Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы ГБОУ ВЛГ №1389 Середа М.В. Протокол №1___ от «__»августа___________ 2016г. _____________ | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ ВЛГ № 1389 ____________К.М.Кругляков Протокол №__ педагогического совета от «__»_____________2016г. |
ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Программа курса предпрофильного обучения. 9-й класс
Программное обеспечение: Е.А. Зинина «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». 10-11 кл.: издание 3-е, М.,
Дрофа, 2010.
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.009733.08009 от 18.08.2009
Реализацией программы занимается учитель ГБОУ СОШ №1389 Молоснова Е.Н. 2016- 2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса «Основы поэтики» - повышение общей культуры ученика-читателя, развитие художественного вкуса, пробуждение стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение с учётом специфики искусства слова, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вести дискуссию, информационно перерабатывать текст в соответствии с требования-ми культуры речи, стилистики и грамматики, развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика. Кроме того, курс побуждает ученика к вдумчивому чтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательских предпочтений, расширению кругозора, повышению общей культуры. Курс даст возможность через сравнительное исследование художественных текстов выйти за рамки традиционно узких представлений об одной отдельно взятой литературе и получить представление о русской литературе как уникальной части мирового литературного процесса. В процессе обучения можно познакомиться с различными художественными произведениями, обычно не рассматриваемыми на уроках литературы, получить навыки анализа, а также совершенствовать подготовку к ОГЭ по русскому языку и литературе.
Практическая направленность курса заключается в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт коллективного и самостоятельного анализа художественных произведений, при этом особое внимание уделяется развитию монологической устной и письменной речи. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности. С той же целью будет ограничен объём домашних заданий: они будут даваться только после изучения темы не чаще 1-2 раз в месяц. Основные формы организации учебных занятий – лекции, дискуссии, практикумы, семинары. Формы контроля уровня достижений уч-ся – филологический анализ текста, написание исследовательских работ, докладов, рефератов, а также просмотр и обсуждение кинофильмов, созданным по произведениям русской классики.
Критерии оценивания: точность и полнота анализа художественных текстов, самостоятельность , оригинальность, глубина и корректность суждений, грамотность и степень владения письменным литературным стилем. Итоговая оценка учитывает активность участия школьников в аудиторных дискуссиях, глубину и степень подготовленности выступлений.
№ | Неде- ля | Название темы | Содержание образования | Планируемые результаты | Основные виды деятельности и контроля | КЭС КИМ ОГЭ | КПУ КИМ ОГЭ | Домашнее задание |
1 | 1 | Введение. Художественное произведение как эстетический объект | Предмет поэтики. Художественное произведение как этическая и эстетическая программа автора. Язык словесного искусства. Образный строй произведения.. | Знать определение изобразительно-выразительных средств. Уметь находить ИВС в тексте, анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро» | 1.1 1.4 1.7 1.9 | 1.1 1.4 2.1 3.1 3.2 | Выразительное чтение стихотворения Пушкина «Зимняя дорога». Анализ языковых средств |
2. | 2 | Поэтика как часть литературоведения | Что такое литературоведение. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Историческая поэтика. Частная поэтика. Общая поэтика. Связь литературоведения с другими гуманитарными дисциплинами. | Знать содержание произведения, ИВС и их роль в произведении. Уметь анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Анализ домашнего задания. Лекция-беседа. Анализ отрывков «Слова о полку Игореве» | 1.1 1.4 1.7 1.9 | 1.1 1.6 2.1 3.1 3.2 | Выразительное чтение отрывков «Слова о полку Игореве» В переводе Лихачева или Творогова |
3. | 3 | Поэтика как часть литературоведения | Что такое литературоведение. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Историческая поэтика. Частная поэтика. Общая поэтика. Связь литературоведения с другими гуманитарными дисциплинами. | Знать содержание произведения, ИВС. Уметь анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Беседа по материалу прошлого занятия. Анализ рассказа Чехова «Тоска» и отрывков из др. произведений Чехова | 1.1 1.4 1.7 | 1.1 1.6 2.1 3.1 3.2 | Письменный анализ ИВС в отрывке «Слова о полку Игореве» |
4. | 4 | Природа искусства как исходная категория поэтики | Какова природа искусства? Божественная природа творчества. Вдохновение как исток искусства. Искусство слова и законы гармонии. Творчество – сплав осознанного и непреднамеренного | Знать взгляды различных авторов на природу творчества. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, высказать своё мнение о произведении, составлять устное и письменное высказывание. | Анализ домашнего ззадания. Беседа по теме. Чтение и анализ сцен комедии Фонвизина «Недоросль» | 1.1 1.4 1.7 4.2 | 1.1 1.6 2.1 3.1 3.2 | Анализ отрывков из комедии Фонвизина «Недоросль» по вопросам |
