Технологическая карта урока Каменный Цветок 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока Каменный Цветок 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamennyy_tsvetok_5_klassft_office_word.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема | П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок» - урок внеклассного чтения | |||||
Цель | Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства) | |||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | ||||
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | |||
Основные понятия | Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ. | |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь и культура речи. | |||||
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация | |||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деятельность | Приветствие. Включение в деятельность –дыхательная разминка. Чтение скороговорки | Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Проверка домашнего задания. Читаются слова некоторых героев из текста скааза «Каменный цветок» либо описание героев. Учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова либо чьё это описание: «сиротка был этот парнишечко…», «что только из тебя выйдет, Данилко,..», «На мой взгляд, дедушка….», «…Разулся, котомку свою под голову…», «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», «Глаз у него верный, рука смелая…», «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…» Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке? | Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание. Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умельце из народа. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения. |
III. Актуализация и углубление знаний по прочитанному сказу П. Бажова. Цель работы –актуализация знаний учащихся. | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове. Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок» | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы Реальные события, герои, место, где происходит действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. | Познавательные УУД: 1.делать выводы, обобщения; 2.осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1.высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
IV. Работа с текстом. Цель- развитие читательских умений. | Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».
— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника? — Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему? | Примерные ответы: *Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность. *«Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала. Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Составление рассказа о жизни Данилки. Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела. | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI.Самостоятель ная работа по тексту сказа Цель – тренировать способность к самоконтролю | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. -Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой). - От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. -Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»? | Выполняют задание в парах Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо. Выводы: Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства. | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
| Выполняют задание устно. Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения. | Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...