоследствии его песни звучали из всех динамиков страны. Назовите его.

В. Высоцкий       

 

 (Награждение за правильные ответы)

8. Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. В этом Марк Туллий Цицерон прав. А в чтении стихов внутренний мир раскрывается наиболее полно. Слово  (фамилия, имя студента) - Сергей Александрович Есенин «Заметался пожар голубой…»

9. «Где красота и жизнь, там и поэзия», – утверждал  Иван Сергеевич  Тургенев. Безусловно, проникновенные строки Редьярда Киплинга – лучшее тому подтверждение. Стихотворение «Четыре цвета глаз» читает (фамилия, имя студента).

10.  Шекспир утверждал, что «весь мир театр, а люди в нём актёры, и каждый там свою играет роль». Некоторые играют роли постыдные, совершая неприглядные поступки. Именно этой мысли посвящено стихотворение «Мачо» Александра Розенбаума. Встречаем (фамилия, имя студента).

11.  Абсолютно гениальна, на мой взгляд, мысль Николая Алексеевича Некрасова: в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. Добавлю: и музыкой. Слушаем (фамилия, имя студента). (Егор Бортник, Александр Уман «Серебро». Из репертуара группы «БИ-2»)

12. Поэзия – вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества. Послушаем замечательные строки о любви - (фамилия, имя студентки) - «Я могу тебя очень ждать». Стихи Эдуарда Асадова.

Сегодня все  мы  стали участниками творческой встречи. Нам хотелось бы, чтобы вы оценили нашу гостиную. Передавая наш символ – розу – скажите несколько слов, создайте вашу эмоциограмму сегодняшнего общения. Ваш отклик очень важен для нас!

Талантливый поэт Леонид Петрович Дербенёв утверждал:

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид.

А для звезды, что сорвалась и падает,

Есть только миг - ослепительный миг.

Действительно, у звезды, что сорвалась и падает, есть один ослепительный миг. А у наших звёзд эти мгновения случаются тогда, когда они дарят нам своё сияние, своё творчество. Вот наше замечательное созвездие – созвездие поэтических душ! Каждый из них достоин награды! (Вручение медалей).

Делиться вечным никогда не поздно.

Дни без поэзии обыденно сухи.

Да, прав поэт – стихи растут, как звёзды.

Пусть наши звёзды светят, как стихи!

Этими несовершенными своими виршами хочу завершить совершенное наше общение.

Спасибо вам за со-чувствие, со-переживание, со-единение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы "Память нашу не стереть с годами"

Данна методическая разработка будет полезна в работе классного руководителя, учителя истории....