5. | 5 | Природа искусства как исходная категория поэтики | Какова природа искусства? Божественная природа творчества. Вдохновение как исток искусства. Искусство слова и законы гармонии. Творчество – сплав осознанного и непреднамеренного | Знать взгляды различных авторов на природу творчества. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, высказать своё мнение о произведении, составлять устное и письменное высказывание. | Анализ домашнего ззадания. Беседа по теме. Аналитическое чтение отрывков «Оды на день восшествия..» Ломоносова | 1.1 1.4 1.7 4.1 | 1.1 1.6 2.1 3.1 3.2 | Анализ отрывков «Оды на день восшествия..» |
6. | 6 | Вопрос о назначении искусства | Какова сверхзадача искусства? Три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный, миросозерцательный. Когда человек становится подлинным поэтом? Какова судьба истинного художника, призванного к высокому служению? Отношения между поэтом и толпой, художником и обществом? | Знать природу творчества художника и задачу искусства, взгляды классиков на назначение искусства, роль ИВС для воплощения идейного содержания произведения. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять устное и письменное высказывание | Анализ домашнего ззадания. Аналитическое чтение стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского» | 1.1 1.4 1.7 4.3 | 1.1 1.6 2.1 3.1 3.2 | Выразительное чтение, анализ ст. Державина «Приглашение к обеду», сравнить его со ст. «Река времён» |
7. | 7 | Вопрос о назначении искусства | Какова сверхзадача искусства? Три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный, миросозерцательный. Когда человек становится подлинным поэтом? Какова судьба истинного художника, призванного к высокому служению? Отношения между поэтом и толпой, художником и обществом? | Знать природу творчества художника и задачу искусства, взгляды классиков на назначение искусства, роль ИВС для воплощения идейного содержания произведения. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять устное и письменное высказывание | Проверка дом. задания. Лекция-беседа. Анализ отрывков повести Карамзина «Бедная Лиза» | 1.1 1.4 1.7 4.4 | 1.1 1.6 2.2 2.8 2.9 3.1 | Чтение баллады Жуковского «Людмила». Каков сюжет данного произведения. Сост. схему. |
8 | 8 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения | Три основные стороны произведения: предметно-изобразительное начало художественного произведения, художественная речь, композиция. Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Содержательные элементы текста (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема, пафос).Сюжет как содержательно-формальный элемент. Системные и структурные начала в художественном произведении. | Знать литературоведческую терминологию(сюжет, стиль, жанр, композиция, ритм, тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема, пафос), значение и характер употребления этих слов, ИВС. Уметь применять термины при анализе произведений, анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Анализ баллады «Людмила» | 1.1 1.4 1.7 5.3 | 1.1 1.6 2.2 2.8 2.9 3.1 | Анализ отрывков комедии Грибоедова «Горе от ума» |
9. | 9 | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения | Три основные стороны произведения: предметно-изобразительное начало художественного произведения, художественная речь, композиция. Формальные элементы текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Содержательные элементы текста (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема, пафос).Сюжет как содержательно-формальный элемент. Системные и структурные начала в художественном произведении. | Знать литературоведческую терминологию(сюжет, стиль, жанр, композиция, ритм, тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема, пафос), значение и характер употребления этих слов, ИВС. Уметь применять термины при анализе произведений, анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Особенности жанра, сюжета и композиции комедии «Горе от ума». Анализ соотнесённость формы и содержания. Составление устных и письменных высказываний. | 1.1 1.4 1.7 5.4 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Сост. схему элементов сюжета комедии «Горе от ума». Анализ отрывков пьесы. |
10. | 10 | Интерпретация художественного произведения (герменевтика) | Что такое «герменевтика»? Значение и происхождение термина. В чем заключается деятельность автора-интерпретатора? (Мнения В. Асмуса, А. Потебни, А.Скафтымова, М. Бахтина) | Знать смысл и сферу употребления термина «герменевтика». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Лекция-беседа, анализ полемики критиков-литературоведов. Критика о комедии «Горе от ума» | 1.1 1.4 1.7 5.4 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Составить сообщение о Чацком, включив в него различные высказывания критиков. |
