Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Туниева Марго Аветисовна

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 7 классе.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК».

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА.

ЦЕЛИ УРОКА: 

обучающие:   

  • обучение приёму анализа художественного текста;

развивающие: 

  • развитие речи детей,
  • умения рассуждать,
  • отстаивать своё мнение;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство сострадания,
  • создание ситуации эмоционального переживания.

                         ХОД УРОКА.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Мы прочитали один из лучших рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Как вы уже знаете, этот рассказ входит в сборник «Записки охотника». (Можно остановиться подробнее на этом сборнике). Для начала вспомним, что такое рассказ как жанр прозаического произведения.

                                                         Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит разобраться в художественном своеобразии рассказа «Бирюк» и понять, что же такое «конфликт». Попробуем кратко передать содержание этого рассказа.

                                                    Один ученик кратко пересказывает.

УЧИТЕЛЬ: В таком пересказе дана только внешняя цепочка событий. Автора же «Записок охотника» интересовали прежде всего характеры крестьян. Как вы думаете, что такое характер?

Дети начнут перечислять различные черты характера (добрый, злой, волевой, мужественный).

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Когда всё  то, что вы сейчас перечислили, в совокупности психических, духовных черт проявляется в поведении и составляет характер человека.

Так вот, Тургенев стремился раскрыть внутренний мир человека с помощью деталей портрета, жестов, особенностей речи, интонации героя, не говоря прямо о том, что герой думал и чувствовал в данную минуту. Посмотрим на примере, как это удалось сделать писателю.

РАБОТА  С ТЕКСТОМ.

УЧИТЕЛЬ: Найдите, пожалуйста, эпизоды беседы автора с девочкой, дочерью лесника.     Сколько их?

Ученики находят, кто-то читает.

УЧИТЕЛЬ: Сколько всего слов произносит девочка на протяжении рассказа?

Ответ: Всего 5 слов.

УЧИТЕЛЬ: Писатель не сообщает, какие мысли проносятся в её голове, какие чувства она испытывает. Мы об этом можем только лишь догадываться. Как? Давайте посмотрим, как комментирует автор её действия.

                                     На доске заранее записано  (закрыто). Ученики читают.

                                                  … произнесла едва внятно.

                                                  … прошептала она.

                                                  … ещё более понурив своё печальное личико.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте и скажите, как благодаря комментариям автора, мы можем понять, что творится на душе у девочки?

Ответы учеников. ( В первом случае, очевидно, она смущается, видя незнакомого человека. Во втором случае к смущению прибавляется стыд и горькое чувство от сознания одиночества, неустроенной жизни и бедности, ведь отец перед этим рассказал постороннему человеку о бегстве матери и о том, что у них в доме ничего нет, кроме куска хлеба).

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! А теперь попытаемся сделать вывод. Итак, какой характер у девочки?

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Характер девочки раскрыт, раскрыт  её внутренний мир  путём интонации её речи. Как вы думаете, как относится автор к своей героине, благодаря каким средствам выразительности это достигается?

Ответы учеников. ( Личико…)

УЧИТЕЛЬ: Найдите, пожалуйста, эпизод беседы автора с лесником. Обратите внимание на речь героя рассказа. Попробуйте объяснить, какие чувства героя скрываются за выделенными словами.

Ученики ищут, анализируют, отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами на примерах убедились, как автор мастерски через интонацию речи, саму речь, через собственный комментарий раскрывает нам внутренний мир героев. Продолжим наше знакомство с художественными особенностями этого рассказа.

Итак, рассказ начинается совсем обычно: «Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках». Далее следует великолепный тургеневский пейзаж. Вообще, И.С.Тургенева называют «непревзойдённым мастером русского пейзажа»

                                     Запись на доске: непревзойдённый.

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете это слово?

Ответы учеников. (Можно посмотреть в толковый словарь).

УЧИТЕЛЬ: Давайте ещё раз внимательно почитаем отрывок и постараемся представить себе эту картину.

Чтение отрывка наизусть одного подготовленного ученика.

УЧИТЕЛЬ: Представили картину? Какие  средства выразительности языка использовал автор при описании грозы? Приведите примеры.

                          Ответы учеников. ( Эпитеты, метафоры, олицетворение).

УЧИТЕЛЬ: Благодаря этим средствам языка нам удалось увидеть картину грозы, нарисованную мастером слова. Таким образом, Тургеневу  обращается к зрительному ощущению  читателя. Вам на дом было задано нарисовать картину грозы. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

                       Демонстрация рисунков на стенде с комментариями (2-3 ученика).

УЧИТЕЛЬ: А теперь вновь обратимся к тексту. Найдите в описании  ключевые (основные) слова, воссоздающие картину грозы.

