Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с тем явлением, которое называем чудом поэзии. Поэзии в широком смысле слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра является поэтом действительности. Существенную помощь окажет в подготовке учеников к сдаче ЕГЭ по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_poetiki.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой
«Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с тем явлением, которое называем чудом поэзии. Поэзии в широком смысле слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра является поэтом действительности.
Курс, обращенный к поэтике художественного текста, способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме, углублению представлений о литературоведении как науке. Кроме того, он пробуждает стремление к вдумчивому чтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательских предпочтений, расширению культурного кругозора.
Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов вряд ли возможно без знания основных законов слова, без необходимого инструментария.
№ | Тема занятия | Кол. часов | Содержание раздела | Произведения для анализа |
1 | Введение. Художественное произведение как эстетический объект | 1 | Связь литературы с другими видами искусства. Понятие об эпистолярном наследии, документалистике, эссеистике, мемуаристике. | И.А.Бунин «Красавица», А.П.Чехов «Пари» |
2 | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. | 1 | Литературоведение и его связь с эстетикой, историей, социологией, психологией, культурологией, философией, религиоведением, лингвистикой. Историческая, частная, общая П. | А.С.Пушкин «О критике», Л.Н.Толстой «Что такое искусство?» (фрагменты); А.С.Пушкин «Странник», «Пророк», Ф.И.Тютчев «Последний катаклизм» |
3 | Природа искусства как исходная категория поэтики. | 1 | Процесс рождения художественного образа. Авторский замысел и его воплощение. Образ Музы. Осознанное и непреднамеренное в искусстве | А.С.Пушкин «Осень», «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Журналист, читатель и писатель», «Поэт», А.К.Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь...». Высказывания писателей и поэтов об искусстве |
4 | Вопрос о назначении искусства. | 2 | Три главных аспекта творчества. Судьба Художника. Поэт и общество. | И.А.Бунин «Книга», Н.С.Гумилев «Слово» А.С.Пушкин «Египетские ночи», М.Ю.Лермонтов «Есть речи - значенье...» |
М.И.Цветаева «Куст» | ||||
5 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения | 3 | Виды знаковых систем. Литературное произведение как знаковая система. Три основные стороны произведения (мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом, художественная речь и композиция. Формальные и содержательные элементы. Признаки целостности художественного произведения. | И.С.Тургенев «Нищий» М.Горький «Вывод» А.П.Чехов «Казак» С.А.Есенин «Шел Господь...» |
6 | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. | 1 | Понятие о герменевтике. История вопроса. Деятельность читателя-интерпретатора. Авторский замысел и позиция читателя. | М.В.Гаршин «Красный цветок», «Attalea princeps» |
7 | Автор в художественном произведении. | 2 | Понятие АВТОР. Способы воплощения авторской позиции. Система опосредованных способов авторской оценки. | Ф.М.Достоевский «Сон смешного человека» или Н.С.Гумилев «Скрипка Страдивариуса» |
8 | Сюжет художественного произведения. | 2 | Понятие и функции сюжета. Фабула. Элементы сюжета. | Л.Н.Андреев «Что видела галка», «Предстояла кража» В.Ф. Ходасевич «Обезьяна» |
9 | Композиция художественного произведения. | 2 | Понятие о композиции и ее составляющих. Связь К.с системой персонажей, деталями и подробностями. Композиционны приемы. Типы композиции. | Л.Н.Толстой «Три смерти», «Чем люди живы» |
10 | Роль и место конфликта в поэтике произведения. | 2 | Понятие К. Коллизия. Сюжетообразующий К. Типы К. (социальный, идеологический...) Связь К. и пафоса произведения. К. в историческом ракурсе. | М.А.Булгаков «Красная корона» И.А.Бунин «Убийца» |
11 | Художественный образ. | 1 | Понятие О. художественный. Оригинальное и типическое в О. Образ-мотив, образ-топос, образ-архетип | И.А.Бунин «Роман горбуна», «Волки» |
12 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. | 2 | Литературный герой. Индивидуальные и собирательные образы. Характер. Тип. Место героя в системе образов. Способы | И.С.Тургенев «Щи», «Живые мощи» |
взаимодействия персонажей. | ||||
13 | Пейзаж и его функции в произведении. | 1 | Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения. | И.С.Тургенев «Природа», И.А.Бунин «Смарагд» |
14 | Функция портрета в художественном произведении. | 1 | Понятие Портрет. Типы литературного портрета. Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем. | А.П.Чехов «Красавицы» |
15 | Художественная деталь. Символ. Подробность текста. | 2 | «Бесконечно малые моменты текста» (Л.Н.Толстой). Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Деталь и символ: сходство и различие. | И.А.Бунин «Старуха», А.П.Чехов «Студент» |
16 | Стиль | 2 | Понятие Стиль. Индивидуальный стиль писателя. Стилистические признаки. | А.П.Платонов «Волчек» |
17 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | 2 | Определение видов тропов и стилистических фигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности. | Фрагменты произведений русских классиков 19в. |
18 | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. | 2 | Эос, драма, лирика: отличи тельные черты. Промежуточные формы. | И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи выли розы...» |
19 | Итоги курса | 2 | План анализа идейно-художественного своеобразия произведения | И.С.Тургенев «Насекомое» И.А.Бунин «Холодная осень» О.Э.Мандельштам «Отчего душа так певуча...» |
Итого 32 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы....
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...
Программа элективного курса "Теория и практика анализа художественного текста"
Программа элективного курса для учителей литературы...