11. | 11 | Интерпретация художественного произведения (герменевтика) | Что такое «герменевтика»? Значение и происхождение термина. В чем заключается деятельность автора-интерпретатора? (Мнения В. Асмуса, А. Потебни, А.Скафтымова, М. Бахтина) | Знать смысл и сферу употребления термина «герменевтика». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Составление письменных высказываний на заданную тему | 1.1 1.4 1.7 5.5 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Чтение и анализ по вопросам ст. Пушкина «Осень» |
12. | 12 | Образ автора в художественном произведении | Автор, рассказчик, лирический герой – их роль в произведении. Полифонизм звучания произведения. Выражение авторской позиции. Голос автора в эпическом, лирическом, драматическом произведении | Знать о значении и характере употребления терминов «образ автора», «образ рассказчика» («повествователя»), «образ лирического героя». Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания | Лекция-беседа. Аналитическое чтение стихов Пушкина. Образ автора в ст. «Вновь я посетил», в пьесе Фонвизина «Недоросль» | 1.1 1.4 1.7 5.5 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Чтение и анализ ст. «Пора, мой друг, пора…». Чтение цикла «Маленькие трагедии» |
13. | 13 | Образ автора в художественном произведении | Автор, рассказчик, лирический герой – их роль в произведении. Полифонизм звучания произведения. Выражение авторской позиции. Голос автора в эпическом, лирическом, драматическом произведении | Знать о значении и характере употребления терминов «образ автора», «образ рассказчика» («повествователя»), «образ лирического героя». Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания | Просмотр фильма «Моцарт и Сальери» (реж. Швейцер). Сумел ли режиссёр выразить позицию автора? | 1.1 1.4 1.7 1.9 5.5 5.6 5.7 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Чтение и анализ отрывков из романа «Евгений Онегин» |
14. | 14 | Сюжет художественного произведения | Сюжет как важнейшая составляющая формы в её соответствии содержанию. Функции сюжета. Виды сюжета. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Источники сюжетов. | Знать, что такое сюжет и элементы сюжета. Уметь определять вид сюжета, его источники, элементы сюжета, анализировать произведения в единстве формы и содержания | Обсуждение домашних заданий. Лекция-беседа. Анализ отрывков романа «Евгений Онегин». Составление письменных высказываний. | 1.1 1.4 1.7 5.7 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков романа «Евгений Онегин» |
15. | 15 | Сюжет художественного произведения | Сюжет как важнейшая составляющая формы в её соответствии содержанию. Функции сюжета. Виды сюжета. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Источники сюжетов. | Знать, что такое сюжет и элементы сюжета. Уметь определять вид сюжета, его источники, элементы сюжета, анализировать произведения в единстве формы и содержания | Проверка дом. работы. Чтение и анализ сюжета сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Анализ «Повестей Белкина» | 1.1 1.4 1.7 5.8 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ стихотворения Лермонтова |
16. | 16 | Композиция художественного произведения | Что такое композиция художественного произведения (структура, архитектоника). Ход событий, взаимодейст-вие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов ( лирических отступлений, обращений к читателям, вставных элементов, снов, песен, писем и т.д.). Система персонажей. Композиционные приёмы. Типы композиции | Знать, что такое композиция художест. произведения, понимать значение внесюжетных и сюжетных элементов. Уметь определять тип композиции, анализировать произведение в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Анализ композиции романов: Лермонтова «Герой нашего времени», Пушкина «Евгений Онегин»; стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье..», Тютчева «Я встретил вас..» | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков романа «Герой нашего времени» |
17 | 17 | Конфликт в художественном произведении | Что такое конфликт и его роль в художественном произведении. Разновидности конфликтов: сюжетообразующий (в драматич.произвед), замкнутый (локальный), устойчивый (неразрешимый). Финал произведения и его роль в идейном замысле произведения, Структурный и формальный аспект. Характер конфликта: социальный, идеологический, философский, семейно-бытовой, нравственно-психологический и др. Связь конфликта и пафоса произведения | Знать разновидности конфликтов и их характер. Уметь определять разновидность и характер конфликта, анализировать произведение в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Анализ отрывков романов: Лермонтова «Герой нашего времени», Пушкина «Евгений Онегин»; | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков романа «Герой нашего времени». Составление письменных высказываний |
