План-конспект урока: "Чичиков в гостях у Коробочки"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока - проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chichikov_u_korobochki.docx | 26.03 КБ |
chichikov_u_korobochki.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО Марканичева Елена Владимировна
Предмет литература
Класс 9
Тема: Чичиков в гостях у Коробочки
Базовый учебник
Тип урока: урок-исследование
Цели:
- содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.
- деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.
Оформление доски:
- Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)
Салоп – женское верхнее одеяние;
Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;
Заседатель – выборный член суда;
Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром
Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | 1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске. 2. Чтение эпиграфа (Слайды 1-2) Зачем автор рассказал о Коробочке? В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже? | Подготовка к уроку, организация рабочего места. Размышляют над смыслом эпиграфа. | Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция РУУД: принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения |
Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня) | Эмоционально настраивает учащихся. Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу. | Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают. | Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста. КУУД: соблюдение правил речевого поведения |
Основные черты характера Коробочки. Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души» | 1.Вступительная беседа. Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю? Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков? 2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки» 3. Исследование текста Слово для выступления группам учащихся. Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки. 4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость. Проблемный вопрос: -А что же обозначает фамилия Коробочка? | Ответы уч-ся: Платье Чичикова высушено и вычищено. - перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул. - предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство) Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство). Переносят таблицу в тетрадь. Выступления учащихся. 1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты) Вывод группы: Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни. (Слайды № 5-7) 2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование) Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве. В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа. 3 группа. Деревня Коробочки. «За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две». (Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка). 4 группа. Речь Коробочки Заполняют первые три строки таблицы. Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе. Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек | ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания. КУУД: сотрудничество с учителем ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения. КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания, Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения. РУУД: оценка правильности выполнения задания. Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного. ЛУУД: моральная оценка героя |
Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер) Сцена торга | Вопросы к просмотренному фрагменту. - Как в фильме создается образ Коробочки? - Какие качества героини проявились в сцене торга? - После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро. Чем же уморила Коробочка Чичикова? - Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже? | Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки) Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством. Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» - дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек. Обращаются к презентации (слайд 8-9) Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.) | ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ. ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино. КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей. ПУУД: построение суждения об объекте. ЛУУД: моральная оценка героя |
Сцена обеда | Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить. Обращается к слайду № 10. - Какая черта характера при угощении проявляется? | Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд. Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля) (Хлебосольство, гостеприимство). | ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения. КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей. |
Итоги урока | Обратимся снова к эпиграфу урока. Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, - это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость. Давайте заполним последнюю строку таблицы: почему Коробочка «мертвая душа» Слайд № 11 Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них». Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию. | Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов: «Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки. Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой» | РУУД: осознание учащимся того, что усвоено. ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом. ПУУД: обобщение, систематизация |
Домашнее задание | Комментарий домашнего задания. Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план таблицы (задания по группам) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь
помещик речь Кластер
Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?
«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»
- А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! - С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь
«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».
Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему "Правила приема и приглашения гостей.
Правила приема и приглашения гостей....
План- конспект урока музыки. Тема: Осень в гости к нам пришла.
Открытый урок. 1 класс....
План-конспект НОД для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лесовичка" из опыта работы "Логоритмика в детском саду"
Сюжетно-тематическая организация данной НОД позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. ...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"
Бессмертная поэма Гоголя вызывает сейчас большой интерес благодаря образу Чичикова, предприимчивого авантюриста, не унывающего ни при каких обстоятельствах....
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"
Путешествие авантюриста Чичикова . Его предприимчивость, находчивость , оптимизм вызывают симпатии у современного школьника Коробочка - одна из помещиц, котоую посещает Павел иванович...
План-конспект на тему: Изготовление коробочки способом сгибания бумаги «Подарочная коробочка».
Использование техники оригами....