Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
материал по литературе (10 класс) на тему
Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poetika._ekzamen.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет № 1
Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы.
1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение, и его жанр.
2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Некрасова?
3. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите его в тексте.
4.Укажите название изобразительно-выразительного средства : «И облака дождливые, как дойные коровушки..», «Земля, как мертвец без савана, лежит..».
5.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.
6.Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам? Найдите пример в тексте.
7. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет № 2
Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей..» и ответьте на вопросы.
1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение и его жанр.
2.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Найдите пример в тексте.
3.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите их в тексте.
4.Какую стилистическую фигуру, основанную на единоначатии, применяет Некрасов в данном стихотворении? Дайте её название, найдите её в тексте.
5.Стихотворение Некрасова основано на противопоставлении. Как оно называется в литературоведении? Что именно противопоставляется в данном произведении?
6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
7.Как изобразительно-выразительные средства стихотворения помогают поэту передать настроение лирического героя?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ №3.
Прочитайте отрывок из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и ответьте на вопросы.
1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение, и его жанр.
2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина?
3.Как называется вид комического, характерный для данного произведения, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые осуждаются автором? Что именно осуждает автор в данном произведении?
4.Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Найдите пример в тексте.
5.Как в литературоведении называется преувеличение? Приведите пример из текста.
6.Как в литературоведении называется скрытая насмешка? Приведите примеры из текста.
7.Чем похожа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на народную сказку и чем отличается от неё?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 4.
Прочитайте отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» и ответьте на вопросы.
1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение Л.Н. Толстого, и его жанр.
2.К какому литературному направлению 2-й половины 19 века относится творчество Л.Н. Толстого?
3.Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении образов и явлений? Найдите пример этого приёма в тексте.
4.В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи её переживаний. Как в литературоведении называется такой монолог? Найдите в тексте этот отрывок.
5. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу? Назовите термин и найдите пример в тексте.
6.В последнем абзаце найдите слово, с помощью которого автор открыто передаёт состояние Наташи?
7.Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в этой сцене?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 5.
Прочитайте отрывок из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и ответьте на вопросы.
1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2.Каким элементом сюжета является данный фрагмент?
3.Как в литературоведении называется одно из средств создания образа, при котором автор повествует о внешности героя? Назовите термин, найдите пример в тексте.
4.Укажите название элементов композиции, являющихся описанием частей реальной обстановки, в которой разворачивается действие (на улицах города, в доме героя). Приведите примеры из текста.
5.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.
6. Как в литературоведении называется значимая подробность, позволяющая дать точную характеристику персонажу? Приведите примеры из текста.
7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Достоевскому раскрыть образ героя и каков этот образ?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 6
Прочитайте отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» и ответьте на вопросы.
1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2.Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде капитан Тушин? Каким термином называется в литературоведении противопоставление?
3.Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.
4.Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих? Назовите термин, приведите пример.
5.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.
6. Как в литературоведении называется значимая подробность, позволяющая дать точную характеристику персонажу? Приведите примеры из текста.
7.Какие средства психологической характеристики персонажа помогают Толстому раскрыть образ героя и каков этот образ?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 7
Прочитайте отрывок из произведения И.А. Гончарова «Обломов» и ответьте на вопросы.
1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение И.А. Гончарова, и его жанр.
2. Как в литературоведении называется описание природы? Найдите в тексте этот элемент композиции.
3.Как называется воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух? Приведите пример из текста.
4.Укажите, какой троп использовал автор, чтобы показать психологическое состояние героя: «Какая тут возня! – думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. – А снаружи всё так тихо, покойно!..»
5.Как в литературоведении называется значимая подробность, необходимая для того, чтобы дать точную психологическую характеристику персонажа? Приведите пример такой подробности, которая трижды встречается в данном отрывке в связи с состоянием Ольги.
6. Как в литературоведении называется художественное определение? Назовите термин, приведите примеры из текста.
7.Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя и авторскую позицию?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 9
Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и ответьте на вопросы.
1.К какому роду литературы относится данное произведение?
2.Как в литературоведении называются образные определения? Найдите примеры в тексте.
3.Перечитайте первую строфу. Звуки в ней подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? Какие именно звуки создают звуковую сторону образа грозы?
4.Определите размер, которым написано стихотворение.
5.Выпишите из стихотворения устаревшее слово со значением «жемчуг», «жемчужины».
