Конспект открытого урока по литературе в 10 классе "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
Образовательные:
· Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении
Воспитательные:
· Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Развивающие:
· Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Коррекционные:
· Расширить пассивный словарный запас учащихся литературными терминами, следить за чистотой произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-konspekt_po_karamzinu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10а классе с использованием ИКТ. Н.М.Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме
Учитель: Грошевая И.Л.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Развивающие:
- Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Коррекционные:
- Расширить пассивный словарный запас учащихся литературными терминами, следить за чистотой произношения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power ; раздаточный материал
Эпиграф к уроку:
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, изучению истории.
В.Г.Белинский
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.
II. Запись темы, эпиграфа.
Презентация (28слайдов)
III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление плана.
- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.
После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.
Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.
- Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.
- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.
Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.
IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома.
- Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
- От какого лица ведётся повествование?
- Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
- Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
V. Введение понятия “сентиментализм”.
- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.
Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Проверка по синхронному слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.
- Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?
- Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).
- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию).
VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы.
- Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.
Время для выполнения этого задания – 10 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
- Учебник, стр. 210- 214.
- Написать письмо (Лизе или Эрасту).
Литература.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).
- Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...