Дети ищут.

УЧИТЕЛЬ: К какой части речи они относятся? (Глаголы)

Дети должны найти все глаголы движения.

УЧИТЕЛЬ: Какое это средство выразительности?

Олицетворение.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, какую роль в воссоздании данного пейзажа играет олицетворение?

                    Ответ. ( Чтобы показать что-то грозное, надвигающее, страшное, чтобы мы как-то услышали эту картину).

УЧИТЕЛЬ: Значит, автор воздействует и на наши слуховые ощущения. Итак, разразилась гроза, дождь полил как из ведра. И вдруг … из грозы появляется мужик. Лесник, леший. Обратите внимание на эти слова. Когда мы увидели лесника?

                                                      Ответ. (В свете молнии).

УЧИТЕЛЬ: Автор-охотник избушку тоже увидел  при свете молнии. Чего можно ожидать от такого начала?

Ответ. (Чего-то фантастического).

УЧИТЕЛЬ: А что мы видим?

Ответ. (Убожество, бедность).

УЧИТЕЛЬ: Найдите описание избы, перескажите.

Ответ подготовленного ученика.

УЧИТЕЛЬ: Почему у автора «сердце заныло»?

Ответ. (Из жалости).

УЧИТЕЛЬ: По описанию избы можно судить о жизни лесника?

Ответ. (Да, он беден).

УЧИТЕЛЬ: Найдите описание Бирюка, о чём свидетельствует его портрет?

Ответ. (Сильный, мужественный человек, похож внешне на богатыря).

УЧИТЕЛЬ: Лесник оказывается известным Бирюком- грозой местных крестьян. Почему так удивился охотник, узнав об этом?

                                        Ответы. (Ему было любопытно увидеть человека, о котором много слышал, а возможно, он не ожидал увидеть такого богатыря).

УЧИТЕЛЬ: Продолжим наш анализ. В ходе повествования появляется ещё одна неожиданность. «Куда? Стой!»- загремел вдруг железный голос Бирюка».Обратите внимание, опять слово вдруг. Видно, это неспроста. Писатель хочет показать, что в размеренной, обыденной, привычной жизни таятся серьёзные конфликты, столкновения людей. Что же такое конфликт? Посмотрите на доску. Прочтите.

     НА доске запись. Конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов.

УЧИТЕЛЬ: Запишите, пожалуйста, в ваших тетрадях определение. Между кем в рассказе возникает конфликт?

                                         Ответ. (Между Бирюком и мужиком).

УЧИТЕЛЬ: Итак, что же произошло?

Ответ. (Бирюк увидел мужика, ворующего лес, схватил его и привёл в избушку).

УЧИТЕЛЬ: Давайте посмотрим, как это могло произойти на самом деле. Наши ученики подготовили сценку.

Ученики показывают сценку.

УЧИТЕЛЬ: Бирюк и воришка - оба мужики. Так почему между ними возник конфликт?

                                    Ответ. (Бирюк охраняет лес, это его работа. «Воровать не след». Он знает, что крестьяне, от которых он охраняет лес, воры и враги).

УЧИТЕЛЬ: Чем вызвана озлобленность, угрозы, ненависть к Бирюку?

Ответ. (Отчаянием).

УЧИТЕЛЬ: Итак, подведём итоги. Какая ситуация возникла в рассказе?

Ответ. (Есть закон. Нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит).

УЧИТЕЛЬ: Кто из героев выполняет этот закон?

Ответы. (Только Бирюк, а остальные мужики воруют лес).

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите по тексту, как автор реагирует на эту ситуацию, какова его авторская позиция?

                            Ответы. (Автор жалеет мужика, готов заплатить за него деньги, чтоб только Бирюк отпустил).

УЧИТЕЛЬ: Почему? Разве автор не понимает, что Бирюк прав?

                                Ответы. (Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети).

УЧИТЕЛЬ: Да, нет выхода, Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьяне крепостные, а значит, бесправные.

УЧИТЕЛЬ: Почему Бирюк тоже жалеет этого озлобленного, измученного человека?

Ответы. (Он сам такой же крепостной. Ему все беды знакомы).

УЧИТЕЛЬ: Чем заканчивается рассказ?

Ответы. (Бирюк отпускает мужика, тем самым нарушая свой жизненный принцип, закон («воровать никому не след»).

УЧИТЕЛЬ: Кто же из героев прав? Кто стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк?

                                     Размышления и ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на то, как по-разному называют лесника. (Фомой, Фомой Кузьмичом, Бирюком). Так почему же в конце концов он остаётся Бирюком? В чём смысл рассказа?

                                        Подведение итогов, задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели урока:Образовательные:·               Кратко ознакомить у...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....