6.Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевленного предмета как одушевленного? Найдите пример в тексте.
7. Можно ли сказать, что это стихотворение о природном явлении оказывается ещё и стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте.
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 9
Ф.И.Тютчева «Я встретил вас» и ответьте на вопросы.
1.К какому роду литературы относится данное произведение? Каков жанр этого стихотворения?
2.Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?
3. Как называется средство иносказательной выразительности, дважды использованное поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»).
4.Каким термином называются в литературоведении художественные определения? Найдите пример в тексте.
5.Какой художественный приём, придающий стихотворению особую музыкальность дважды использован в пятой строфе? Найдите эти строки.
6.Определите размер, которым написано стихотворение.
7. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. БИЛЕТ № 10
Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта..» и ответьте на вопросы.
1.К какому роду литературы относится данное произведение?
2.Как называется вид звукописи, при котором происходит повторение одинаковых согласных звуков? Приведите пример из текста.
3.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
4.Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающегося в его неоднократном повторении в начале стихотворной строки? Приведите примеры из текста.
5.Какая часть речи отсутствует в стихотворении, рисующем приход весны?
6.Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которой Фет создаёт поэтическую картину весенней природы?
7. Какие чувства испытывает лирический герой данного стихотворения?
Билет №1. Ответы. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
1.Лиро-эпический, поэма.
2.Критический реализм.
3.Пейзаж. «Вода не убирается,…»
4.Сравнение.
5.Эпитет. «Весна ранняя и дружная», «облака дождливые», «зеленым ярким бархатом».
6.Олицетворение. «Земля лежит печальна и нага»
Билет №2. Ответы. Н.А. Некрасов «Я не люблю иронии твоей..»
1.Лирика. Элегия.
2.Метафора. «Кипим сильней», «а в сердце холод».
3.Эпитет. «Тайный холод», «бушующие волны».
4.Анафора ( во 2-й строфе).
5.Антитеза «горячо любивших» и «холода и тоски» в сердце.
6.Ямб
Билет №3. Ответы. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том,..»
1.Эпос. Сказка.
2.Критический реализм.
3.Сатира. Паразитизм правящих классов, рабскую покорность формально свободного мужика.
4.Метафора: «сердца у них весело играли»
5.Гипербола: «стал даже в пригоршне суп варить»
6.Ирония: «..пришло даже на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?», «Встал мужичина…»
Билет №4. Ответы. Л.Н. Толстой «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)
1.Эпос. Роман-эпопея.
2.Критический реализм.
3.Антитеза. «Сырой, холодный воздух» и «теснота … кареты» и «освещенные залы» предстоящего бала.
4.Внутренний монолог.
5.Сравнение: «как бы он шёл по толпе базара»
6. Радость.
Билет №5. Ответы. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1.Роман.
2.Экспозиция.
3.Портрет.
4.Пейзаж, интерьер.
5. Внутренний монолог.
6. Художественная деталь
Билет № 6. Ответы. Л.Н. Толстой «Война и мир»
1.Эпопея.
2.Наполеон, антитеза.
3.Эпитет: «Слабый», «тоненький», «нерешительный»
4.Градация: «Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, …»
5.Внутренний монолог
6.Художественная деталь: «Маленькая ручка», «слабый, тоненький, нерешительный голосок», «трубочка»-«носогрелка».
Билет № 7. Ответы. И.А. Гончаров «Обломов»
1.Эпос. Роман.
2.Пейзаж.
3.Внутренний монолог.
4.Антитеза
5.Художественная деталь, платок.
6.Эпитет: «невидимая, мелкая работа», «торжественный покой»
Билет № 8. Ответы. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
1.Лирика.
2.Эпитет : «раскаты молодые», «поток проворный».
3.Аллитерация, звукопись.
4.Ямб.
5. «Перлы»
6.Олицетворение: «резвяся, играя»
Билет № 9. Ответы. Ф.И. Тютчев «Я встретил вас..»
1.Лирика. Элегия.
2.Противопоставление, контраст.
3.Метафора.
4. Эпитет: «милые черты».
5. Анафора.
6.Ямб.
Билет № 10. Ответы. А.А. Фет «Это утро, радость эта..»
1.Лирика
2.Аллитерация.
3. Хорей
4.Анафора.
5.Глаголы
6.Пейзаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе «От практики анализа художественного текста к сочинению на ЕГЭ»
Урок развития речи в 11 классе...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы....
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...