Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе
на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».
Своеобразие лирических интонаций Блока»
Цели урока:
- познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века;
- показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;
- развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, воспринимать, эмоционально на них откликаться и интерпретировать поэтическое произведение;
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
- способствовать развитию художественного вкуса подростков;
- воспитывать интерес учащихся к лирике А .Блока.
Оборудование: презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворения, его разбор.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение новой темы. Знакомство с биографией поэта
1. Вступительное слово учителя (Слайды № 1- 2)
Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.
Поэтом, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство.
(Слайд № 3) Цели нашего урока:
(Слайд № 4) Словарь урока: Серебряный век русской поэзии. Символизм. Мистика
2. Детство и юность
(Слайд № 5) 28 ноября 1880 года в Петербурге родился Александр Блок.
(Слайд № 6) Отец поэта, Александр Львович Блок, обрусевший немец. Видный юрист, профессор Варшавского университета.
(Слайд № 7) Мать, Александра Андреевна Бекетова, дочь знаменитого профессора – ботаника Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.
(Слайды № 8) Родители разошлись сразу после рождения мальчика, поэтому с отцом своим Блок встречался редко, но никогда не забывал. Мать после развода вернулась в дом своего отца.
(Слайды № 9 - 10) Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых — Шахматове.
Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.
(Слайд № 11) Его дед — знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.
(Слайд № 12) Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова — дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была переводчиком с нескольких языков
(Слайд № 13) Будущий поэт рос в обстановке всеобщей любви и заботы, но рос вдали от отца. Чувство безотцовщины в дальнейшем скажется на характере мальчика и на его мировосприятии. Саша был замкнут и необщителен. Печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.
(Слайд № 14) Мать Блока второй раз выходит замуж. Её супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий. Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали.
(Слайд № 15) Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.
Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери, а также его пристрастие к кораблям и кошкам».
(Слайд № 16) Стих
Жил-был маленький котенок,
И совсем еще ребенок.
Ну, и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал.
Котя это не сказал.
(из самых ранних стихов 1885 — 1886 гг.)
(Слайд № 17) В 1891 году будущий поэт поступает в петербургскую Введенскую гимназию. Со своими одноклассниками сходится трудно. Его постоянные увлечения гимназических лет — сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.
3. Университет. Начало творческого пути.
(Слайд № 18) Окончив гимназию в 1898 году, Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил в 1906 г.).
(Слайд № 19) Летом 1898 г.в Боблово (имении Менделеевых) Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева.
Молодые люди полюбили друг друга.
(Слайд № 20) В это же время Блок увлекается философией древнегреческого мыслителя Платона, знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, который писал о том, что близится преображение мира Красотой и сошествие на землю Вечной Женственности, Прекрасной Дамы.
В.Соловьёв стремился уверить, что Идеал может быть воплощён на земле.
Под влиянием философии В.Соловьёва Блок воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный "мистический роман".
СЛОВАРЬ. (Слайд № 21) Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. Мистика – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
(Слайд № 22) Блок с живостью откликнулся на идею грандиозного преображения земли, связанную с ожиданием и появлением Вечной Женственности. Ожидание снисхождения Таинственной Девы выливается в убеждение, что Вечная Женственность сама должна подать и подаёт некие знаки. Таким мистическим знаком, посланным Вечной Женственностью, и одним из её ликов была признана Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была земным воплощением Вечной Женственности, образом мистической красоты и нравственного совершенства.
(Слайд № 23) Период раннего творчества Блока - период душевных мучений, терзаний и мистики, в которых слились воедино:
- ощущения наступающих перемен, которые несет новый 20 век;
- неземное чувство любви, испытываемое к Л.Д. Менделеевой;
- впечатления от идей философа и поэта Владимира Соловьева.
Юный Блок был охвачен мистическими настроениями.
Для мистика реальный мир - лишь покров, под которым скрыта загадка.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами ...
В. Соловьёв
И, действительно, поэт обретает способность «двойного видения» мира: за планом реальности он видит, или угадывает другой мир. Об этом видении свидетельствует стихотворение, написанное 10 июня 1900г.
(Слайд № 24) На небе зарево. Глухая ночь мертва.
