Технологические карты по предмету.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
ФГОС. Урок по литературе(11класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм (вводный урок).
Дата проведения урока: …..
Класс 11.
ОУ: ГБОУ СОШ №475.
Учитель-предметник: Березовская О.В.
УМК: Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В. Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2012 г.
Цели для ученика 1) познакомиться с эпохой, в которой жили и творили писатели, развить интерес к их личностям, творчеству; 2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств. Развивающие: 1) развивать умение обобщать, делать выводы; 2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения; 3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитывающие: 1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; 2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. | Цели для учителя 1) ввести понятие «Серебряный век», определить его границы; 2) познакомить с популярными философскими течениями, представлением о человеке, истории, времени; 3) .дать представление о течениях, направлениях, группировках; 4) познакомить с понятием «символизм», определить философские основы направления. Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения; 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя; 3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями; 4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров ( работа с фонохрестоматией ). Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев; 2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего. | |
Тип урока | Форма урока | |
Опорные понятия, термины Поэзия Философские течения Литературные направления Символизм Серебряный век русской поэзии Лирический герой | Новые понятия, термины Философские течения Литературные направления Символизм Серебряный век русской поэзии | |
Формы контроля: Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биографий поэтов) Выразительное чтение отрывков из произведений поэтов Серебряного века. Презентация «Биографии поэтов Серебряного века». | Домашнее задание Мини-сочинение «Поэзия Серебряного века - это….» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1минута | Приветствие учителя. Сообщение темы урока. | Запись в тетрадь. | 1) Регулятивные: волевая саморегуляция. 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...). 3)Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. | |
2 минуты | Постановка задач на урок. | Активное участие в уроке. | беседа | 1) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. 2) Коммуниктивные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2) Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Осознание поставленных задач, необходимости их решения. |
3 минуты | Беседа по пройденному материалу («Золотой век» русской поэзии). | Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1) | Беседа. | 1) Познавательные: Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Подготовка к изучению нового материала |
25 минут | Распределение заданий. Создание проблемной ситуации. Корректировка выполнения задания. | Мини-доклады, сообщения. (Приложение 2) | Групповая работа, работа в тетрадях. Прием познавательной активности через творческое задание. | 1) Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Получение, систематизация новых знаний. |
5 минут | Прослушивание фонохрестоматии Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника. | Прослушивание фонохрестоматии Участие в анализе произведений, сравнительный анализ. (Приложение 3) (Приложение 4) | Беседа, использование ИКТ, работа в группах | 1) Регулятивные: планирование, прогнозирование. 2) Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулировка проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3)Коммуникативные: речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем. | Планирование учебного сотрудничества; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения; систематизация и закрепление изученного материала. |
4 минуты | Организует рефлексию. | Ответы на вопросы. (Приложение 5) | Самостоятельная работа, беседа. | 1) Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение оценивать себя. |
2 минуты | Оценки за урок. Домашнее задание. | Запись домашнего задания. | 1) Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение оценивать себя. |
Приложение 1
Проверка домашнего задания. Устные ответы на вопросы учителя.
Вопросы.
- Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие «золотого века» литературы?
- Охарактеризуйте основные направления философской мысли тот период времени.
- Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели?
- Раскройте смысл определения «золотой век».
- В чём состоят особенности нового литературного героя?
Приложение 2
Презентация http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/05/07/literatura_11kl_urok_2-3.ppt
Приложение 3
Анализ стихотворений по предложенному плану.
Примерный план анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
- эпитет - художественное определение;
- сравнение – сопоставление предметов и явлений;
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония - скрытая насмешка;
- гипербола - художественное преувеличение;
- литота - художественное преуменьшение;
- олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
- перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
- паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
- повторы (рефрен);
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза (противопоставление);
- градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- ассонанс - повторение гласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Ваши впечатления о стихотворении.
Работа с учебником.
1 группа К.Бальмонт «Фантазия» стр.56-58 | 2 группа В.Брюсов «Кинжал» стр.58-61 | 3 группа М.Кузмин «Мои предки» стр.61-65 |
Приложение 5.
Ответы на вопросы.
Вопросы
- Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?
- Охарактеризуйте основные направления философской мысли.
- Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели-реалисты нового времени?
- Раскройте смысл определения «серебряный век».
- Какие литературные группировки существовали в начала века?
- В чём состоят особенности нового литературного героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Предмет: математика Авторы учебника: А.Г.Мерляк и др. Класс: 6 Учитель: Мулярчук Светлана Михайловна
Тема урока: Действия с целыми числами...
Технологическая карта урока «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»
«Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии»...
Технологические карты по предмету "Всеобщая история. 5 класс"
Представлено полное (68 часов) планирование курса....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: «Окружающий природный мир»
Предмет: «Окружающий природный мир »Класс: дополнительный 1 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...