Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"
презентация к уроку (9 класс) на тему

Бессмертная поэма Гоголя вызывает сейчас большой интерес благодаря образу Чичикова, предприимчивого авантюриста, не унывающего ни при каких обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._v._gogol.pptx153.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души» Чем больше я обдумывал моё сочинение , тем больше видел , что не случайно следует мне взять характеры , какие попадутся, но избрать одни те , на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские , коренные свойства наши

Слайд 2

Урок –исследование по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» 9 класс «Чичиков у Коробочки» Учитель Колбасова Н.Ф.

Слайд 3

Чичиков в гостях у Коробочки В ряду помещиков Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о её прошлом , семье. Что же «истинно русского , коренного»в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею «мертвых душ»?

Слайд 4

Анализ главы №3 исследование материала Усадьба, дом, хозяйство застолье многое нам расскажут о Настасье Петровне Как Чичиков попал в гости к Коробочке? Как характеризует её описание деревни? Как встретили Чичикова? Какой прием был оказан случайному гостю? Проснувшись рано утром , Чичиков огляделся . Давайте вместе с ним увидим значимые предметно- бытовые детали

Слайд 5

Работа в группах Р 1 группа - комната Коробочки. 2 её портрета ( ночью и утром) 2 группа - Хозяйство ( вид из окна ) 3 группа - Деревня . Как живут крепостные крестьяне?

Слайд 6

Выводы 1 группа : Коробочка бережливая хозяйка, хранит распоротый салоп , обои в комнате старенькие , зеркала старинные. Неожиданный гость застал её врасплох. Утром она предстала в более приличном виде . Фланель на шее говорит о её возрасте , о замкнутом домашнем образе жизни в глуши

Слайд 7

2 группа Сеть на фруктовых деревьях , чепец на чучеле – самые значимые детали , т.к. у Коробочки до всего доходят руки , ничто не пропадает в её хлопотливом хозяйстве

Слайд 8

3 группа Описание деревни Коробочки говорит само за себя : она всех приучила к порядку . Хорошая бережливая хозяйка. Крестьяне живут лучше , чем у Манилова, и деревня велика. Угощают Чичикова обильно.

Слайд 9

Разговор о самом главном . Торг. Как ведет себя Чичиков с Коробочкой? Чем отличается манера поведения ? (вспомните его разговор с Маниловым). Почему так ведет себя? Как отнеслась Коробочка к продаже мертвых душ ? Что останавливает её? Почему Чичиков называет её «Крепколобой», «ДУБИННОГОЛОВОЙ»?

Слайд 10

После разговора с Коробочкой Чичиков «был весь в поту, как в реке: всё , что ни было на нем , начиная с рубашки до чулок , всё было мокро» В чем же дело? Почему сделка все-таки состоялась?

Слайд 11

Коробочка суетится , хлопочет по хозяйству , копит денежки, живет в глуши . В её жизни нет никаких событий , она обыденна , скучна . Помещица ничем не интересуется , кроме повседневного , много лет назад заведенного порядка вещей . В конечном итоге она духовна мертва , примитивна , поэтому беседа с ней так утомила Чичикова.

Слайд 12

Манилов и Коробочка «Найдите определяющую деталь – доминанту- образа Коробочки. В чем смысл соседства Манилова и Коробочки?

Слайд 13

Различие героев 1. Претенциозность , «современность» Манилова и простодушие, допотопность Коробочки Резкая антитеза портретов и вещевого мира , окружающего персонажей Речь героев : витиеватая речь Манилова и простодушная грубость , наивная религиозность Коробочки . Фамилия – образ как доминанта характера «Коробочка» – единое начало гоголевских персонажей; тема человека –»коробочки» в повествовании о Манилове , его окончательное развенчание .( Прощаясь с Коробочкой , Гоголь восклицает : « Коробочка ли , Манилов ли, хозяйственная или бесхозяйственная жизнь – мимо их ! « Коробочка – предел духовного примитивизма

Слайд 14

Образ автора в поэме Ощутили ли вы в повествовании автора? Проследите , как входит в поэму его голос, его отношение к изображаемому Почему писатель не скрывает своего присутствия в произведении?

Слайд 15

Автор в поэме Вся поэма проникнута ироничностью повествовательной интонации . Это и есть выражение авторского «я» Открытое осмеяние Манилова и Коробочки в прямых авторских оценках. Смех , пронизанный грустью и болью писателя Вся поэма Гоголя – размышление о назначении человека.

Слайд 16

Домашнее задание Глава № 4 Образ Ноздрева ( цитаты, рассказ по плану ) Вспомнить пьесу «Ревизор» . Образ Хлестакова . Сравнить образ Ноздрева и Хлестакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

План-конспект урока: "Чичиков в гостях у Коробочки"

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока - проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" особенности характера героини, ее привязанности...

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"

Путешествие авантюриста Чичикова . Его предприимчивость, находчивость , оптимизм вызывают симпатии у современного школьника Коробочка - одна из помещиц, котоую посещает Павел иванович...

Урок: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

ЦЕЛИ:1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;2) совершенствовать умение анализировать прозаич...