Толпятся вкруг меня лесных дерев громада,
Но явственно доносится молва
Далекого, неведомого града.
Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых…
Вопрос:
- В чем вы видите мистицизм стихотворения? (за деревьями поэт видит не леса, а древний город).
(Слайд № 25) С начала 1900 г. Александр Блок сближается с поэтами - символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.
В 1903 г. в журнале "Новый Путь", которым руководил Мережковский, состоялся поэтический дебют Блока. Был опубликован его цикл "Из посвящений".
Свой поэтический путь Блок начал как символист.
СЛОВАРЬ: (Слайд № 26) Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.
Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.
(Слайд № 27) В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой
(Слайд № 28) Итогом начального периода творчества стала книга "Стихи о Прекрасной Даме» (1904)
Книга Блока была полна света, радости, любви, ожидания чуда.
Некоторое представление о ней даст нам стихотворение «Ветер принёс издалёка…» (1901)
Мы приоткроем завесу тайны блоковской поэзии, своеобразия лирических интонаций Блока, кратко проанализировав это стихотворение.
(Слайды № 29) СТИХ
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где–то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
IV. Закрепление нового материала
- Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» (1901)
(Слайды № 30)
- Что вы можете сказать о характере этого стихотворения?
(стихотворение очень напевное, мелодичное, музыкальное)
- Чем создается его музыкальность? (автор использует ассонанс)
(Слайды № 31) Ассонанс - сочетание гласных звуков.
В этом стихотворении каждый звук как бы ведет свою партию: первые две строки – звуки «и», «о», «е» напоминают флейту, в двух следующих звуки «а» и «о» – гобой и так далее.
Таким образом, перед нами целый оркестр звуков, создающий звучащий символ этого стихотворения.
(Слайды № 30)
- Попробуйте определить настроение стихотворения. (светлое, таинственное)
- Какими образами создается это настроение? (настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; бездонной лазури
- Какие слова указывают нам на таинственность происходящего? (издалека, намек, где-то, метафора: сумерки весны, олицетворения: ветер принес, плакали бури, плакали струны)
- Какое значение в стихотворении имеют слова «весна», «весенний»? (эти слова употреблены в переносном значении и являются здесь символом пришествия, рождения чего-то нового чистого, ясного).
(Слайды № 32 - 33) - Давайте обратимся к учебнику (ЗАЧИТАТЬ стр. 53) 1 – читает учитель, 2 – читают дети
(Слайды № 30)
- В чем особенности синтаксиса стихотворения? (автор использует повторы слов и предложений)
- Какие композиционные особенности увидели? (кольцевая композиция: начинается и заканчивается одинаковыми конструкциями)
- Как вы думаете, почему такая организация стихотворения, с какой целью автор использует все эти средства? (с помощью такой необычной организации стихотворения автор передает свои чувства, состояние души)
- Так о чем же это стихотворение? (тему его определить очень сложно, нет конкретных образов и картин, потому что автор передает свое состояние предчувствия, ожидания прихода в свою жизнь чего-то нового и светлого. Передать это простыми словами очень сложно, поэтому автор и использует символы на различных уровнях
2. Вывод
Сделаем выводы
(Слайд № 34) Основными чертами символистской лирики Блока становятся
- Музыкальность стиха (ассонанс);
- Выразительный ритм;
- Метафоричность языка;
- Возвышенность тематики;
- Многозначность;
- Мистическая настроенность;
- Недосказанность;
- Расплывчатость образов
- Символика образов и красок
- Заключительное слово учителя (Слайд № 35)
А. Блок своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи.
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности.
Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.
V. Итог урока (Слайд № 36)
- Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением Владимира Лазарева, посвящённым Александру Блоку.
Звучи, звучи, живая речь В ноябрь туманный, в тёплый август,
Поэта Александра Блока. И в тяжкий, и в счастливый день.
Встреч разуму и свету встреч ...И не отринуть, не отречь
В порыве мощном и глубоком. Строку от Родины и сроков.
Звучи же, вписываясь равно Звучи, звучи, живая речь
В мир городов и деревень, Поэта Александра Блока!
VI. Домашнее задание
1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.
2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"
1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"
Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...