18 | 18 | Конфликт в художественном произведении | Что такое конфликт и его роль в художественном произведении. Разновидности конфликтов: сюжетообразующий (в драматич.произвед), замкнутый (локальный), устойчивый (неразрешимый). Финал произведения и его роль в идейном замысле произведения, Структурный и формальный аспект. Характер конфликта: социальный, идеологический, философский, семейно-бытовой, нравственно-психологический и др. Связь конфликта и пафоса произведения | Знать разновидности конфликтов и их характер. Уметь определять разновидность и характер конфликта, анализировать произведение в единстве формы и содержания. | Лекция-беседа. Анализ отрывков романов: Лермонтова «Герой нашего времени», Пушкина «Евгений Онегин»; | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков романа «Герой нашего времени». Составление письменных высказываний |
19 | 19 | Художественный образ | Что такое художественный образ. Типология образов (индивидуальные, характерные, типические, образ-мотив, образ-топос, образ-архетип) | Знать, что такое художественный образ и какова его роль в реализации идейного замысла произведения.Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Лекция-беседа. Анализ отрывков романов: Лермонтова «Герой нашего времени», Пушкина «Евгений Онегин»; | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков романа «Герой нашего времени». Составление письменных высказываний |
20 | 20 | Художественный образ | Что такое художественный образ. Типология образов (индивидуальные, характерные, типические, образ-мотив, образ-топос, образ-архетип) | Знать, что такое художественный образ и какова его роль в реализации идейного замысла произведения.Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве формы и содержания | Проверка домашнего задания. Лекция-беседа. Анализ отрывков поэмы «Мёртвые души» | 1.1 1.4 1.7 5.16 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков поэмы «Мёртвые души» |
21 | 21 | Образ героя литературного произведения | Что включает в себя понятие «литературный герой»? Характеры (одноплановые, многоплановые, статичные, динамичные) и типы. Значение выбора имени героя. Место героя в образной системе произведения | Знать, что такое литературный характер и литературный тип. Уметь видеть психологизм развития личности героя. Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания. | Проверка домашнего задания. Лекция-беседа. Анализ отрывков поэмы «Мёртвые души», романов «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 5.16 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Составить устное высказывание: характеристика литературного героя по данному плану |
22 | 22 | Образ героя литературного произведения | Что включает в себя понятие «литературный герой»? Характеры (одноплановые, многоплановые, статичные, динамичные) и типы. Значение выбора имени героя. Место героя в образной системе произведения | Знать, что такое литературный характер и литературный тип. Уметь видеть психологизм развития личности героя. Уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания. | Проверка домашнего задания. Лекция-беседа. Анализ отрывков поэмы «Мёртвые души», романов «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 5.16 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Составить устное высказывание: характеристика литературного героя по данному плану |
23 | 23 | Роль пейзажа в литературном произведении | Функции пейзажа в произведении. Прием психологического параллелизма и психологической антитезы. Пейзаж как средство формирования философского контекста. | Знать роль пейзажа в художественном произведении. Уметь анализировать и интерпретировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из романов «Евгений Онегин», Герой нашего времени» | 1.1 1.4 1.7 5.7 5.13 5.16 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Самостоятельный анализ отрывка из произведений Тургенева |
24 | 24 | Роль пейзажа в литературном произведении | Функции пейзажа в произведении. Прием психологического параллелизма и психологической антитезы. Пейзаж как средство формирования философского контекста. | Знать роль пейзажа в художественном произведении. Уметь анализировать и интерпретировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из произведений Тургенева. | 1.1 1.4 1.7 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Составить устное высказывание: характеристика литературного героя по данному плану |
25 | 25 | Роль портретной характеристики литературного героя | Что такое литературный портрет. Типы литературного портрета (одноплановый, многоплановый, идеализированный, объективный). Портрет статический, динамический, локализованный. | Знать, что такое литературный портрет, его тип и принцип создания. Уметь найти портретные черты в тексте произведения, анализировать произведение в единстве формы и содержания | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя |
26 | 26 | Роль портретной характеристики литературного героя | Что такое литературный портрет. Типы литературного портрета (одноплановый, многоплановый, идеализированный, объективный). Портрет статический, динамический, локализованный. | Знать, что такое литературный портрет, его тип и принцип создания. Уметь найти портретные черты в тексте произведения, анализировать произведение в единстве формы и содержания | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя |
27 | 27 | Роль художественной детали. Подробность текста. Символ и аллегория | Роль художественной детали. Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Детализация сюжетная, описательная, психологическая. Роль подробности. Символ как средство изображения мира в художественном произведении. Связь символа и аллегории | Знать, что такое художественная деталь, и её роль в произведении. Уметь интерпретировать рол детали в идейном замысле художественного произведения. | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя |
28 | 28 | Роль художественной детали. Подробность текста. Символ и аллегория | Роль художественной детали. Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Детализация сюжетная, описательная, психологическая. Роль подробности. Символ как средство изображения мира в художественном произведении. Связь символа и аллегории | Знать, что такое художественная деталь, и её роль в произведении. Уметь интерпретировать рол детали в идейном замысле художественного произведения. | Проверка домашнего задания. Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ отрывков из произведений Тургенева, Лермонтова, Гоголя |
29 | 29 | Что такое стиль писателя | Определение стиля. Стилевые особенности прозы русских писателей 19 и 20 века. | Знать, что такое стиль писателя, каковы стилистические особенности прозы художников разных направлений и эпох, принцип построения художественной формы. Уметь находить признаки стиля в художественном произведении. | Анализ произведений русских писателей и поэтов. Практическая работа. | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ произведений русских писателей и поэтов. |
30 | 30 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | Тропы и стилистические фигуры. Сравнение, метафора, овеществление, олицетворение; вещественные и глагольные метафоры, метафорический эпитет, распространённая и развернутая метафора, реализованная метафора (степень её оригинальности, использование общеупотребительных и индивидуально-авторских слов); эпитеты (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные). Ирония, метонимия, синекдоха, Параллелизм (прямой, отрицательный),антитеза, контраст, оксюморон. Инверсия, хиазм, анаколуф. Асиндетон, полисиндетон. Повтор, анафора, эпифора, рефрен. Лейтмотив. Обращения, риторические вопросы, восклицания. Эллипсис, апосиопеза. Гипербола, литота. Гротеск. | Знать основные тропы и стилистические фигуры. Уметь находить их в тексте. Уметь анализировать художественный текст в единстве формы и содержания. | Анализ произведений русских писателей и поэтов. Практическая работа. | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ произведений русских писателей и поэтов. |
31 | 31 | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. | Тропы и стилистические фигуры. Сравнение, метафора, овеществление, олицетворение; вещественные и глагольные метафоры, метафорический эпитет, распространённая и развернутая метафора, реализованная метафора (степень её оригинальности, использование общеупотребительных и индивидуально-авторских слов); эпитеты (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные). Ирония, метонимия, синекдоха, Параллелизм (прямой, отрицательный),антитеза, контраст, оксюморон. Инверсия, хиазм, анаколуф. Асиндетон, полисиндетон. Повтор, анафора, эпифора, рефрен. Лейтмотив. Обращения, риторические вопросы, восклицания. Эллипсис. Гипербола, литота. Гротеск. | Знать основные тропы и стилистические фигуры. Уметь находить их в тексте. Уметь анализировать художественный текст в единстве формы и содержания. | Анализ произведений русских писателей и поэтов. Практическая работа. | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ произведений русских писателей и поэтов. |
32 | 32 | Роды литературы. Проза и поэзия. Понятие о жанре. | Понятие литературный род. Эпос (развёрнутый сюжет, художественные изобразительные средства; свобода в развертывании действия; повествователь; преобладание авторской речи). Драма (принадлежность театру и литературе, отсутствие развернутого повествовательно-описательного изображения,напряженный конфликт, динамичный сюжет, членение на сценические эпизоды). Лирика. Проза и поэзия. Промежуточные формы: стихотворения в прозе, ритмизированная проза; лироэпические жанры. Литературные жанры | Знать роды литературы, их особенности. Знать и уметь определять жанровую принадлежность произведения | Лекция-беседа. Практическое задание: определений рода и жанра литературы. Особенности анализа произведений различных жанров | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Анализ произведений русских писателей и поэтов. |
33 | 33 | Итоговая практическая работа | Весь теоретический материал курса | Знать теоретический материал курса. Уметь анализировать художественный текст в единстве формы и содержания. | Практическая работа | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Задания нет |
34 | 34 | Анализ итоговой работы. | Весь теоретический материал курса | Знать теоретический материал курса. Уметь анализировать художественный текст в единстве формы и содержания. | Анализ практической работы | 1.1 1.4 1.7 5.11 5.13 5.16 6.2 | 1.1 1.6 2.2 2.4 2.9 3.1 3.2 | Задания нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы....
Программа элективного курса "Теория и практика анализа художественного текста"
Программа элективного курса для учителей литературы...